Известные экономисты (по алфавиту) и их главные работы 1 страница
Кейнс Джон Мейнард(1883 – 1946; Англия) – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).
Кенэ Франсуа(1694 – 1774; Франция) – «Общие принципы экономической политики земледельческого государства» (1758), «Естественное право» (1765), «Экономическая таблица» (1758) и комментарии к ней (1766).
Ленин Владимир Ильич (1870 – 1924; Россия) – «Развитие капитализма в России» (1899), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916) и др.
Мальтус Томас(1766 – 1834; Англия) – «Принципы политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического применения» (1820).
Маркс Карл Генрих(1818 – 1883; Германия) – «Капитал. Критика политической экономии» (1867 – 1883; только первый том был опубликован в 1867 году при жизни Маркса).
Маршалл Альфред(1842 – 1924; Англия) – «Принципы экономической науки» (1890).
Миль Джон Стюарт(1806 – 1873; Англия) – «Основы политической экономии» (1848).
Монкретьен Антуан (1575 – 1621; Франция) – «Трактат политической экономии, посвящённый королю и королеве» (1615).
Петти Уильям (1623 – 1687; Англия) – «Трактат о налогах и сборах» (1662).
Рикардо Давид (1772 – 1823; Англия) – «Начало политической экономии и налогового обложения» (1817).
Сисмонди Симон де(1773 – 1842; Швейцария) – «Новые принципы политической экономии» (1819).
Смит Адам(1723 – 1790; Англия) – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).
Тюрго Анн Роберт Жак (1727 – 1781; Франция) – «Размышления о создании и распределении богатства» (1766).
Энгельс Фридрих(1820 – 1895; Германия) – «Анти-Дюринг» (1878).
Тема 2. Собственность в экономической системе
1. В неоклассической классификации прав собственности А.Оноре право управления в экономическом его содержании выражает: а) возможность перехода вещи по наследству или по завещанию; б) возможность принятия решений относительно отчуждения, потребления, изменения или уничтожения вещи; в) возможностьпринятия решения относительно того, как и кем может быть использована вещь; г) личное пользование вещью.
2. В современной России отсутствуют следующие формы собственности: а) общественная; б) коллективная; в) смешанная; г) государственная; д) собственность иностранцев; е) всё неверно.
3. Градуализм – это экономическая концепция: а) считающая необходимым уменьшение государственного влияния на экономику, для достижения бездефицитного бюджета и либерализации цен; б) возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения; в) отводящая государству главную роль в формировании рынка и предполагающая проведение медленных и последовательных реформ; г) формирования самодостаточной экономической системы.
4. Закономерностью переходного периода и структурной перестройки экономики не является: а) финансовая стабилизация; б) трансформационный спад; в) утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами; г) бюджетный кризис.
5. К отрицательным последствиям приватизации в России относят*: а) усиление социального расслоения общества; б) возникновение российского фондового рынка; в) ликвидация монополии государственной собственности; г) снижение экономической эффективностиприватизированных предприятий.
6. К принципам приватизации госсобственности относятся: а) открытость и гласность; б) многообразие форм; в) заинтересованность участников; г) добровольность участников; д) всё верно.
7. Наиболее эффективной и результативной для общества собственностью в современном мире является: а) личная; б) частная трудовая; в) корпоративная; г) государственная; д) всё неверно.
8. Обобществлению собственности способствуют: а) НТР; б) противоречия; в) экономические кризисы; г) всё верно.
9. Основным инструментом приватизации собственности в России был*: а) вексель; б) ваучер;в) облигация; г) приватизационныйчек; д) акция.
10. Отношения присвоения и использования в экономическом их содержании не обособлены друг от друга: а) при найме предпринимателем работника; б) при использовании отработочной ренты; в) когда работники собственник персонифицированы в одном и том же лице; г) при использовании труда рабов.
11. Переход из частной формы собственности на основные объекты хозяйства в государственную носит название: а) национализация; б) денационализация; в) приватизация; г) реприватизация.
12. Победителем конкурсной продажи государственной собственности становится тот, кто предложит: а) максимальную цену без каких-либо условий; б) инвестиционный проект с минимальными затратами; в) максимальную цену и примет на себя выставленные условия; г) высокоприбыльный инвестиционный проект.
13. При совершении экономической операции передаются права собственности на: а) институциональные единицы; б) денежные средства; в) товары и услуги; г) материальные и финансовые активы.
