Долгосрочное равновесие монополистически конкурентной фирмы 2 страница
Циклическая безработица ‑ связана с цикличностью развития экономики, то есть сменой различных фаз экономического цикла.
Существование различных видов безработицы предполагает определение уровня безработицы, как отношения количества безработных к количеству занятых, выраженная в процентах.
Экономические издержки безработицы связаны с отставанием объема ВНП, то есть главная цена безработицы это невыпущенная продукция.
Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП.
По его мнению, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%.
Естественный уровень безработицы отражает понимание полной занятости.
Полная занятость не означает полной занятости трудоспособного населения, а предполагает существование добровольной, фрикционной и институциональной безработицы.
В настоящее время полная занятость считается при 3-4% безработицы.
Естественный уровень безработицы не является постоянным, а постоянно изменяется, под воздействием следующих факторов.
Во-первых, в связи с изменением демографического состава рабочей силы, отражающее вовлечение в процесс труда женщин и молодежи.
Во-вторых, в связи с изменениями институционального характера. Так, например, введение компенсаций по безработице.
Таким образом, развитие рынка труда приводит к повышению эффективности функционирования рабочей силы, но и к безработице.
|
|
Цель лекции
Построение в Российской Федерации социальной рыночной экономики невозможно без возрастания государственного вмешательства в экономические процессы. В связи с этим особый интерес вызывает рассмотрение роли и места государства в современной рыночной экономике, а так же выяснение форм и методов государственного вмешательства в экономику.
План лекции
1. Экономические институты: сущность и роль в современной рыночной экономике.
2. Понимание государственного вмешательства в экономику в различных направлениях экономической теории. Основные направления вмешательства государства в экономику.
2.Внешние эффекты и общественные блага.
Рекомендованная литература
1.Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.Республика, 1992, Т.1, С.94-104.
2.Экономика (Экономическая теория): Учебное пособие для студентов неэкономических вузов и факультетов / Под рук. и ред. проф. Бабаева Б. Д. – 2-е изд. Иваново. ИвГУ, 1998. С.94-96.
3.Экономическая теория: Учебник для студ. вузов / науч. Ред. и рук. авт. Коллектива В. Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. И доп. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. С.440-483.
4.Экономическая теория (политическая экономия): Учебник / Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М. ИНФРА, 1999. С.123-133.
1. Экономические институты: сущность и роль в современной рыночной экономике.
Повышение благосостояния граждан любой страны связано с постоянным экономическим прогрессом. Движущие силы экономического прогресса порождаются как базисными факторами – производительными силами и производственными отношениями, так и надстроечными – экономическими институтами (политика, право, духовно-нравственные отношения) и соответствующими им организациями (политическими партиями, государством).
Экономические институты, будучи производными, вторичными по отношению к экономическому базису, оказывают обратное воздействие на его развитие. Причем экономические институты активно влияют на экономический прогресс, ускоряя или замедляя его.
Понятие «экономические институты» введено в научный оборот представителями институционально-социологического направления в экономической теории.[7]
По их мнению, институты – это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особым образом, знаний, которыми должны обладать все члены общества.
Институты создают структуру стимулов общества и являются как формальными законами (конституция, законодательство, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). В связи с этим институты медленно приспосабливаются к изменениям в обществе.
Институты, как набор законов и неформальных правил, отличаются от организаций. Институты определяют правила взаимоотношений между людьми, а организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут определять институциональные правила и законы.
Так, например, в краткосрочном периоде организации принимают институциональные законы и правила, а в долгосрочном периоде они могут действовать двумя путями: во-первых, добиваться своих целей в рамках сложившихся институтов, во-вторых, постараться изменить институциональные законы и правила.
Между институтами, как набором законов и неформальных правил, и эффективностью производства существуют прочные устойчивые причинно-следственные связи, которые выражаются через транзакционные издержки.[8]
Транзакционные издержки связанны с сопутствующими производству затратами: поиск информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением.
В простой модели персонализированного обмена, участники которого многократно совершают однотипные сделки, хорошо знают характеристики и свойства друг друга, транзакционные издержки крайне низки.
