Способи забезпечення виконання госп.зобовязань

Выполнение хоз обязательств обеспечивается: мерами защиты прав (предусм законом или ему не противоречащих); мерами ответств-ти участников хоз отношений, предусм ГК и другими законами.

По согласованию сторон могут применяться виды обеспечения выполнения обязательств, которые обычно применяются в хоз (деловом) обороте и условия и порядок примен которых опред-ся ГК.

Поскольку, согл абз.2 ч.2 ст.199ГК к отношениям относит-но обеспечения выполнения обязательств уч-ов хоз отношений применяются соотв положения ГК, рассмотрим их с гражд закон-ом.

Видыобеспечения обязательств в данном случае условно можно разделить на: обязат-правовые и вещно-правовые. К первому виду отн-ся: неустойка, поручит-во, гарантия и задаток. Ко второму - залог и удержание. Для речово-правовых видов (способов) характерно то, что интересы кредитора м.б. обеспечены за счет имущества, находящегося во владении кредитора.

Обязательно-правовыеспособы заставляют должника исполнить надлежащим образом обязат-ва под страхом наступления негативных последствий, которые связаны с обязат-ми требованиями.

К отношениям относительно обеспечения выполнения обяз-тв, в соотв с ч.1 ст.199ХКУ, прим-ся и предусм ст ГКУ такие способы. ГК рег-ют отношения, связанные с применением хоз-прав ответств-ти (разV) и такими способами обеспечения исп хоз обязат-тв, как банк гарантия (ст.200 ГК) и публ (общехоз) гарантии (ст.201 ГК). Способы обеспечения исп обязат-ва явл задаток. Основн положения залога как способа обеспечения исп обяз-ва изложены в ст572-593ГКУ.

60.Форма госп.договорів та наслідки її недодержання

Хоз договор закл-ся, как правило, в письменной форме (ч.1 ст.181 ГКУ, ст.208 ГКУ), что обусл рядом факторов и, прежде всего, необход-ью ведения бух учета и отчетности субъектами хоз правоотнош, защитой интересов сторон договора.

Устная форма применяется как исключение по договорам, что полностью вып-ся во время их закл (ч.1 ст.206ГКУ), за исключением сделок, подлежащих гос регистрации и/или нотар удостоверению, а также сделок, для которых несоблюдение письменной формы имеет следствием их недействит-ть.

Различают несколько модификаций письменной формы, что применяются при заключ хоз дог-ов:

-полная письменная форма хоз договора - единств документ, подписанный сторонами, к которому прилагаются сопровожд процесс его заключения документы;

-сокращенная письменная форма в виде комплекта листов, телеграмм, факсограмм и др док-ов, котор стороны обменивались в процессе установления договорной связи;

-типовая форма - стороны договора не могут отступать от типового договора, утвержд КМУ или др уполномоч органом гос-ва, но имеют право конкретизировать его условия;

-стандартный договор, представляет собой бланк, содержание и порядок заполнения кот определены правилами, установл актами закон-ва или на их основании субъектом хоз отношений;

-нотариальная форма применяется в предусм законом случаях или по договоренности сторон.

Использование соврем технологий (сетей электросвязи, Интернета) при установл договорных отношений обусловило появление хоз договоров в форме электрон документа, особенности использ которых рег-ся 2 законами: ЗУ«Об электронных документах и электронном документообороте» и ЗУ«Об электронной цифровой подписи».

61.Підстави визнання госп.договорів недійсними

Хоз обязат-ва по требованию одной из сторон или соответств органа гос власти м.б. признан судом недействительным полностью или если оно, согл ч.1 ст.207ГКУ: не отвечает требованиям закона, или совершено с целью, которая заведомо противоречит интересам гос-ва и общества, или заключен уча-ми хоз отношений с нарушением хотя бы одним из них хоз компетенции (спец правос-ти).