14. Приватизацией является: а) создание смешанной формы собственности; б) переход частной собственности на основные объекты хозяйства в собственность государства; в) передача государственнойсобственности в частную на возмездных или безвозмездных условиях; г) переход из единоличной формы собственности в коллективную.
15. Программа приватизации в РФ от 11 июня 1992 года предусматривала: а) только продажу предприятий их работникам; б) только продажу предприятий экономически активной части населения; в) реализацию первой модели приватизации; г) массовую распродажу всех государственных предприятий по коммерческому варианту (платная и безвозмездная).
16. Уменьшение доли государственного сектора с целью понижения степени монополизации экономики, создания конкурентной среды, формирования многообразия форм собственности называется: а) разгосударствлением; б) диверсификацией; в) приватизацией; г) демонополизацией.
17. Установите соответствие между экономическими интересами и субъектами, являющимися носителями этих интересов.
1. Максимальное удовлетворение своих потребностей.
2. Получение максимальной прибыли.
3. Обеспечение национальной безопасности:
а) общество;
б) домохозяйство;
в) предприниматели;
г) государство.
18. Экономический интерес – это: а) основная экономическая категория; б) осознанные потребности; в) совокупность желаний и умений человека; г) всё верно.
Тема 3. Рынок и рыночная экономика
1. Американской модели смешанной экономики присущ (-а, -е): а) господство общественной собственности; б) высокий уровеньсоциальнойдифференциации; в) сильная социальная политика; г) координация деятельности правительства и частного сектора.
2. В инфраструктуру рынка включены*: а) биржи; б) производители товаров и услуг; в) потребители; г) банки.
3. В России наивысшей ликвидностью обладают деньги в агрегате: а) М0; б) М1; в) М2; г) М3; д) L.
4. В рыночной экономике свобода предпринимателя ограничивается: а) государством; б) другими предпринимателями; в) потребителями; г) зарубежными партнерами; д) всё верно.
5. Величина стоимости товара определяется затратами: а) денег; б) валюты; в) абстрактного труда; г) конкретного труда.
6. Демонетизация означает, что: а) обмен не опосредуется деньгами, а происходит в виде бартера; б) прекратилась чеканка монет; в) бумажные деньги стали выполнять функцию меры стоимости; г) золото перестало выполнять роль денег.
7. Денежный агрегат М3 отличается от М2 на сумму: а) облигацийгосударственного займа; б) вкладов до востребования; в) бумажной и металлической наличности; г) крупных срочных вкладов.
8. Деньги – это: а) обычный товар; б) золото; в) товар, выделившийся из мира товаров на роль всеобщего эквивалента стоимости; г) товар, способный обмениваться на другие товары; д) всё верно.
9. Зависимость экономических интересов продавцов и потребителей обеспечивается выполнением рынком функции: а) ценообразующей; б) информационной; в) посреднической; г) стимулирующей.
10. Закон денежного обращения отражает формула: а) M = V/(P*Q); б) M = (P*V)/Q; в) M = (V*Q)/Р; г) M = (Р*Q)/V.
11. Золото стало всеобщим эквивалентом потому, что оно обладает*: а) высокой трудоёмкостью; б) высокой портативностью; в) потребительной стоимостью; г) длительной сохраняемостью.
12. Информационным результатом научно-технической деятельности служит (-ат) открытия и: а) лицензии; б) изобретения; в) патент; г) товарная марка.
13. К важнейшим элементам рыночной системы не относится: а) наличие общей цели; б) конкуренция; в) предложение; г) цена.
14. К методам ценовой конкуренции относятся*: а) снижениеиздержекпроизводства; б) использованиесистемы скидок к цене товара; в) внедрение системы послепродажного обслуживания; г) проведение рекламной компании.
15. К основным каналам информационно-технологического обмена относятся все перечисленные ниже, кроме: а) межгосударственного; б) внутрифирменного; в) межфирменного; г) семейного.
16. К преимуществам рыночной конкуренции относят*: а) истощение невозобновимых ресурсов; б) обеспечениесвободы выбора и действий потребителей и производителей; в) необходимостьбыстрой реакции на изменяющиеся рыночные условия; г) невозможность обеспечения социальных гарантий.
17. К провалам государства не относят: а) неспособность контролировать последствия государственных решений; б) государственный бюрократизм; в) несовершенстворыночной конкуренции; г) ограниченность необходимой для принятия решений информации.