В модели специализированной взаимозависимости, где благополучие отдельных участников зависит от сложной структуры специализации и кооперации производства и сбыта, имеющей временную и пространственную протяженность, транзакционные издержки резко возрастают.
Рост транзакционных издержек объясняется необходимостью измерения характеристик объектов обмена, предоставления информации об объектах и обеспечения соблюдения условий обмена. Отсутствие этих условий открывает широкое поле для обмана, нарушения соглашений, поскольку это сулит немалый выигрыш.
Для недопущения подобных действий контрагентов хозяйственных сделок обществу приходится создавать сложные институциональные структуры, которые бы их ограничивали и тем самым минимизировали потери от вышеперечисленных действий.
В современной рыночной экономике сложилась система договорного права, взаимных обязательств, гарантий, торговых марок, сложных систем мониторинга и эффективные механизмы проведения законов в жизнь. Осуществление этих действий приводит к расходованию огромных ресурсов (хотя в расчете на одну сделку эти издержки невелики), но производительность, связанная с выигрышем от производства и торговли, возрастает еще больше, благодаря чему современная рыночная экономика имеет возможность быстро развиваться.
Развитие современной рыночной экономики постоянно предполагает развитие институциональных структур, необходимых для снижения рисков неопределенности, так как контрагенты рынка все более удаляются от круга наших индивидуальных знаний.
Развитие институциональных структур возможно только в результате появления третьего участника производства и обмена – государства.
Государство призвано разрабатывать законодательную базу осуществления сделок, следить за их выполнением, а также обеспечивать соблюдение договоров.
Однако становление государства приводит к неравномерному распределению силы принуждения. Это создает возможность для тех, кто обладает большей силой принуждения, толковать законы в собственных интересах независимо от того, как это скажется на развитии экономики. Начинают приниматься и соблюдаться те законы, которые отвечают интересам сильных мира, а не те которые снижают транзакционные издержки.
Таким образом, становление экономических институтов, отражает процесс минимизации транзакционных издержек и создает условия для появления государства.
2. Понимание государственного вмешательства в экономику в различных направлениях экономической теории.Основные направления вмешательства государства в экономику.
Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики, так как рыночный механизм не решал всех вопросов рыночного хозяйства. Даже рыночный механизм времен свободной конкуренции не мог обойтись без участия государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения и обеспечения правовой основы рыночной экономики.
В настоящее время рыночный механизм определяет цели и задачи производства и сбыта продукции и услуг во многих сферах экономики, в то время как государство пытается регулировать рынок посредством налогообложения, государственных расходов, юридических законов и административных мер. О единстве этих двух сторон рыночной экономики хорошо сказал П. Самуэльсон: «Управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой».
Возрастание роли государственного вмешательства в экономику было связано с переходом от капитализма свободной конкуренции к монополистическому капитализму, при котором монополии нуждались в сильной государственной власти. Этот процесс нашел свое отражение в различных направлениях экономической теории.
Схема №1. Основные направления государственного вмешательства в экономику.
Основные направления развития теории заработной платы в XX веке | |||
Критика использования только экономических инструментов | |||
Экономическая теория институциональных ограничений | |||
Критика неприемлемости рыночных отношений при плановой системе хозяйствования | Критика социальной силы рабочего класса | Критика свободной конкуренции | Критика излишнего государственного вмешательства в экономику |
Политическая экономия государства | Экономическая теория государственного вмешательства в экономику | Экономическая теория экономического либерализма |
Обоснование возрастания роли государственного вмешательства в экономику было осуществлено представителями экономической теории социальных ограничений. В работах представителей этого направления утверждалось, что в условиях несовершенной конкуренции кроме экономических факторов необходимо учитывать политические, социальные и иные факторы.
По объему государственного вмешательства в экономику можно выделить три основных направления:
– политическая экономия государства;
– экономическая теория государственного вмешательства в экономику;
– экономическая теория экономического либерализма.
