Причины, вызывающие неравенство доходов
ЛЕКЦИЯ № 5
по дисциплине МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Тема 5. Макроэкономическое регулирование: социально-экономическая политика государства.
Занятие № 1. Макроэкономическое регулирование: социально-экономическая политика государства.
|
Учебно-воспитательные цели:
1. Уяснить роль и значимость социальной политики как одного из основных инструментов государственного регулирования экономики.
2. Рассмотреть социальную роль государства в рыночной экономике.
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
1. Содержание социальной политики государства. Уровень жизни и его показатели. Кривая Лоренца. Социальное государство.
2. Безработица, ее сущность, виды и естественный уровень.
Заключение.
Литература
а) основная
1. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672 с.
2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.
3. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.
4. Липсиц И. В.. Экономика: учебник для вузов. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.
б) дополнительная
1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. –М., 1992.Т1 – С. 264–320.
2. Фишер С. Экономика. – М., Дело, 1993. – С. 358–375, 491–511.
3. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Экономическая теория (Учебник для вузов). – М.: «ВЛАДОС», 1998. – С.340–369.
Учебно-материальное обеспечение
Учебно-методический комплекс по теме №19:
1. Текст фондовой лекции.
2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №19.
3. План-конспект проведения лекционного занятия №19.
4. ТСО: ПЭВМ, видеопроектор.
5. Классная доска, мел, указка.
6. Список рекомендованной литературы и ее выставка.
Текст лекции
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что рыночная экономика обладает мощными механизмами саморегулирования. Казалось бы, что она должна развиваться поступательно, максимально используя все имеющиеся ресурсы.
Однако исторический опыт показывает, что макроэкономическая стабильность постоянно нарушается, и основными макроэкономическими проблемами являются растущие цены, увеличение числа людей, не имеющих работы, периодически возникающие экономические кризисы. Они появляются в результате долгосрочного рассогласования спроса и предложения и могут охватить своим воздействием все сферы национальной экономики. В результате возможны деформации механизма рынка, снижение эффективности деятельности субъектов всех уровней.
В этих условиях добиться достижения целей, которые ставятся обществом на макроэкономическом уровне возможно только при помощи активной деятельности государства.
При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Учебные вопросы (основная часть):
Содержание социальной политики государства. Уровень жизни и его показатели. Кривая Лоренца. Социальное государство
Все проблемы современного общества, так или иначе, сводятся к социально-экономическим проблемам и имеют своим источником фундаментальные потребности населения. Недостатки рыночного механизма наиболее рельефно проявляются именно в социальной сфере и поэтому роль государства здесь особенно велика.
Одним из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни обществаявляетсясоциальная политика.
Социальная политика– это система мер государства, направленных на ослабление дифференциации доходов и имущества, урегулирование противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Задачи социальной политики государства:
1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных;
3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).
Можно выделить два больших направления социальной политики государства:
1. Государственное регулирование занятости.
2. Регулирование доходов и социальная защита населения.
Регулирование занятости
Достичь полной 100 %–й занятости практически невозможно и такой задачи никто и никогда не ставит, да в этом и нет необходимости.
В мировой практике выработаны два основных типа воздействия на уровень занятости:
а) активный тип – сводится к следующим мерам государства:
§ изучение демографической ситуации в стране, постоянный учет количества безработных и количества вакантных рабочих мест по профессиям, отраслям, регионам;
§ оказание помощи людям в поиске работы;
§ организация переобучения работников и профориентация молодежи;
§ стимулирование частного бизнеса по сохранению старых и созданию новых рабочих мест;
§ увеличение спроса на рабочую силу на государственных предприятиях;
§ создание системы общественных рабочих мест;
б) пассивный тип – выплаты всевозможных пособий по безработице.
Безработным социальная помощь оказывается несколькими путями:
1) Пособие по безработице. Его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие определенный стаж работы и вносившие взносы в фонд по безработице. В силу ряда ограничений пособия получают менее половины безработных. Срок получения ограничен (США – 26 недель). В РФ в 1995г. было зарегистрировано около 2 млн. безработных, из них пособие получали 1,2 млн.
2) Помощь по безработице – второй тип финансовой помощи. В одних странах она составляет твердую ставку (Франция), в других» как и пособие по безработице, долю заработка. В некоторых странах (США, Япония) такой помощи не существует.
3) Оплата профессиональной подготовки и переподготовки, оплата коммунальных услуг и т.д. Если тот или иной трудящихся не работает и не может получить пособие или срок их получения истек, государство выделяет ему и его семье некоторые денежные средства и оплачивает отдельные коммунальные услуги.
Регулирование доходов
Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государство проводит социальную политику, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.
Доходы населения – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производстве, произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.
