Системный подход к управлению.
Управленческие роли менеджера, их содержание и взаимосвязь.
Управление–процесс планирования, орга-низации, контроля, мотивации, позволяю-щий сформулировать и достичь цели организации. Менеджер–субъект управ-ления, профессиональный управляющий. Управленческие роли по Минцбергу: Каждый руководитель в организации неза-висимо от уровня должен выполнять 10 ролей: А) межличностные: 1.Главный руков-ль;2.Лидер, т.е. ответст-й за подбор кадров, их мотивацию; 3.Связующее звено связи с внешним окружением. Б) инфор-мационные: 4.Приемник i; 5. распростра-нитель i, передает i внутри организации; 6. Представитель, передача i внешним заин-тересованным группам. В) решенческие роли: 7.Предприниматель–ч-к,кот-й берет на себя риск, связанный с организацией ново-го дела или разработакой новой идеи; 8.Устраняющий нарушения; 9. Распределитель ресурсов; 10.Ведущий переговоры, принятие решений в ходе переговоров с внешними организациями и лицами.
2. Понятие миссии организации, ее значение.
Организация-группа людей, деят-ть кот-х координируется для достижения общих целей. Миссия организации. Значение миссии состоит в следу-ющем: 1)миссия в явном виде определяет смысл существования организации; 2) обеспечивает непротиворечивость целей; 3)определяет отличия организации от дру-гих (т.е. от конкурентов);4) способствует формированию корпоративного духа.
3. Школа научного управления.
Школа Тейлора. (Супруги Гилберд, Генри Форд). Тщательный анализ деят-ти работников. Появилась точка отсчета (т.е. в день ск-ко работы, за перевыполнение плюс к з/пл). Основной план данной шко-лы состоял в нормировании труда и эконо-мическом стимулировании, основанном на нормах выработки. Большое внимание уделялось обучению работников.
Классическая (администр.) школа.
Классическая (административная) школа. 30-50гг. Европейская шк, основоположник францух Анри Файоль. Он сформулировал универсальные принципы управления:
1)четкое разделение труда; 2) единонача-лие; 3)единство направления (работа по одному плану,под рук-вом одного нач-ка);
4)иерархия,т.е.подчинение, уровни управ-ления друг другу; 5)полномочия и ответ-ственность; 6)централизация и децентра-лизация (баланс); 7)интересы организации выше интересов отдельной личности;
8)скалярная цепь, «скалярис»-цепь команд связывает м/у собой людей нах-ся на раз-ных уровнях у этой цепи происходит пере-дачи i и принятых решений с обяз-м прохождением через все уровни; 9) поря-док;10)дисциплина;11)инициатива;12) воз-награждение;13)справедливость (по Файолю, сочетание доброты и право-судия);14)корпоративный дух (в единстве сила).
Школа человеческих отношений.
20-е гг. 20 века. США. Элтон Мэйо, Фоллетт, Маслоу. Если производственный процесс уже отлажен, следующий фактор, влияющий на производительность, это отношение в коллек-тиве, налаживание благоприятного климата в коллективе. Каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно нахо-дясь и под их влиянием. Группа является инструментом коллективной реализации проблем.
6. Школа поведенческих наук. +49.
50-60 гг. Дуглас Мак Грегор, Левин, Лайтнерт, Маслоу. В организации нужно создавать усло-вия, чтобы каждый сотрудник мог реализовать свой творческий потенциал. Мак Грегор разработал теории X и Y. Теория X люди по природе своей ленивы, чтобы заставить их работать нужно использовать принуждение и жесткий контроль, люди лишены честолюбия, избегают отвественности и предпочитают, чтобы ими руководили. Больше всего люди хотят защищенности. Теория Y труд - процесс естественный, если созданы нормальные условия, люди будут работать, используя самоуправление и самоконтроль, каждый человек это творч.личность, задача рук-ля помочь сотрудникам реализовать этот потенциал.
Структура и содержание стратегического плана.
Стратегическое (долгосрочное) планирование - представляет собой вероятностную оценку состояния организации, анализ внешней и внутренней среды, выбор оптимальной стратегии и способов её реализации.
Системный подход к управлению.