Определение уровня конкурентных цен

Мировая торговля осуществляется по мировым ценам, уровень которых стихийно складывается на мировом рынке под воздействием спроса и предложения.

Мировая цена - это денежное выражение интернациональной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке.

На мировом рынке на один и тот же товар существует множество цен, на уровень которых влияет ряд экономических и внеэкономических факторов: цены в свободно конвертируемой валюте, цены с платежом по клирингу, цены с рассрочкой платежа, цены в рамках товарообменных соглашений, соглашений об экономической помощи, цены внутрифирменной торговли или трансферные цены и т.д.

Мировая цена - это цена в свободно конвертируемой валюте на раздельные экспортные и импортные операции, на рынках со свободным торговым режимом, где совершается значительный объем операций с товаром.

На практике это экспортные цены основных поставщиков и импортные цены в важнейших центрах импорта товаров, например, мировые цены на машины и оборудование - это цены европейских, американских и японских производителей, на нефть - цены ОПЕК, на уголь - импортные цены в западноевропейских портах, на цветные металлы - цены Лондонской биржи цветных металлов, на пиломатериалы - экспортные цены Швеции, на пшеницу - экспортные цены Канады, на чай - цены аукционов в Лондоне, Калькутте, и Коломбо и т.д.

Мировые цены ниже внутренних, т.к. они не включают таможенные пошлины, налоги и сборы.

Определение уровня конкурентных цен в международной торговле проводится с использованием широкого круга источников, основными из которых являются :

Справочные цены - цены во внутренней и внешней торговле, публикуемые в деловых газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах. Они лишь приблизительно отражают уровень цен реальных сделок, однако могут служить базой при переговорах по заключению контрактов, с них обычно предоставляются скидки.

Биржевые котировки - цены товаров, являющихся объектом биржевой торговли сырьем, продовольствием, полуфабрикатами. Они широко используются в международной торговле, т.к. отражают в основном фактические сделки.

Цены международных товарных аукционов, также реальные цены, широко используются в международной коммерческой практике по товарам индивидуального качества. Их недостаток заключается в том, что они публикуются менее регулярно, чем биржевые котировки.

Цены международных торгов используются чаще всего при размещении заказов на крупные поставки машин и оборудования, в том числе комплектного, на строительство промышленных и других объектов, а также на закупку других товаров особенно государственными организациями развивающихся стран. Но эти цены публикуются еще реже лишь по результатам гласных торгов.

Средние экспортные и импортные цены, исчисляемые на основе внешнеторговой статистики путем деления стоимости товара на его количество. Они более показательны, чем справочные цены, хотя отражают не столько цены фактических сделок, сколько цены реального экспорта и импорта, за определенный период. Такие среднестатистические цены можно вывести, в частности, по статистическому справочнику "Внешняя торговля Российской Федерации", но не по всем товарам, т.к. по некоторым из них в нем указаны только количества, либо только стоимость.

Цены фактических сделок являются наиболее ценным источником информации для определения цены товара, однако они, как правило, носят конфиденциальный характер и регулярно не публикуются.

Цены предложений - менее представительный критерий для определения цены контракта, чем цены фактических сделок, т.к. в практике международной торговли они завышаются в зависимости от товара на 10-20% для последующего уторгования или предоставления скидки в ходе переговоров по заключению контракта.

Для более правильного определения уровня контрактной цены целесообразно использовать показатели нескольких источников.

Основными российскими источниками по мировым ценам являются издаваемые ВНИКИ МВЭС Российской Федерации Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ) и Справочник цен мирового рынка.

Наши внутренние цены (оптовые, отпускные, розничные) не могут использоваться во внешней торговле, поскольку они носят затратный характер, значительно отклоняются от стоимости, учитывая индивидуальные, а не общественно-необходимые затраты. Их применение может привести к неконкурентоспособности при экспорте и значительным валютным потерям при импорте.

При определении уровня контрактных цен наряду с публикуемыми широко применяются и расчетные цены.

Методы расчета цен

В коммерческой практике используются три метода расчета контрактных цен.

1. На основании достоверныхпрямых конкурентных материалов, т.е. сведений об условиях аналогичных сделок с аналогичным товаром.

2. Конкурентный лист - расчет цен в табличной форме, позволяющий сопоставить технические характеристики товара и коммерческие условия предстоящей сделки с двумя или несколькими конкурентными материалами. Обычно каждое внешнеторговое объединение имеет свою форму конкурентного листа.

3. Сложные расчеты выполняются когда для определения общей цены сделки необходимо большое количество предварительных расчетов на техническое сопоставление, монтаж, техническое обслуживание и т.д., каждый из которых требует своей методики. Эти расчеты применяются, как правило, при определении цен на уникальное оборудование и осуществляются обычно на ЭВМ.

Эти варианты отличаются, главным образом, количеством поправок к конкурентным материалам, но должны исходить из единых принципов их внесения, т.е. приведения цен. Полученные из разных источников цены являются, как правило, ориентировочными и служат лишь базой для расчета приведенной цены.

Приведенная цена - это цена товара, рассчитанная на базе цен конкурентов, путем внесения в них необходимых поправок.

Наши рекомендации