Практика №2 Ашимбаевой Асем
1. Концепция государственного регулирования. Теоретические концепции государственного регулирования экономики
ГРЭ — представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и пр.
В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления в вопросе механизма регулирования национального производства в условиях рынка. Первое – это неоклассическое направление, которое стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы и второе – кейнсианское, которое отстаивает необходимость государственного вмешательства в экономические процессы для регулирования инфляции и занятости. Неоклассики исходят из того, что заработная плата, цены могут изменяться вверх и вниз, отражая при этом баланс между спросом и предложением. По их мнению, совокупное предложение имеет вид вертикальной прямой, которая отражает потенциальный ВНП. Снижение цены ведет за собой снижение заработной платы, полная занятость сохраняется, а ВНП не уменьшается. Отсюда следует вывод, что снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП, а к снижению цен. Значит, экономическая политика государства может воздействовать только на цены, а не на объем производства и занятость. Кейнсианцы же утверждают, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос (объем производства). Главным недостатком теории классиков кейнсианцы считают их неспособность объяснить, каким образом можно уменьшить безработицу. Кейнсианцы считают, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, так как это повышает совокупный спрос.
2 .Цели государства и социально-экономические приоритеты. Социальное государство - правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественное социальное рыночное хозяйство, обеспечивающее высокий жизненный уровень, занятость населения, социальную защищенность, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание современных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения. Основная цель социального государства - максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобще доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания. Идея социального государства с ее ориентацией на развитие человека, создание ему достойных условий жизни была положена в основу Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В ней подчеркивается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого-либо различия.
Декларация провозглашает экономические, социальные и культурные права, включая право на социальное обеспечение, на труд и свободный выбор работы, на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, на образование и на участие в культурной жизни и т.д. В реальной практике конституционные принципы социального государства будут закреплены лишь при соблюдении в стране таких прав и гарантий, как:
*право человека на свободу;
*право на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы каждый гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
*гарантии в проведении государством сильной, последовательной социальной политики, ориентированной на максимально возможные инвестиции "в человека", достижение высоких жизненных стандартов большинством граждан, адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;
*гарантии создания благоприятных условий для реального участия основных производительных сил общества в выработке;
*права и гарантии, признающие и реализующие систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;
*права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, и прежде всего молодежи;
Приоритеты социального государства на данном этапе развития нашей страны - это то, чему государство отдает преобладающее значение в развитии социально-экономических отношений. Они определяются на макроуровне (для решения сверхприоритетных проблем), мезоуровне (для решения задач в среднесрочной перспективе) и микроуровне (для решения ближайших приоритетных задач).
3 .Основные принципы и инструменты государственного регулирования экономики Институты: Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели штрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. Основные экономические инструменты - это:
1) регулирование учетной ставки 2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; 3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.