Недействительным м.б.признано также никчемное условие хоз обязательства, которое самост-но или в сочетании с др условиями обязательства нарушает права и законные интересы второй стороны или третьих лиц. Ничтожными признаются, в частн, такие условия типичных договоров и договоров присоединения, которые: исключают или ограничивают отв-ть производителя продукции, исполн-я работ (услуг) или вообще не возлагают на обязанную сторону определ обязанностей; допускают односторонний отказ от обязательства со стороны исполнителя или одностор изменение исполн-ем его условий; требуют от получателя товара (услуги) уплаты непропорционального большого размера санкций в случае отказа его от договора и не устан-т аналогичной санкции для исполнителя.

Выполнениехоз обязательства, признанного судом недействительным полностью или в части, прекращся полностью или в части со дня обретения решением суда законной силы как такое, что считается недействит с момента его возникновения. В случае если по смыслу обязат-ва оно м.б. прекращено лишь на будущее, такое обяз-во признается недействит и прекращается на будущее.

Признание хоз обяз-ва недействит влечет последствия, предусм законом (ч.3ст.207,ст.208 ГК):

-прекращение обязат-ва полностью или в части со дня обретения закон силы соотв решением суда;

-изъятие в доход гос-ва по решению суда имущества (денежных средств),полученного сторонами по обязат-ам в случае признания своего недейств как такого, что противоречит интер-м гос-ва и общ-ва.

62.Порядок укладання, зміни та припинення госп.договорів

Различают конкурентные и неконкурентные способы заключения хоз договоров.

Конкурентными явл: -Торги и конкурсы (аукционы, тендеры) применение таких процедур предусм: ХКУ (ст.185), ЗУ«О приватизации гос имущества», ЗУ «О приватизации имущества небольших гос предприятий (малую приватизацию)»;

-двухступенчатые торги (конкурентные переговоры) и процедура запроса ценовых предложений применение таких процедур предусм ЗУ«О публичных закупках».

По критерию круга лиц различают торги и конкурсы следующих видов: -открытые (к участию в торгах или конкурсе приглашаются все исполнители, отвечающие установл требованиям), закрытые или с огранич участием (только специально приглашенные претенденты могут участвовать в торгах или конкурсе), -с предварит аттестацией исполнителей (подавать тендерные или конкурсные предлож для определения победителя могут только претенденты, прошедшие предварит квалиф-ию).

Среди неконкурентных способов заключения хоздоговоров различают два основных вида:

1. общий порядок заключ хоз договоров: процедура заключ хоз договора этим способом (ст.181ХКУ)

2. путем проведения прямых переговоров полномочными представителями сторон.

Изменение и расторжение договора осущ-ся обычно по соглашению сторон (если иное не предусм законом и договором), а в случае отсутствия согласия - в суд порядке по иску заинтересов стороны при условии соблюдения порядка, предусм ст. 188 ХКУ (включает: отправка инициатором изменения или расторжения договора соотв предложения др стороне; рассм такого предложения адресатом и ответ на нее в течение 20-дневного срока с момента получения; передачи спора на рассм суда в течение 20-дневного срока с момента получения отказа.

63.Поняття, значення та функції госп-правової відповідальності

Хоз ответственность– это зафикс в нормат актах или предусм договором мера принуждения, и негативные (тягостные последствия), которые применяются к участникам хоз правоотношений, кот совершил правонарушение или не выполнил условий хоз договора.

Значениехоз-прав отв-ти состоит в следующем. Правонаруш обычно имеет деструктивное влияние и на экономику в целом, и на имуществ положение уч-ов хоз жизни. Одним из наиболее эффективн средств соблюдения хоз правопорядка явл отв-ть за хоз правонарушения.

Функции хоз-прав отв-ти - это направления ее действия, на хоз результат, который наступает в результате применения хоз-правовой отв-ти.

Хоз-прав отв-ти присущи как общие для любой юр отв-ти, так и специальные функции, которые явл хар-ми только или преимущ-но для хоз-прав отв-ти. К категории общих относятся предупредит-стимулирующая, штрафная (функция наказания за правонарушения), к категории специальных - компенсационно-восстановительная, информационная, сигнализационная.

Компенсац-восстановит функция как ведущая в системе функций заключ в восстан нарушенного правопорядка и устранении последствий неправомерного поведения субъекта (уч-ка) хоз отношений.

