Рекомендации по работе с литературой.
В настоящее время существуют различные источники информации, к числу которых можно отнести печатные издания (журналы, газеты, книги), электронные средства массовой информации, а также данные с различных познавательных сайтов. При использовании указанных материалов в качестве рекомендаций можно пользоваться литературными источниками предложенными в настоящем УМК. При использовании посторонних источников (журналов, Интернет и др.) особое внимание следует уделять проверке их достоверности и качества. Если необходимо изучить какой-либо нормативно-законодательный акт, то особое внимание необходимо обратить на действующую редакцию документа.
Изучая дисциплину по учебникам, необходимо осознавать, что материал в некоторых из них не достаточно хорошо обоснован, часто носит приближенный характер, который может быть неприемлем для российских условий. Некоторые, в основном переводные учебные пособия ориентированы на специфику товарных и финансовых рынков западных стран (например, увязка нормы дисконта с доходностью государственных ценных бумаг).
Ряд важных вопросов для современного российского менеджмента в публикациях вообще не отражен, поэтому может создаться впечатление, что соответствующие факторы учитывать не нужно, а это снизит уровень знаний и глубину изучения дисциплины. В связи с этим на занятиях, выделяются те литературные и информационные источники которые наиболее приемлемы и адаптированы для глубокого изучения рассматриваемой тематики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Общие положения
Основной целью проведения семинарских занятий по дисциплине является закрепление лекционного курса и отработка дополнительного материала не вошедшего в лекционный курс. Приобретение студентами навыков решения практических задач в конкретных ситуациях предусмотренных данной тематикой.
Для развития творческих способностей студентов на семинарах рекомендуется использовать такие методы, как дискуссия, обмен мнениями, обсуждение докладов и рефератов. На занятиях проводится опрос, по итогам которого выставляются оценки, что помогает контролировать качество знаний. В ходе самостоятельной работы студенты повторяют и закрепляют пройденный материал, знакомятся с лучшими достижениями фундаментальных исследований по данной дисциплине, учатся вести самостоятельные исследования при подготовке докладов и рефератов.
При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями кафедры и указанной в них литературой, конспектами лекций по курсу, материалами, получаемыми по Интернет и другими источниками. При затруднении в подготовке к семинару следует обращаться к преподавателю или лектору за консультацией. Для доклада студенту дается не более 10-15 минут. За это время он должен раскрыть тему осветить наиболее важные моменты, рассматриваемого вопроса или проблемы. При обсуждении могут задаваться вопросы как выступающему, так и преподавателю. Выступления оппонентов не должны превышать 5 мин.
Темы семинаров носят рекомендательный характер и могут быть изменены по усмотрению преподавателя. На семинарах могут быть заслушаны наиболее интересные сообщения по рефератам (докладам). Форму проведения семинара определяет преподаватель.
После обсуждения преподаватель подводит итоги, обобщает материалы и высказывания студентов по рассматриваемой теме, отвечает на вопросы, дает оценку качеству выступлений и проведенной дискуссии, при необходимости организует конспектирование материалов. Каждый выступивший на семинаре получает оценку по пятибалльной шкале, которая является основой аттестации студента за месяц.
Темы семинарских занятий
Тема 1. Введение. Цели и задачи курса.
Вопросы темы
1. История возникновения и развития методологии прогнозирования и планирования в управлении народным хозяйством.
2. Теоретико-методологическая основа дисциплины и практическая направленность на развитие социально – экономических систем рыночного хозяйства.
Тема 2. Плановое регулирование экономики, его сущность, задачи и функции.
Вопросы темы
1. Методы государственного регулирования экономики, достоинства и недостатки централизованного директивного планирования в условиях рынка.
2. Индикативное планирование и новые функции централизованного управления в прогнозно-плановой работе.
3. Опыт государственного планирования в развитых индустриальных странах и возможности его использования в РФ.