18. К числу основных недостатков административно-командной системы относятся*: а) централизованное экономической планирование; б) ограничение частного предпринимательства; в) полная занятость ресурсов, особенно трудовых; г) монополия государственной собственности на все экономические ресурсы.
19. Когда студент в столовой ест бутерброды, то максимальную предельную полезность для него будет иметь: а) последний бутерброд; б) средний из съеденных; в) бутерброд, соответствующий точке насыщения; г) первый бутерброд.
20. Количество денег, необходимое для обращения, определяется: а) решениями парламента; б) суммой цен товаров; в) потребностями населения; г) решениями правления госбанка.
21. Одним из провалов рынка является: а) социально-экономическая дифференциация; б) наличие экстерналий; в) рост уровня безработицы; г) повышение темпа инфляции.
22. Одной из черт традиционной экономической системы (натуральное хозяйство) является: а) универсальныйхарактер труда и производства; б) открытость экономических связей; в) планомерное развитие экономики; г) разделение труда и социализация производства.
23. Олигопольный рынок характеризуется наличием: а) значительного контроля над ценами; б) нескольких фирм; в) только дифференцированной продукции; г) множества мелких фирм.
24. Основным субъектом рынка развитых стран является: а) товаропроизводитель; б) продавец; в) потребитель; г) государство.
25. Потребительная стоимость товара реализуется в процессе: а) купли-продажи; б) обмена; в) потребления; г) всё верно.
26. Потребительная стоимость услуги: а) отсутствует; б) не обладаетвещественной формой; в) имеет материальную основу; г) существует лишь для некоторых видов услуг.
27. Правильный порядок денежных агрегатов, начиная с самого ликвидного: а) М0, М1, М2, М3; б) М3, М2, М1, М0; в) М1, М2, М3, М0; г) М2, М3, М0, М1.
28. Преимуществами совершенно конкурентного рынка является: а) свобода выбора; б) объективное распределение благ среди всех членов общества; в) обеспечение эмиссии денег; г) всё верно.
29. При выплате стипендии студентам деньги выполняют функцию: а) мировых денег; б) средства платежа; в) средства обращения; г) меры стоимости; д) средства обогащения.
30. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту: а) поведение каждой фирмы зависит от реакции её конкурентов; б) на рынке оперируют множество покупателей и продавцов; в) обладают монопольной властью; г) выпускают дифференцированные товары.
31. Рынку не присуща функция: а) информационная; б) регулирующая; в) лоббирующая;г) ценообразующая.
32. Рынок совершенной конкуренции характеризует всё, кроме того, что: а) каждый производитель устанавливает свою цену; б) производители хорошо информированы о рыночной конъюнктуре; в) производители могут свободно входить на рынок и выходить из него; г) каждый покупатель имеет мизерную долю рынка данного товара.
33. Рынок чистой монополии характеризуется наличием: а) совершенной конкуренции; б) уникальной продукции; в) дифференцированной продукции; г) нескольких фирм; д) всё неверно.
34. Снижение цены товара вызывает эффект*: а) дохода; б) замещения; в) массового потребления; г) спекулятивного спроса.
35. Совершенно конкурентный рынок характеризуется наличием: а) нескольких фирм; б) дифференциацией продукции; в) широкой рекламы; г) всё неверно.
36. Стоимость создаётся трудом: а) конкретным; б) абстрактным; в) личным; г) частным.
37. Сфера интересов домашних хозяйств охватывает: а) производственную сферу экономики; б) достижение максимизации общественного благосостояния; в) максимизацию прибыли; г) максимизацию полезности благ, приобретаемых на доходы.
38. Товарное производство – это производство благ для: а) личного потребления; б) потребления участниками производства; в) удовлетворения общественных потребностей; г) обмена.
39. Традиционная классификация провалов рынка не включает: а) монополию (монопсонию); б) недостатки и асимметрию информации; в) дуополию; г) внешние эффекты.
Тема 4. Рыночные цены и ценообразование
1. Введенное странами ОПЕК эмбарго на нефть увеличило их поступления от продажи нефти потому, что: а) спрос на нефть эластичен; б) коэффициент эластичности предложения нефти больше единицы; в) спрос на нефть неэластичен; г) эластичность спроса выше эластичности предложения.
2. Демпинг – это продажа товаров на внешнем рынке по цене: а) выше цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортёра; б) выше цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-импортёра; в) ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-импортёра; г) ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортёра.
