Работа с каталогами библиотеки

ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

ПЛАН

6.1 Общие положения деятельности библиотек в вузе

6.2 Работа с каталогами библиотеки

6.3 Пользование учебной литературой

6.4 Интеллектуальная собственность и ее законодательная охрана

Каждому студенту в годы учебы приходится проводить значительное время в библиотеке. Умение студента вовремя и без особых усилий найти нужную книгу, журнал или другой источник информации связано со знанием основ библиотековедения и библиографии. Эти знания и навыки – залог успеха не только учебы в вузе, но и дальнейшей профессиональной деятельности экономиста.

Общие положения деятельности библиотек в вузе

Реализация основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера, как установлено государственным стандартом, должна обеспечиваться:

- доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы;

- методическими пособиями и рекомендациями по всем дисциплинам и по всем видам занятий – лекциям, семинарам, практикам, курсовому и дипломному проектированию;

- научной литературой;

- профессиональными и реферативными журналами;

- мультимедийными, аудио- и видеоматериалами.

Вуз должен предоставить студентам возможность пользоваться основной учебно-методической литературой в объеме 1 экземпляра на 2 обучающихся.

Примерный рекомендуемый список учебной литературы по экономике и менеджменту для цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД) определяется Учебно-методическим объединением (УМО).

Важность владения знаниями по библиотековедению подчеркивает и та часть государственного образовательного стандарта, которая обеспечивает приобретение практических навыков студентов в этой области. С этой целью

вузы организуют специальные практики. И в частности, УМО рекомендуют

проводить на первом курсе библиотечную практику, цель которой заключается в обучении студентов поиску и анализу научной информации и первичных данных на бумажных и электронных носителях.

Библиотеки вузов являются научными, учебно-вспомогательными и культурно-просветительными учреждениями. Задача библиотек – обеспечить

литературой и научно-библиографическим обслуживанием профессорско-

преподавательский состав, аспирантов, студентов, других сотрудников вуза,

содействовать воспитанию студентов, пропагандировать научную литературу

по профилю вуза, его факультетов и кафедр.

В большинстве библиотек образовательных учреждений имеются пять отделов:

1. отдел учебной литературы;

2. отдел научной литературы;

3. отдел иностранной литературы;

4. отдел общественно-политической литературы;

5. отдел художественной литературы.

Как правило, литература на абонементы и в читальные залы библиотеки выдается только по предъявлению читательского билета, который выдается

каждому пользователю. Передавать читательский билет другим лицам запрещается. В случае утери читательского билета пользователь должен сообщить об этом в библиотеку.

Библиотека обязана обслуживать всех читателей. В свою очередь, читатель должен сдавать книги вовремя, бережно относиться к библиотечным книгам (не делать надписей и пометок, не подчеркивать, не перегибать страницы, не пачкать книги и т.п.). За нарушение библиотечных правил читатель лишается права пользования библиотекой на срок от 1 до 6 месяцев или выплачивает штраф в установленном размере.

Работа с каталогами библиотеки

По меткому выражению академика С.И. Вавилова: «Современный студент находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».

Из огромнейшей массы разнообразной литературы нужно уметь выбрать те книги, которые помогут студенту стать хорошим специалистом. Именно поэтому важно уметь работать с каталогами библиотеки.

Каталог в общем понятии - это перечень (опись) предметов, расположенных в определенном порядке. Библиотечный каталог – это указатель произведений печати, имеющихся в данной библиотеке, путеводитель, облегчающий читателю знакомство с фондами библиотеки.

Каталоги составляют из карточек, на которых приведены основные сведения о произведениях печати: фамилии и инициалы авторов, заглавие, место и год издания, количество страниц и др. На каталожной карточке, помимо сведений о книге, в верхнем левом углу проставляется также шифр книги - обозначение «адреса» книги в фонде данной библиотеки.

Чтобы получить книгу, читатель должен заполнить требование на книгу, указав фамилию автора, заглавие, год издания и обязательно шифр книги. Без

шифра библиотекари книгу не найдут. Для получения журнала читатель должен на требовании написать название журнала, год издания, том и номер.

В библиотеке читатели обычно хотят получить ответы на вопросы:

· имеется ли в библиотеке необходимая им книга?

· какая литература по интересующей их теме есть в этой библиотеке?

Для того чтобы ответить на эти вопросы с минимальной потерей времени, в библиотеках ведутся три вида каталогов:

1. алфавитный;

2. предметный;

3. систематический.

Отличаются они друг от друга порядком расстановки карточек.

В алфавитном каталоге карточки с описанием книг расставлены в порядке следования по алфавиту фамилий авторов и заглавий независимо от содержания книг. По этому каталогу можно установить:

· есть ли в библиотеке нужная читателю книга, автор и заглавие которой

ему известны;

· какие произведения определенного автора (организации, учреждения)

имеются в библиотеке.

В алфавитном каталоге журналов карточки расставлены по алфавиту названий журналов. Он поможет найти журнал или выпуски журнала за определенный год, нужного тома и номера.

В предметном каталоге карточки с описанием произведений печати сгруппированы по предметным рубрикам, которые располагаются в алфавитном порядке. В предметной рубрике собирают всю литературу о данном предмете. Если в рубрике скапливается большое количество карточек, то ее детализируют на подрубрики, что облегчает поиск литературы.Подрубрики также располагают в алфавитном порядке.

Чтобы полнее собрать литературу о предмете, в предметном каталоге применяются связывающие ссылки «См. также», которые пишут вслед за названием предмета и подсказывают читателю, в какой еще рубрике можно

найти литературу о данном предмете.

В предметном каталоге делаются также отсылки от малоупотребляемых и

устаревших терминов к их синонимам, от сокращенного обозначения предмета к полному его наименованию. По предметному каталогу можно установить, какая литература по тому или иному вопросу имеется в библиотеке.

В систематическом каталоге карточки с описанием произведений печати располагаются в соответствии с содержанием книг по отраслям знаний, которые следуют одна за другой в определенной связи и последовательности,

т. е. в системе знаний, например: экономика, экономическая теория, физико-

математические науки, социологические науки т.д. По систематическому каталогу можно выяснить, по каким отраслям знаний и какие именно книги

имеются в библиотеке.

Крупные отделы систематического каталога разбивают на подотделы, которые, в свою очередь, делят на разделы, а их детализируют на подразделы.

Приведем пример.

Отдел: «Экономика. Экономические науки».

Подотдел: «Экономика и социология труда».

Раздел: «Уровень жизни населения. Доходы и оплата труда».

Подраздел: «Функции и принципы заработной платы».

Чтобы читателям легче было ориентироваться в библиотечных каталогах, их оформляют разделителями – специальными карточками с выступом, возвышающимся над уровнем остальных карточек. На выступах разделителей пишут начальные буквы или фамилии, названия предметов или отраслей знаний в зависимости от того, в каком каталоге применяется разделитель.

На каждом каталожном ящике имеется также «визитная карточка», на

которой написано, книги каких авторов (алфавитный каталог) или по какому

предмету (предметный каталог) представлены в данном ящике каталога.

Библиотечные каталоги отражают лишь фонд данной библиотеки, в них может быть представлена не вся литература по той или иной теме. Поэтому со всеми вопросами по организации каталогов и поиску литературы в них следует обращаться к дежурному библиографу.

Наши рекомендации