Первое направление государственного вмешательства в экономику (политическая экономия государства) было построено на полном огосударствлении экономической жизни, на основе государственной собственности на средства производства, рабочую силу и результаты труда. Руководство экономикой осуществлялось на основе плановых заданий, имевших форму законов, централизованного распределения ресурсов и законодательной обязанности граждан трудиться.
Основоположниками этого направления были В. И. Ленин, И. В. Сталин, а также советские экономисты, работавшие в XX веке.
Второе направление государственного вмешательства в экономику (экономическая теория государственного вмешательства в экономику), представляет собой особую макроэкономическую концепцию регулирования экономики, предусматривающую стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и перераспределение национального дохода через государственный бюджет.
Основными инструментами государственного регулирования становятся государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента.
Основоположником этой концепции был английский экономист Дж. М. Кейнс, а последовательным проводником президент США Ф. Д. Рузвельт.
Третье направление государственного вмешательства в экономику (экономическая теория экономического либерализма) опирается на положение о том, капиталистическая экономика имеет тенденцию к равновесию, устойчивости и стабильности. В связи с этим целью государства является борьба с монополистическими тенденциями в экономике и создание условий для свободной конкуренции.
Основными инструментами государственного вмешательства в экономику становятся валютная, денежная и кредитная политика.
Основоположниками этого направления являются немецкий экономист Л. Эрхард и американский экономист М. Фридмен.
Различие между подходами к регулированию экономики состоит в инструментах, с помощью которых возможно ее регулировать.
Таким образом, в настоящее время существуют и используются три основных теоретических подходов государственного вмешательства в экономику.
Схема №2. Сферы государственного вмешательства в экономику
Милитаризация и конверсия экономики | Сферы государственного вмешательства в экономику | Инновационные процессы в капиталоемких и наукоемких отраслях |
Социальная и производственная инфраструктура | «Больные» отрасли экономики |
Необходимость государственного вмешательства в экономику связано с ограниченностью рыночного механизма, который сам порождает свои противоположности.
Государственное вмешательство в экономику должно быть построено на трех основных принципах.
Эффективность представляет собой функцию государства по обеспечению эффективного функционирования предприятий и преодолению монополистических тенденций в экономике.
Стабильность представляет собой макроэкономическую функцию государства по сглаживанию циклический колебаний в экономике, а также уменьшение инфляционных процессов.
Справедливость представляет собой функцию государства по поддержанию социального мира, так как рынок предоставляет блага только тем, кто имеет доходы. В связи с этим государство взяло на себя полномочия по перераспределению доходов, поддержанию малоимущих и пенсионеров, а также гарантировать работающим минимальный уровень занятости.
Помимо этих глобальных функций государство берет на себя обеспечение правовой основы функционирования экономики, компенсацию негативных сторон рынка, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение развития фундаментальной науки, защиту правопорядка и оборону страны.
Осуществление этих функций может выполняться с помощью следующих регуляторов:
– правовые регуляторы, связаны с разработкой законодательной основы функционирования экономики и обеспечением их действия;
– административные регуляторы, представляют собой действия по реализации законодательных мер по эффективному функционированию экономики;
– экономические регуляторы представляют собой действия государства по ориентированию производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии.
Роль экономических регуляторов в экономике возросла после Второй мировой войны в развитых капиталистических странах и опиралась на экономическое программирование (индикативное планирование) и государственный сектор в экономике. Место и роль этих инструментов в капиталистических странах варьируется от минимального в США, до максимального в Австрии и Франции, но везде их использование должно быть построено на основе следующего принципа: «Конкуренция – везде, где возможно, регулирование – везде, где необходимо!»
В экономической теории основными считаются экономические регуляторы.
Схема №3. Классификация экономических регуляторов
Экономические регуляторы экономики | ||
Меры прямого воздействия на экономику | Косвенные регуляторы | |
Целевое финансирование (в том числе региональные и целевые программы) | Система государственных закупок | Виды экономической политики Бюджетно-налоговая Денежно-кредитная Амортизационная Валютная Таможенная |
Таким образом, государство разработало и применяет целый комплекс регуляторов экономики для исправления ошибок рыночного механизма.
3. Внешние эффекты и общественные блага.
