Тема 5. Мотивация деятельности в менеджменте

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт права, экономики и управления

Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики

ДАНИЛЮК А.А.

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа

для студентов направления «Экономика»

заочной полной и сокращенной формы обучения

Тюменский государственный университет

Содержание дисциплины.

Модуль 1. Теоретические основы, функции и связующие процессы менеджмента

Тема 1. Менеджмент как вид деятельности и его эволюция

Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России. Потребность в управлении как сознательном воздействии для достижения целей. Выделение управления в отдельную область деятельности. Содержание управленческой деятельности. Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы менеджмента. Профессиональный характер управленческой деятельности. Менеджер и его качества. Роли руководителя в организации. Уровни управления. Взаимосвязь качества управления и эффективности деятельности организации.

Исторические предпосылки менеджмента. Подход к менеджменту на основе выделения различных школ управления: школы научного управления, школы административного управления, школы человеческих отношений и поведенческих наук, школы количественных методов. Процессный (функциональный) подход к менеджменту. Выделение основных функций управления: планирование, организация, мотивация, координация, контроль. Системный подход к менеджменту. Ситуационный подход. Опыт менеджмента за рубежом, возможности и пути его использования в России. Специфика менеджмента в России.

Тема 2. Организация как объект управления

Понятие системы менеджмента. Организация как объект управления. Формальные и неформальные организации. Характеристики организаций. Внешняя и внутренняя среда организации. Компоненты внешней среды: среда прямого и косвенного воздействия. Компоненты внутренней среды: цели, задачи, люди, технологии, структура управления. Влияние внешней среды на внутреннюю среду организации. Анализ организационной среды и его значение для эффективного управления. Составляющие успеха организации. Социальная ответственность и этика менеджмента.

Тема 3. Планирование как функция менеджмента

Сущность, функции и выгоды планирования. Виды планирования. Стратегическое планирование как основа успешной деятельности организации. Этапы процесса стратегического планирования: разработка миссии и целей организации, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии. Тактическое планирование. Оперативное планирование. Разработка и реализация перспективных и текущих планов.

Тема 4. Организация взаимодействия в системе менеджмента

Понятие функции организации. Делегирование, ответственность и полномочия. Сущность организационного проектирования. Характеристика элементов организационного проектирования. Типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой: органические и механистические организации. Типы организационных структур по взаимодействию подразделений: линейно-функциональные, дивизиональные, матричные и проектные организации. Типы организационных структур по взаимодействию с человеком: индивидуалистские и корпоративные организации.

Тема 5. Мотивация деятельности в менеджменте

Сущность мотивации. Содержание основных понятий мотивации – потребности, мотивы, вознаграждение, степень удовлетворения, стимулы, мотивирование. Первоначальные концепции мотивации и современные подходы к мотивированию. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория К. Альдерфера, теория Д. МакКлелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса, теория постановки целей Э. Локка, комплексная модель Портера-Лоулера. Создание системы мотивации труда.

Наши рекомендации