I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Вопросы №№ 15 Основные ориентиры социального
Развития России.
Утверждена
Указом Президента
Российской Федерации
от 7 мая 2012 года № 594
Паспорт Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012 – 2014 годы
Наименование Программы | – | Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012 – 2014 годы |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы | – | перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 30 марта 2011 года |
Государственный заказчик – координатор Программы | – | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Исполнители Программы | – | образовательные учреждения, ведущие российские и иностранные организации, в том числе инжиниринговые и исследовательские центры, предприятия и организации реального сектора экономики |
Участники Программы | – | специалисты инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики |
Цель Программы | – | повышение качества кадрового потенциала специалистов инженерно-технического профиля отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики |
Задачи Программы | – | обеспечение государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров по направлениям, наиболее востребованным предприятиями и организациями реального сектора экономики; |
формирование банка актуальных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и стажировок инженерных кадров, реализуемых на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом | ||
Сроки реализации Программы | – | 2012 – 2014 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | – | средства федерального бюджета (2012 год – 200 млн. рублей, 2013 год – 350 млн. рублей, 2014 год – 200 млн. рублей); средства направляющих организаций и предприятий реального сектора экономики (софинансирование не менее 50 процентов расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировки специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики) |
Ожидаемые результаты Программы | – | повышение квалификации не менее 15 000 специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом; |
долгосрочное партнерство в подготовке кадрового резерва и повышении квалификации инженерных кадров для предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных учреждений; формирование банка актуальных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и стажировок инженерных кадров, реализующих современные технологии обучения и формирующих актуальные компетенции инженерных кадров в области приоритетных направлений развития техники и технологий; актуализация программ подготовки инженерных кадров, содействующих развитию инженерного образования в российских образовательных учреждениях |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Для решения задач инновационного развития России Президентом Российской Федерации определены основные приоритеты модернизации экономики, к которым, в частности, относятся повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий.
Для реализации этих задач необходимо наличие высокопрофессиональных инженерных кадров. При этом должны учитываться не только текущие, но и перспективные запросы промышленного сектора, требующие подготовки специалистов одновременно в области электронной компонентной базы, новых материалов, робототехники, информационных технологий, проектирования технических систем и обеспечения жизненного цикла изделия.
С внедрением комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологичных производств в приоритетных направлениях развития экономики возникает необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерных кадров, в том числе путем повышения квалификации и стажировки.
Актуальность решения задачи по организации повышения квалификации инженерных кадров диктует необходимость выбора адекватных подходов и методик с использованием специализированных образовательных программ повышения квалификации специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики (далее – специалисты).
При этом критерии оценки компетенций специалистов, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям потенциальных заказчиков и особенностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, обеспечивать развитие профессионально-деловых качеств и компетентности. С учетом различных видов профессиональной деятельности повышение квалификации может быть ориентировано на проектно-конструкторскую, технологическую или научно-исследовательскую подготовку, включая соответствующие виды практик.
Комплексный подход к реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012 – 2014 годы (далее – Программа) позволит:
- обеспечить системность мероприятий по повышению квалификации специалистов в соответствии с заявленными приоритетами;
- реализовать эффективные модели повышения квалификации специалистов, основанные на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий;
- создать необходимые условия для профессионального развития участников Программы;
- обеспечить контроль за выполнением обязательств исполнителями Программы и мониторинг эффективности ее реализации.