Сигнализационная функция проявляется в том, что применение к субъекту хоз-ия хоз-правовой отв-ти явл сигналом для него о необходимости улучшения своей работы с целью избежания в будущем потерь от применения такой отв-ти.

Роль информацфункции закл в информир уч-ов хоз жизни о проблемах в деят-ти их партнеров.

64.Оперативно-господарські санкції

Операт-хоз санкции - это предусм закон-ом меры экономич воздействия кредитора на хоз субъекта-должника (правонарушителя), направленные на предупреждение или уменьшение потерь кредитора от нарушений должника или уменьшение его вредных последствий.

Характерные черты этих санкций: -применяются только в хоз-договорных отношениях; -прим-ся по усмотрению кредитора в одностороннем порядке; -предусм законом или договором; -цель применения - защита интересов кредитора; -выражаются преимущ-но в мероприятиях организац-го характера; -юр основания применения - договор; -фактические основания - неисполнение (ненадлеж исполнение договорных обязательств).

Перечень операт-но – хоз-ых санкций, стороны могут предусм в договорах, предусм ч.1 ст.236ХКУ, а именно: односторонний отказ от выполнения своего обязательства управомоченной стороной, с освобождением ее от отв-ти за это - в случае нарушения обязат-ва второй стороной; отказ от оплаты за обязательством, которое выполнено ненадлежащим образом или досрочно выполнено должником без согласия второй стороны; отсрочка отгрузки продукции или выполнения работ вследствие просрочки выставления аккредитива плательщиком, прекращение выдачи банковских займов и т.п.

Основанием для применения операт-хоз санкций явл факт нарушен хоз обязат-ва второй стороной. Операт-хоз санкции прим-ся стороной, которая потерпела от правонарушения, во внесудеб порядке и без предварит-го предъявления претензии нарушителю обяз-ва. Порядокприменения сторонами конкретных операт-хоз санкций опред-ся договором. В случае несогласия с применением операт-хоз санкции заинтерес-ая сторона может обратиться в суд с заявлением об отмене такой санкции и возмещения убытков, причиненных ее применением. Операт-хоз санкции могут применяться одновременно с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.

65.Штрафні санкції у сфері господарювання.

Штрафные санкции уст, как правило, нормат актами, регул-ми отдельные виды хоз отношений (положение о поставках продукции и товаров, транспортные кодексы и уставы).

Штрафными, признаются хоз санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хоз отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществл хоз деят-ти, невыполнения или ненадлежащего выполнения хоз обязательства. Относительно отдельных видов обязательств м.б. определенный размер штрафных санкций, изменение которого по согласованию сторон не допускается. В случае если размер штрафных санкций зак-ом не определен, санкции прим-ся в размере, предусм договором. Порядокприменения штрафных санкций уст в.ст232ХКУ.

Различают три вида штрафных экономич санкций:-штраф в собственном смысле,-пеню,-неустойку.

Размерштрафа как экон-ой санкции регул-ся закон-ом 3способами: -штраф в твердой сумме, -штраф в % отношении; -штраф в кратном размере к стоим-ти того предмета, который защищается штрафом.

Неустойка применяется, как правило, как штрафная санкция в случае просрочки исполн имуществ обязательств (поставка, купля-продажа, мена). Размер неустойки за просрочку исполн обязательств в целом не зависит от срока просрочки исполнения.

Пеня как штрафная экономическая санкция прим-ся в основном в случае просрочки исп денежных обязательств субъектами хоз деят-ти. Особенностью пени явл то, что она устан-ся в % отношении к просроченной суммы, причем за каждый день просрочки, пока обязательство не будет выполнено. Т.е. это санкция, размер которой увелич-ся в зависимости от продолжения правонарушения. Зависимостью суммы пени от кол-ва дней (срок просрочки выполнения она отличается от неустойки как санкции за хоз правонарушение).