Рыночная экономика не всегда способна автоматически привести экономику к оптимальности. В связи с этим существует целый ряд проблем, на решение которых рыночный механизм не рассчитан.
Основной проблемой является существование внешних эффектов или экстерналии.
Под внешними эффектами понимается воздействие сделки на третьих лиц, которые не участвуют в данной экономической сделке.
Внешние эффекты могут быть положительными, то есть приносящими дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательными, приносящие им дополнительные издержки.
Так, например, развитие здравоохранения приносит положительные экстерналии, а развитие промышленности, без проведения природоохранных мероприятий, отрицательные.
Нейтрализация и интернализация (стимулирование) внешних эффектов является главной задачей государства, которое использует для этого традиционные инструменты: налоги, сборы и субсидии.
Нейтрализация и интернализация внешних эффектов может быть осуществлена за счет спецификации прав собственности на ресурсы и свободного обмена этими правами. Данное положение известно как теорема Р. Коуза.
Провалы рынка связаны также с производством, так называемых, общественных благ и услуг, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении (образование, медицина, оборона, охрана общественного порядка и т. д.).
Получение общественных благ и услуг без соответствующих затрат – сфера действия нерыночного механизма. В связи с этим их производством должно заняться государство.
Таким образом, развитие общества предполагает нейтрализацию и интернализацию внешних эффектов, а также производство общественных благ.
Раздел №3
МАКРОЭКОНОМИКА
Макроэкономика это один из основных разделов экономической теории, призванный выяснить, как функционирует национальная экономика в целом.
В центре внимания макроэкономики находится изучение крупномасштабных экономических явлений и процессов, таких как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении и т. д.
Одновременно макроэкономика изучает средние по стране экономические показатели: средние доходы, средняя заработная плата, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда, а также структурные пропорции и темпы экономического роста.
Таким образом, макроэкономика является одним из важнейших разделов курса экономической теории, раскрывающим как функционирует национальная экономика в целом.
Лекция №11. Макроэкономическое равновесие
| |||
|
Цель лекции
Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой курса экономической теории, определяющей его внутреннее содержание. В связи с этим особый интерес вызывает его изучение, а также способов его достижения.
План лекции
1. Макроэкономическое равновесие и эффективный рост: частичное и общее экономическое равновесие.
2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Формирование экономического равновесия системы. AD-AS – анализ общего экономического равновесия.
Рекомендованная литература
1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. М.: Республика, 1992. С.175-193.
2. Экономическая теория: Для студ. вузов / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В. Д. Камаев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.275-286.
3. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. С.337-349.
4. Экономика (Экономическая теория): Учеб. пособие для вузов / Под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 4-е изд. Иваново – Москва – Тверь: Иван. гос. ун-т; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информации; Тверской филиал, 2002. С.153-174.
1. Макроэкономическое равновесие и эффективный рост: частичное и общее экономическое равновесие.
Постоянное нарушение сбалансированности и пропорциональности экономических процессов, которое всегда возвращает экономику в исходное состояние, хотя и на новом качественном уровне, представляет собой макроэкономическое равновесие.
Достигнуть макроэкономического равновесия стремятся народные хозяйства всех стран, в том числе и наша страна.
В экономической литературе различают два вида макроэкономического равновесия: идеальное и реальное.
Идеальное (теоретически желаемое) равновесие достигается в экономическом поведении всех субъектов рыночной экономики при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах и сферах народного хозяйства.
Достижение идеального равновесия возможно при соблюдении следующих условий воспроизводства.
· Все субъекты рыночной экономики должны найти на рынке предметы потребления.
· Все предприниматели должны найти на рынке факторы производства.
· Весь продукт, произведенный в прошлом году, должен быть реализован.
Кроме этого достижение идеального равновесия невозможно без существования совершенной конкуренции и отсутствия экстерналий (побочных эффектов).
В реальной рыночной экономике достижение идеального равновесия невозможно, так как постоянно нарушаются основные требования.
· В условиях государственной монополистической экономики отсутствует совершенная конкуренция, а, соответственно, независимый рынок.
· Велика роль положительных и отрицательных побочных эффектов предпринимательской деятельности.