Денежные доходы населения включают следующие поступления денег:
– оплата труда работающих лиц;
– доходы от предпринимательской деятельности;
– пенсии, стипендии, различные пособия;
– доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости);
– доходы от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий;
– доходы от оказанных на сторону различных услуг;
– страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др.
Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей.
Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов населения. Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице). Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.
Доходы населения подразделяются на номинальные, располагаемые и реальные.
Номинальный доход– количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.
Располагаемый доход –это часть личного дохода граждан, оставшаяся после уплаты индивидуальных налогов и неналоговых платежей.Это тот доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения.
Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Какая бы система распределения ни была справедливой, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.
Причины, вызывающие неравенство доходов
1) различие в индивидуальных способностях. Люди – разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют различную предрасположенность людей к эффективному выполнению тех или иных видов работ;
2) различия в квалификации и опыте. Люди получают разный уровень образования, в т.ч. и профессионального, обладают разным опытом в выполнении определенных работ. Более сложный труд требует более высокого уровня образовательной подготовки, уменьшает количество претендентов, способных выполнить такую работу. Как следствие, в стабильном обществе тот, кто способен заниматься более сложной работой, как правило, получает больший доход;
3) различия в готовности и способности работать в особых условиях. Работа, например, шахтеров связана с большим риском, с высокой степенью физической интенсивности труда. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью, здесь применяются очень сложные технологические системы, нарушения в которых потенциально могут принести большой ущерб. Если взять предпринимательскую деятельность, то она также требует готовности и умения рисковать, много и интенсивно трудиться;
4) различия в собственности. С начала 1990-х гг. заметно расширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами. Среди них выделяются те, кто занимается предпринимательской деятельностью. Распределение капитала, акций и других активов – один из факторов, вызывающих дифференциацию доходов.
Таким образом, неравенство (дифференциация) доходов это различия в уровне доходов на душу населения, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.
Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 1), как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. Макс Лоренц – американский экономист и статистик (1876–1959).
Рисунок 1. Кривая Лоренца
По горизонтали отложены процентные группы населения (доли семей в % от их общего числа, а по вертикали – процентные доли доходов, получаемые этими группами.
Население страны разбивается на пять групп по 20 % каждая: нижние 20%, вторые 20%, третьи 20%, четвертые 20%, верхние 20%.
Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% от всего совокупного дохода общества, 40% населения – соответственно 40% дохода, 80% населения – 80% дохода и т.д.
Следовательно, линия ОВ показывает абсолютное равенство в распределении доходов.
В реальности фактическое распределение дохода показано линией ОАВ, т.е. например: 20 % населения с самыми низкими доходами получают 5 % общего дохода, 20 % населения с самыми высокими доходами 60 % общего дохода.
Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОВ, тем больше неравенство (дифференциация) в распределении доходов.
Таким образом, площадь Т, образованная линией абсолютного равного распределения доходов и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов.
Если разделить площадь Т на площадь треугольника ОСВ, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов:
Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884–1965).
Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1, тем больше степень неравенства доходов.
Для оценки степени дифференциации доходов также рассчитывается т.н. квинтильный (децильный) коэффициент – отношение доходов 2-х групп населения: 20% (10%) населения с самыми высокими доходами, и 20% (10%) населения с самыми низкими доходами.
Если этот коэффициент превышает 10, то считается, что необходимо принимать меры по его сдерживанию и некоторому выравниванию доходов.
С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности.
Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных, по нормам данного общества, средств к существованию.
Для отнесения определенных категорий населения к числу бедных (т.е. имеющих право на получение социальной помощи) используется показатель, определяющий уровень (порог) бедности: черта бедности. Она отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимальный уровень жизни.
Абсолютная черта бедности – это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.
Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.
Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах – членах ЕС – менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.
Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание – 45,1; непродовольственные товары – 39,0; услуги – 13,2; налоги и сборы – 2,7.
Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат – в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания – 30; непродовольственные товары – 47 (из них ткани, одежда, обувь – 20, мебель, предметы культуры и быта – 18, прочие товары – 9%); все услуги – 23.
Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:
1) «бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
2) «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
3) «обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
4) «богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.
Абсолютное равенство в доходах снижает в людях стимулы к производительному труду[1]. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным[2]. Более того, это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.
Однако, чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:
1) становится чрезмерно большим (когда на долю беднейших 40 % населения приходится менее 12–13 % общей суммы доходов семей страны);
2) увеличивается слишком высокими темпами.
Такой перекос в распределении благ обычно порождает огромное недовольство малоимущих граждан и может привести к совершенно нежелательным для страны социально-экономическим и даже политическим последствиям[3].
