Рынки с асимметричной информацией. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.
Асимметричная информация – это ситуация, при которой одна часть участников сделки обладает инфо, которой не располагает другая часть участников сделки.
Продавцы располагают большей инфо о кол-ве товара, чем покупатели. Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты(асимметрии) инфо.
Впервые проблему о неопределенности кач-ва инфо попытался рассмотреть Дж. Акерлоф(«Рынок лимонов», 1970).
На этом рынке продаются подержанные автомобили, машины в хорошем состоянии и плохом(на амер. сленге «лимоны»). Вероятность купить хороший автомобиль 50% на недавно организовавшемся рынке. Покупатель боится купить «лимон». Средняя цена = 2000$. Для владельцев «лимонов» эта цена убыточна. В условиях асимметричной инфо(продавцы>покупатели), рынок значительно деформируется. Продавцы хороших автомобилей будут отказываться от продаж по убыточной цене, а след-но вероятность покупки хорошей машины будет падать, в итоге на рынке останутся одни «лимоны».
Методом борьбы с асимметричной инфо являются рыночные сигналы. Сильным рыночным сигналом являются гарантии для покупателей или поручительство лиц, пользующихся доверием покупателей, а также репутация фирмы.
Существуют рынки, на которых удается быстро ликвидировать асимметричную инфо – аукционы. Аукционы начинаются с ситуации, когда каждая из сторон располагает только инфо о начальных ценах и предельных свои возможностях, но не знает о возможностях конкурентов.
Аукционы:
английский:ставки растут снизу вверх (произведения ис-ва, предметы роскоши);
голландский:ставки снижаются снизу вверх (скоропортящиеся товары, цветы) – тысячи продавцов и покупателей, определяющий фактор – время.
Закрытые/темные аукционы – ставки выставляются всеми участниками одновременно. Стратегия английского аукциона.
вмешательство государства. Это вмешательство может приобретать различные формы:
1) ценовая политика со стороны государства преследует цель предотвратить использование производителями низкокачественной продукции преимущества в издержках, ограничивая ценовую конкуренцию на рынке. В сочетании с обязательным сертифицированием товара эта мера может повысить конкурентоспособность высококачественных товаров;
2) прямое участие в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия;
3) контроль за производством и сбытом товаров и услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. С этой целью государство, может использовать такие инструменты, как: лицензирование, стандартизация и сертификация, контроль рекламной активности продавцов.
59. Методологические анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.
Теория общественного выбора, применяя экономические методы, изучает процесс принятия политических решений в современном демократическом обществе.
экономика общественного сектора— новая и развивающаяся отрасль экономических знаний. Она синтезирует экономику и политику, все более опирается на постулаты теории общественного выбора. Ей присущ микроэкономический подход к анализу политико-экономических процессов. В центре ее внимания находится «экономический человек», который является эгоистическим максимизатором полезности не только на рынке, но и в политике. Поэтому экономику общественного сектора можно охарактеризовать и как микроэкономическую теорию государства.
Основоположником теории общественного выбора является американский ученый-экономист Джеймс Бьюкенен.
теория общественного выбора строится на трех основных методологических постулатах:
- общество рассматривается как совокупность индивидов, изучение их поведения лежит в основе исследования социальных и политических процессов (методологический индивидуализм);
- индивид преследует свои собственные интересы (т.е. является homo economicus);
- политический процесс, с помощью которого индивиды реализуют свои интересы, является разновидностью обмена.
теория общественного выбора опирается на базовую идею о том, что человек в любой области деятельности стремится максимизировать результат в собственных интересах.
Основными направлениями исследований теории общественного выбора являются: конституционная экономика, модель политической конкуренции, общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии, теория бюрократии, теория политической ренты.