3. Если коэффициент эластичности спроса на шоколад по доходу составляет 0,8, то при увеличении дохода на 4% объём спроса на шоколад возрастёт на: а) 5; б) 0,8; в) 4; г) 3,2.
4. Если при прочих равных условиях повысится цена товара У, который дополняет товар Х в потреблении, то*: а) объём родаж товара Х уменьшится; б) равновесная цена товара Х не изменится; в) объём родаж товара Х не изменится; г) равновесная цена товара Х снизится.
5. Если при снижении цены минеральной воды на 2%, объём спроса на лимонад сократится на 4%, то коэффициент перекрёстной эластичности будет равен: а) 4; б) 8; в) 2; г) 6.
6. Если при снижении цены на 5%, объём продаж возрос на 2%, то коэффициент эластичности спроса по цене равен: а) 0,4; б) -0,4; в) 10; г) 2,5.
7. Если производители поднимут цену на свой товар, то их общая выручка: а) увеличится, если спрос эластичен по цене; б) снизится, если спрос эластичен по цене; в) возрастёт, если эластичность спроса равна единице; г)снизится, если спрос эластичен по доходу.
8. Если спрос на яблоки упадёт, а предложение увеличится, то: а) их равновесный объём упадет; б) их равновесная цена упадёт; в) их равновесная цена вырастёт; г) всё неверно.
9. Если цены на компьютеры резко возрастут, то спрос на молоко: а) упадёт; б) не изменится; в) возрастёт; г) мало изменится.
10. Если цены на очки возрастут, то спрос на них: а) снизится; б) возрастёт; в) не изменится; г) возрастёт незначительно.
11. Заполните графиками следующую таблицу
Спрос падает | Спрос неизменен | Спрос растёт | |
Предложение падает | |||
Предложение неизменно | S Р1 D2 Р2 D1 Q2 Q1 | ||
Предложение растёт |
12. Излишек потребителя представляет собой: а) излишек товаров, приобретаемых за счёт потребительского кредита; б) превышение объёма предложения на товар над объёмом спроса на него; в) разностьмежду суммой денег, которую потребитель был готов заплатить за товар, над суммой, которую он фактически заплатил; г) разность между максимальной ценой, по которой продавец готов продать товар, и той ценой, по которой он его действительно продал.
13. Исключительно объективной является цена: а) успокаивающая; б) уторговывания; в) договорная; г) всё неверно.
14. Используя приведённый график, назовите причину, вызвавшую сдвиг кривой спроса (D) вправо и увеличение объёма продаж: а) снижение цены данного товара; б) увеличение затрат на производство товара; в) снижение цены товаров-заменителей; г) рост числа потребителей.
15. К сдвигу кривой предложения (S) вправо вниз приведёт: а) снижение налогового бремени на производителя; б) рост цен на ресурсы производства; в) появление на рынке нового товара-заменителя; г) снижение доходов потребителей.
16. На рисунке показаны кривые спроса (D) и предложения (S) на мясо в провинции Вилабаджи. Если власти провинции для поддержки местных фермеров решат установить фиксированную цену 110 су за кг, то возникнет: а) избыток 40 кг; б) избыток 10 кг; в) дефицит 10 кг; г) избыток 30 кг.
17. При прочих равных условиях рост предложения данных товаров вызывает: а) рост их объёма и цены; б) снижение объёма и цены; в) снижение объёма и рост цены; г) рост объёма и снижение цены.
18. При росте цены на низший товар спрос на него: а) увеличится; б) может как и уменьшится, так и остаться прежним; в) уменьшится; г) не изменится.
19. Причиной, вызывающей сдвиг кривой спроса (D) вправо и увеличение объёма продаж является: а) снижение цены данного товара; б) увеличение затрат на производство товара; в) снижение цены товаров-заменителей; г) рост числа потребителей.
20. Производитель товара снизил цену на него на 5% в результате чего объём продаж вырос на 4%. Спрос на этот товар является: а) неэластичным; б) единичной эластичности; в) абсолютно эластичным; г) эластичным.
21. Снижение цен ресурсов, необходимых для производства товара, вызовет*: а) сокращение равновесного количества товара; б) снижение равновесной цены; в) повышение равновесной цены; г) рост равновесного количества товара.
22. Увеличение спроса на нефть приведёт: а) к росту спроса на труд нефтяников; б) к сокращению предложения труда нефтяников; в) к росту предложения труда нефтяников; г) к сокращению спроса на труд нефтяников.