· Циклические и структурные кризисы, инфляция выводят экономику из состояния сбалансированности.
Таким образом, достижение идеального равновесия является трудновыполнимой задачей.
Вместе с тем даже в условиях этих диспропорций экономическую систему можно привести в динамическое равновесие, которое будет отражать рыночные реалии со всеми их противоречиями.
Динамизм в развитии экономической системы проявляется в изменении отраслевой структуры народного хозяйства, экономическом росте, под воздействием различных факторов, в развитии потребностей, в изменении внешнеэкономических факторов.
Реальное макроэкономическое равновесие – это равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при помощи внешних факторов воздействия на рынок.
В реальном макроэкономическом равновесии выделяют частичное и общее равновесие.
Частичное равновесие представляет собой равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг и факторов производства.
Общее равновесие связано с достижением одновременного равновесия на всех рынках, равновесие экономической системы в целом.
Несмотря на несовпадение идеального и реального макроэкономического равновесия, сопоставление этих моделей позволяет достичь следующих результатов:
· понять экономические механизмы, достижения макроэкономического равновесия;
· выявить отклонения реальных процессов от идеальных;
· сформировать оптимальную экономическую политику достижения сбалансированности.
Сбалансированность характеризует состояние экономической системы как единого целого и проявляется пропорциональности народного хозяйства.
Сбалансированность прокладывает себе дорогу как тенденция, тем более, что отдельные элементы, звенья экономической системы обладают определенной автономностью. В связи с этим согласование экономических процессов всегда относительно. Оно предполагает возможных отклонений, в пределах которых процессы сбалансирования осуществляются на условиях развития определенной экономической системы.
В диапазоне этой сбалансированности экономическая система должна функционировать в определенном равновесном режиме. Выход экономической системы за рамки этой сбалансированности лишает ее источников роста, приводит в движение механизм торможения, делает систему неустойчивой и, в конечном счете – нежизнеспособной.
Достижение сбалансированности в развитии экономики должно опираться на постоянное существование материальных и людских резервов, необходимых для осуществления экономических изменений. В связи с этим насыщенный, предлагающий некоторый избыток ресурсов над спросом, рынок создает в стране стабильность хозяйственных связей.
Наличие запаса необходимых ресурсов локализует сбои производства, не дает им распространиться на широкую цепь связанных между собой разделением труда хозяйственных звеньев. Такой вид перепроизводства блокирует возникшую диспропорциональность, что, естественно, укрепляет устойчивость экономической системы.
В условиях чрезмерного накопления запасов ресурсов происходит их омертвление, что приводит к падению эффективности производства. Это служит сигналом для снижения запаса ресурсов.
В условиях снижения запаса ресурсов в каждом производственном звене, происходящем на научной основе, увеличивается эффективность производства и объем конечного продукта.
Эти особенности развития экономических систем ставят общество перед противоречивыми задачами: добиться стабилизации хозяйственных процессов, их устойчивого согласования и не отстать в научно-техническом процессе, который требует новых производственных решений, новых хозяйственных связей и одновременно отказа от устаревших связей.
В связи с этим без сбалансированности развития общества как системы невозможно. Однако развитие НТП эту систему подрывает, но выводит страну на новые рубежи экономического роста, которые снова требуют обеспечения общего равновесия.
Таким образом, проблемы сбалансированности (равновесного) роста и эффективного роста не всегда решаются одновременно.
В связи с этим в достижении сбалансированности выделяют краткосрочный (обычно 2-3 года) и долгосрочный периоды.
В краткосрочном периоде номинальные величины ( цены, величина номинальной заработной платы, номинальная ставка процента) под воздействием рыночного воздействия изменяются медленно, иногда говорят даже об их относительной неизменчиваемости или жесткости. В этот же период реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) более подвижны.
В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины достаточно сильно, их считают гибкими, а реальные меняются медленно и для анализа их часто рассматривают как постоянные.
Таким образом, при достижении сбалансированности необходимо учитывать период этого достижения.
2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Формирование экономического равновесия системы. AD-AS – анализ общего экономического равновесия.