66.Поняття та склад збитків, що підлягають стягненню за господарські правопорушення

Составубытков опред-ся ст224-225ХКУ. Это: 1) стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, определ в соотв с требованиями закон-ва; 2) дополн расходы (штрафные санкции, уплаченные др субъектам, стоимость доп работ, доп потраченных материалов и т.п.), понесенные стороной, которая понесла убытки вследствие нарушения обяз-ва второй стороной;

3) неполученная прибыль (утраченная выгода), на который сторона, которая понесла убытки, имела право рассчитывать в случае надлежащего выполнения обяз-ва второй стороной; 4) материальная компенсация морального вреда в случаях, предусм законом.

Следует иметь в виду, что в хоз праве применяется принцип полного возмещения убытков, так и ограничения применения этого принципа, что происходит путем: а) запрета взимать определ составл убытков; б) запрета взыскивать убытки вообще; в) ограничение другим путем.

При определении размера убытков прим-ся следующие правила определ их размера: а) в случае удовлетворения должником в добровольном порядке требования стороны, которая понесла убытки, обычно учитываются цены, существовавшие по месту выполнения обяз-ва на день заключения должником в добровольном порядке требования стороны, которая понесла убытки, а в случае если требование не удовлетворенно в добровольн порядке - на день подачи в суд соотв иска о взыскании убытков; б) в случае если требование не удовлетв в добровол порядке, уч-ся цены, существов на день подачи в суд соотв иска о взыскании убытков.

Однако суд может удовл-ть требование о возмещении убытков, исходя из конкр обстоятельств, принимая во внимание цены на день вынесения решения суда.

Стороны хоз обязательства имеют право по взаимному согласию заранее определить согласов размер убытков, подлежащих возмещению обязательств определенных законом.

67.Адміністративно-господарські санкції майнового характеру

Админ-имуществ санкциями явл предусм законом меры имущ-го воздействия на нарушителя, применяемые компетентными гос органами (о конфискации - судом) в предусм законом случаях.

К таким санкциям относятся:-хоз-админ штраф; -хоз конфискация; -безвозмездное изъятие имущества с целью его уничтожения; -взыскание сборов (обязательных платежей) и др.

Хоз-админ штраф - это денежная сумма, которая уплачивается в гос бюджет субъектом хоз-ия - правонарушителем в предусм законом случаях. Формыхоз-админ штрафа: -в % или кратном отношении к сумме нарушения; -в определенном кол-ве необлагаемых минимумов доходов граждан.

Применяется:

а) только в вертикальных отношениях;

б) по постановл компетентных органов (антимонопольн - за нарушение антимоноп и конкурентного закон-ва, санитарно-эпидемиологич службы - за нарушение санитарно-эпидемиологич требований, гос органов контроля за ценами - за нарушение гос дисциплины цен и др);

в) без соблюдения претензионного порядка;

г) при наличии только противоправного поведения (фактическ основание);

д) юр основание - закон.

68.Адміністративно-господарські санкції організаційного характеру.

Админ-хоз санкции - это меры организац-правового или имуществ хар-ра, направл на прекращен правонарушения субъекта хоз-ия и ликвидацию его последствий, применяемых уполномоч ОГВ и ОМСУ в предусм законом случаях.

Хоз-организац санкции - это предусм законом меры организ-го влияния (ограничения) на субъекта хоз-ия, применяемые компет гос органами или по их инициативе судом в предусм законом случаях.

К ним относятся: -ограничение или приостановл деят-ти хоз субъекта до устранения выявленных в его деят-ти недостатков; -приостановление действия лицензии (патента); -отмена лицензий; -отмена гос регистрации (ст.248ХКУ); -принудительная реорганизация (в связи с допущением субъектом предприн деят-ти - монополистом на рынке определенного товара монополист-го правонар-ем); -применение антидемпинговых мер (ст.244ХКУ); прекращение экспортно-импортных операций (ст.245 ГК); -приостановление операций по счетам субъектов хоз-ия (ст.243ХКУ); -применение индивидуального режима лицензирования;- принудительная ликвидация.

Механизм применения хоз-организац санкций зависит от их разновидности:

а) админ порядок (по решению компет органов) предусм по большинству санкций, в т.ч. таких, как:

-временное приостан-е деят-ти предприятия до устранения выявленных нарушений;

-приостановления действия и отмены лицензий;

-применение антидемпинговых мер;

-прекращение экспортно-импортных операций;

-применение индивидуального режима лицензирования;

-принудительная реорганизация;

б) судебный порядок – предп-ся относит отмены сведений гос регистр и принудит ликвидации.