23. Увеличение равновесной цены и снижение равновесного количества товара может быть вызвано: а) увеличением спроса на товар; б) падением спроса на товар; в) увеличением предложения товара; г) сокращением предложения товара.
24. Ценовая дискриминация второй степени предполагает: а) продажу товаров разным группам покупателей в зависимости от коэффициента спроса по доходу; б) продажу товаров по его резервированной цене; в) продажу товаров разным группам покупателей в зависимости от коэффициента спроса по цене; г) продажу товаровпо различным ценам в зависимости от количества покупаемой продукции.
Тема 5. Теории потребительского поведения
1. Величина наклона бюджетной линии потребителя при покупке им двух товаров Х и У, цены которых соответственно составляют 30 и 40 ден. ед., равна: а) 3/4; б) -7/4; в) - 3/4; г) 7/4.
2. Взвесив свои возможности, студент готов был заплатить за стакан молока 6 руб., но реально заплатил за него 4 руб. В этом случае потребительская рента студента составила: а) 10 руб.; б) 16 руб.; в) 2 руб.; г) 0 руб.
3. Графическая конструкция, состоящая из двух диаграмм с кривыми безразличия, используемая в микроэкономике для анализа распределения двух благ между двумя экономическими субъектами в экономике обмена в теории потребителя или для анализа распределения двух производственных ресурсов в теории производства, называется: а) ящик Эджуорта; б) кривая безразличия; в) Модель Фишера; г) модель Модильяни.
4. Для взаимозаменяемых благ кривая «цена – потребление»: а) имеет положительный наклон; б) имеет отрицательный наклон; в) является горизонтальной абсциссе; г) является вертикальной абсциссе.
5. Для нормальных благ кривая «доход – потребление»: а) имеетположительный наклон; б) имеет отрицательный наклон; в) является горизонтальной оси абсцисс; г) является вертикальной оси абсцисс.
6. Доля в изменённом объёме спроса, которая является исключительно результатом изменения относительной цены товаров и не связана с изменением дохода потребителя, называется: а) эффектом спроса; б) рентой потребителя; в) эффектом замещения; г) эффектом безразличия.
7. Доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная соответствующим изменением реального денежного дохода потребителя при стабильных ценах, называется: а) эффектом дохода; б) эффектом замещения; в) эффектом спроса; г) безразличием потребителя.
8. Если два товара являются абсолютными субститутами (взаимозаменяемыми), то при повышении цен одного из них: а) потребитель уменьшит его потребление; б) потребитель увеличит его потребление; в) потребитель не изменит его потребление; г) потребитель прекратит его потребление; д) имеющейся информации недостаточно.
9. Если оптимальный набор студента состоит только из одного блага – учёбы, то можно утверждать: а) студент максимизировал предельную норму замещения; б) цены обоих благ равны; в) предельная норма замещения равна отношению цен данных благ; г) всё неверно.
10. Если студент получает одинаковое удовлетворение от работы в библиотеке и от игры в футбол, то кривая безразличия: а) имеетотрицательный наклон; б) имеет положительный наклон; в) параллельна оси абсцисс; г) стимулирует студента к учёбе.
11. Кривая, точки которой соответствуют комбинации предельно возможного количества каждой пары благ, которые могут быть куплены при данном уровне цен и дохода покупателя, называется: а) бюджетной линией; б) кривой потребления; в) кривой спроса; г) кривой безразличия.
12. Потребительское равновесие (оптимум потребителя) достигается: а) в точке пересечения кривой безразличия бюджетной линии; б) в точкекасания кривой безразличия с бюджетной линией; в) на самой отдалённой от начала координат кривой безразличия; г) в любой точке, лежащей на бюджетной линии.
13. Рост денежных доходов потребителей вызывает рост спроса на товары, которые: а) приближены к потребителю; б) удалены от потребителя: в) дорогие и высокого качества; г) дешёвые и низкого качества.
14. Сложившаяся структура расходов потребителя (при фиксированном его доходе), обеспечивающая максимальную общую полезность от всего покупаемого им набора благ, называется: а) эффектом дохода; б) эффектом потребления; в) потребительским равновесием; г) всё неверно.
15. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать: а) разницу между общей и предельной полезностью; б) общую полезность; в) предельную полезность; г) среднюю полезность.