Поэтому экономисты и правительство постоянно ищут способы предотвращения чрезмерно быстрого и резкого усиления различий в уровнях жизни граждан.
Государственная политика доходов, является составной частью социальной политики, и заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат, а также нейтрализации инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения (защита доходов, через их индексацию).
При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки (защиты) малоимущих.
Социальные трансферты – это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом.
Выплаты населению производятся из местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Социальные трансферты включают:
1) все виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);
2) все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ;
3) все виды получаемых населением доходов по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и др.);
4) компенсационные выплаты и льготы, а также денежную благотворительную помощи в форме оплаты стоимости или части стоимости путевок в санатории, дома отдыха;
5) компенсацию затрат на общественный транспорт и др.
Социальные трансферты в натуральной форме состоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно или по льготным ценам (например, услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.).
Главным инструментом выравнивания доходов различных слоев населения является система прогрессивного налогообложения личных доходов. Ее суть состоит в том, что для более высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов, т.е. более богатые граждане отдают в казну государства большую долю своих доходов, чем бедные. Решение этой задачи на практике осуществляется с помощью составления налоговых деклараций, учитывающих все заработки налогоплательщика за год и определяющих сумму, которую он должен государству доплатить. Прогрессивное налогообложение облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества.
Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной штаты, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами – пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор.
В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Индексация должна производится при росте розничных цен свыше 6%.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
Для всех остальных категорий занятых государство регулирует размер минимальной оплаты труда (МРОТ). В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый МРОТ.
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Таким образом, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.
Однако с другой стороны, система трансфертов и другие методы социальной поддержки подрывают стимулы к более производительной деятельности у наиболее трудолюбивых, одаренных и активных членов общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги отдавать все большую их часть на помощь беднейшим. Следовательно, чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом.
Поэтому бороться с бедностью необходимо не только и, может быть, даже не столько за счет социальных трансфертов, сколько за счет помощи беднейшим гражданам в увеличении их заработанных, а не дарованных государством доходов.
Социальная защищенность включает в себя систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т.д.
В деле регулирования доходов и социальной защиты населения основные меры государства сводятся к следующему:
¨ определение индекса стоимости жизни, расчет минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума. Определение душевых доходов населения;
¨ законодательное установление минимальной заработной платы и минимальной пенсии;
¨ индексация доходов в условиях инфляции;
¨ компенсация высоких цен на товары широкого потребления;
¨ социальное вспомоществование экономически слабым, незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, учащейся молодежи, многодетным и т.д.);
¨ расчет коэффициента Джини, децильного коэффициента и предотвращение неоправданно высокой дифференциации доходов разных групп населения.
Уровень жизни
Совокупные доходы общества в целом и каждого из его членов оцениваются как показатели экономического благосостояния, которое имеет количественную и качественную определенность.
Количественной характеристикой благосостояния является уровень жизни– категория, ориентированная на количественную (в денежных или натуральных единицах) оценку степени удовлетворения материальных и духовных потребностей (питание, одежда, жилище, услуги и т.п.).
Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает 12 основных групп.
1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики.
2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
3. Потребление продовольственных товаров.
4. Жилищные условия.
5. Образование и культура.
6. Условия труда и занятость.
7. Доходы и расходы населения.
8. Стоимость жизни и потребительские цены.
9. Транспортные средства.
10. Организация отдыха.
11. Социальное обеспечение.
12. Свобода человека.
Кроме этих основных показателей выделяют также некоторые информационные показатели: ВНП на душу населения, национальный доход на душу населения, объем потребления на душу населения и ряд других. Основная сложность сопоставления уровней жизни через информационные показатели связана с трудностью адекватного сопоставления национальных валют.
Качественной характеристикой благосостояния является категория качество жизни – это оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, которая не поддается прямому количественному измерению.
Сюда относятся оценки содержательности труда и досуга, удовлетворенности тем и другим, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания и условий приема пищи, жилья, жилой и окружающей среды вообще, функционирования социальных институтов, качественного уровня удовлетворения потребностей в общении, знаниях, творчестве, общественно-политической активности и т.п.
После второй мировой войны в жизнь стала активно претворяться концепция социального государства,согласно которой оно несет ответственность за обеспечение достойных условий жизни для его граждан. В основу системы управления его экономикой положены следующие принципы:
– признание определяющей роли свободных рыночных отношений, в меру необходимости регулируемых государством;
– признание ответственности государства за создание и поддержание условий для эффективной экономической деятельности и разумных распределительных отношений, учитывающих интересы широких слоев населения;
– поддержка слабозащищенных категорий населения за счет трудоспособных лиц;
– участие работников в управлении производством и прежде всего в формировании справедливых условий оплаты труда.