69.Юридичні та фактичні підстави господарсько-правової відповідальності.

Основаниямихоз-правовой отв-ти явл совершение субъектом хоз отношений правонарушения в сфере хозяйствования. В литературе различают юр и фактич основания хоз-прав отв-ти.

Юр основания —правовой док, кот хар-ет определенное поведение субъекта хоз-ия как противопр-е и предусм за нее форму и размер отв-ти. Такими основаниями в хоз праве явл акт закон-ва, договор, а также админ акт (устав предприятия, положение о филиале, решения КМУ).

Фактические основания хоз-прав отв-ти следует различать по субъектам и объектам.

В первом случае речь идет о соотв правосубъектности лиц, уч-их в правоотношениях, тем критериям, которые пред-ся законом в отношении правонарушителя и потерпевшей стороны.

Например, не м.б. применены санкции к гражд-ну – предпр-ля согл ЗУ «Об отв-сти предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонаруш в сфере градостр-ва» от 14.10.94 г.

Во втором случае подразум фактические действия, которые хар-ся законом, договором или админ актом как противоправные. Речь идет о хоз правонарушение. Исключением есть нормы-дефиниции, нормы-принципы и некоторые другие.

Составхоз правонарушения следует рассм как совокупность элементов, при наличии которых то или иное поведение в сфере хоз-ия считается правонарушением.

Необходимо отметить, что в теории и практике хоз права, так же как в гражд праве, традиционно не выделяются такие элементы состава правонарушения, как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона, которые свойственны админ и угол. правонарушениям.

В хоз и гражданском праве нет ярко выраженного закон-го разделения санкций в зависимости от области посягательства; вина вообще не учитывается при применении мер отв-ти.

70.Поняття та ознаки комерційного розрахунку

Коммерческий расчет - экономический механизм реализации общественной собств-ти и метод планового хоз-ия, как составляющую часть системы управления.

Коммерческий расчет являетсяестественным развитием хоз расчета в условиях становления рынка. При командно-админ экономики хоз расчет носил формальный характер, потому что нарушался принцип хоз расчета - рентабельная работа предприятий, свобода действий (свобода была в определ рамках. которые устан-сь гос-ом через систему директивных показателей).

Как метод хоз-ия коммерческий расчет явл элементом экономич-го управления и заключается в: координации обществ интересов с интересами предприятий; -сравнение затрат и результатов хоз деят-ти; -обеспечение непосредственной прямой связи между эффективностью и доходами членов коллектива; -гос воздействии на предприятия с помощью экономич инструментов - налоги, кредит, гос заказы и контракты.

Основными принципами коммерческого расчета явл:-экономическая самостоят-ть; -самоокуп-ть и самофинансирование; -материал заинтерес-ть в повышении эффективности хоз-ой деят-ти; -полная экономическая отв-ть за результаты работы; -контроль за деят-ью предприятий со стороны гос-ва и кредитно-финансовой системы.

коммерческий расчет - это метод хоз-ия, реализующий на уровне предприятия - товаропроизвод-ля товарно-денежные отношения.

Хоз расчет в усл рыночных отношений явл модификацией коммерческ расчета, что реализ-ся на уровне структурных подразделений предприятия. Исходя из этого понимания, сроки хоз расчет, внутрихоз расчет, внутрипроизводственный хозрасчет - синонимы одного понятия.

71. Поняття, причини та наслідки банкрутства. Підстави порушення справи про банкрутство.

Согл ч.2 ст.209ХКУ банкротством считается неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов иначе как через применение определенной судом ликвидационной процедуры.

С экономической точки зрения банкротство– это несостоятельность продолжение субъектом хоз деят-ти вследствие ее экономической нерентабельности, бесприбыльности. Субъект имеет столько долгов перед кредиторами, обязательств перед бюджетом и невыплаченной зарплаты что когда их требования будут предъявлены в определенные для этого сроки, то имущества субъекта-активов в ликвидной форме-не хватит для их удовлетворения.