Тема 6. Предприятие, фирма и предпринимательство
1. В России отсутствуют предприятия, основанные на: а) общественной собственности; б) коллективной собственности; в) частной собственности; г) групповой собственности; д) всё неверно.
2. Владелец акции является: а) кредитором АО, получающим процент; б) владельцем АО; в) управляющим АО; г) всё неверно.
3. Возмещение стоимости изношенного оборудования осуществляется посредством создания фондов: а) страховых резервов; б) потребления; в) амортизации; г) накопления.
4. Время обращения капитала не включает: а) время производства товаров; б) время доставки товаров к месту продажи; в) время доставки товаров к месту производства; г) время реализации.
5. Если корпорация объединяет при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта, то она называется ______ транснациональной корпорацией: а) геоцентрической; б) горизонтально интегрированной; в) диверсифицированной; г) вертикально интегрированной.
6. Закрытым акционерным обществом является общество: а) участники которого несут риск убытка в пределах своего вклада; б) которое приобретает государственные ценные бумаги; в) акции которого распределяются только среди его учредителей; г) акции которого свободно продаются на рынке ценных бумаг.
7. К оборотному капиталу относят*: а) машины и оборудование; б) сооружения; в) сырье; г) электроэнергию.
8. К оборотным средствам предприятия относится стоимость*: а) электрических линий; б) сырья; в) незавершенного строительства.
9. К оборотному капиталу относят*: а) сырьё и материалы; б) здания и сооружения; в) готовую продукцию; г) станки.
10. К основному капиталу относятся*: а) станки; б) готовая продукция; в) сооружения; г) запасные части машин; д) бензин; е) деньги.
11. Курс акций фирмы «Хлебопек» города Смоленска определяется: а) состоянием экономики России; б) уровнем доходов по дивидендам Смоленских фирм; в) изменением банковских вкладов в стране; г) нормой ссудного процента в России; д) всё верно.
12. Лучше, если норма амортизации оборотных фондов в России устанавливать на уровне: а) 90%; б) 50%; в) 2%; г) всё неверно.
13. Маркетинговая микросреда предприятия включает в себя: а) курс цен и валюты; б) половозрастную структуру населения; в) клиентов и конкурентов; г) клиентов, конкурентов и социально-экономическое положение в стране.
14. Монополия как вид несовершенной конкуренции обладает следующими признаками*: а) дифференциация производимой продукции; б) наличие на рынке большого числа продавцов; в) наличие на рынке единственного продавца; г) уникальный характер товара.
15. Наиболее эффективными для общества являются предприятия: а) мелкие частные; б) смешанные; в) государственные; г) средние; д) крупнейшие корпорации.
16. Неограниченная ответственность не свойственна: а) полному товариществу; б) участнику АО; в) мелкому предпринимательству.
17. НТП не является главной движущей силой в экономике: а) новых индустриальных стран; б) развивающихся стран; в) стран, добывающих и экспортирующих нефть; г) промышленно развитых стран.
18. Определение капитала как инвестиционного товара дали: а) классики; б) современные марксисты; в) неоклассики; г) маржиналисты.
19. Определение капитала как общественного отношения дал: а) Рикардо; б) Смит; в) Маркс; г) Фридмен; д) Кейнс; е) Хикс.
20. Основной субъект современной экономики: а) предприниматель; б) покупатель; в) продавец; г) государство.
21. По видам хозяйственной деятельности фирмы подразделяются на: а) международные;б) мелкие; в) частные; г) промышленные.
22. Определите дивиденд, выплачиваемый по акции в год, номинальная стоимость которой равна 200 руб., курс акции 1800 руб., норма банковского процента – 20% годовых. Решение:Ка = (Дв/НБП)100,гдеКа – курс акции, Дв – дивиденд представляет собой доход получаемый владельцем акции, НБП – норма банковского процента. ДВ ∙ 100% / 1800 = 20%. ДВ = 20∙1800 / 100 = 360 руб. Ответ: 360 руб.
23. Предоставление широкого спектра консультативных услуг любому потребителю, называется: а) консалтинг; б) франчайзинг; в) «ноу-хау»; г) клиринг.
24. Степень накопления капитала не зависит от: а) массы прибыли; б) размеров капитала фирмы; в) конкуренции; г) всё неверно.
25. Товары, в производстве которых капитал используется относительно больше, чем труд, называются: а) трудоёмкими; б) капиталонасыщенными; в) трудонасыщенными; г) капиталоёмкими.