Юр аспект банкротства состоит в том, что у субъекта есть кредиторы, т.е. лица, имеющ подтвержд документами имуществ требования к нему как к должнику. Это имуществ правоотнош банкротства, осущ которых в устан законом порядке может привести к ликвидации субъекта хоз-ия.

Признаки банкротства:

1. Применения института по общему правилу в сфере предприним-ой деят-ти.

2. Устан-ся хоз судом как юр факт, порождает определенные последствия.

3. Содержание устан хоз судом факта банкротства - неспособность субъекта предприн-ой деят-ти в полной мере рассчитаться по своим долгам.

4. Неплатежеспособность должника д.б. устойчивой и не поддаваться устранению.

72. Поняття, роль та державна програма приватизації. Правові способи приватизації.

Регулирует целый ряд законов, в главе которых стоит ЗУ «О приватизации гос имущества» и ЗУ«О Государственной программе приватизации»(2012г).

Приватизация в юр понимании – это отчуждение имущества, находящегося в гос или коммунал собств-ти в пользу физ и юр лиц. Которые м.б. его покупателями.

Цельюприватизации явл содействие оптимизации доли гос сектора экономики в условиях рынка, повышение эффективности экономики и усиление ее конкурентоспособности.

Гос программа приватизации разраб-ся Фондом гос имущ-ва Украины, утв-ся ЗУ на 3года и действует до завершения ее выполнения. Контроль за выполнением Программы осуществляют ПУ, ВРУ, КМУ, Счетная палата, Фонд гос имущества Украины, Антимоноп комитет Украины, Нац комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, др ОИВ и правоохр органы согл своих полномоч.

Согл ст. 15 ЗУ о приватизации, приватизация имущ-ва гос предприятий может осущ-ся следующ способами: 1)продажи объектов приватизации на аукционе, по конкурсу, в т.ч. с применением приватизац бумаг; продажи акций (долей, паев), принадл-их гос-ву в хоз- обществах, на аукционе, по конкурсу, на фондовых биржах и др способами, которые предусм общедоступность и конкуренцию покупателей; 2)продажи на конкурсной основе целостного имущ-го комплекса гос предприятия, которое приватизируется, или контрольного пакета акций открытого акционерного общества при представлении покупателем документов, предусм ч.1 ст.12 ЗУ «О приватизации гос имущества»; выкупа имущества гос предприятия согласно альтернативным планам приватизации.

73. Об'єкти та суб'єкти угод приватизації, стадії приватизаційного процесу.

Объекты приватизационных отношений (приватизации) с точки зрения права собств-ти – это имущество предприятий как целостных имуществ комплексов гос и коммун собственности, которые подл приватизации. Классиф-ия объектов приватизации осущ-ся с целью регион-го и эффективного применения способов приватизации в соотв с Гос программой приватизации на определ период.

К объектам гос собственности, подлежащих приватизации, согл ч.1 ст.5 ЗУ «о приватизации» относятся: -имущество предприятий, цехов, производств, участков, др подразделений, явл едиными (целостными) имуществ комплексами, если в случае их выделения в самостоят предприятия не нарушается технологич единство произв-ва из основной специализации предприятия, из структуры которого они выд-ся; -объекты незавершенного стр-ва и законсервированные объекты; -акции (доли, паи), принадл-их гос-ву в имуществе хоз-ых обществ и др объединений; -земельные участки, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации.

Приватизации не подлежат объекты, имеющие общегосуд значение, а также казенные предприятия.

Субъектамиприватизации, согл ст. 6 ЗУ о приватизации явл:-гос органы приватизации; -покупатели (их представители-гр.Украины, иностранные лица; посредники).

Порядок приватизации гос имущества предусм:

-опубликование списка объектов, подлежащих приватизации, в офиц печатных изданиях гос органов приватизации и местной прессе; -принятие решения о приватизации; -опубликование информации о принятии решения о приватизации объекта; -проведение аудиторской проверки финанс отчетности приватизируемого предприятия; -проведение в случаях, предусм зак-ом, экологического аудита объекта приватизации; -утверждение плана приватизации.

Наши рекомендации