Тема 3. Система национального счетоводства. Общая характеристика показателей СНС
Система национальных счетов - статистическая система взаимосвязанных счетов и балансовых таблиц, отражающих разные стадии производственного процесса и важнейшие взаимосвязи в экономике. Ее характерной чертой можно считать отражение в итогах народно-хозяйственной деятельности не только материального производства, но и сферы нематериальных услуг, с учетом влияния внешнеэкономических связей. При таком подходе достигается обобщающая характеристика функционирования рыночной экономики.
СНС начала зарождаться в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира в ответ на потребность органов государственного управления в макроэкономической информации для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию рыночной экономики[1].
Стандартная система национальных счетов разработана статистической комиссией ООН в 1953г. Последующее совершенствование методов СНС позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA – англ. аббревиатура), которая применяется для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. В России с 1988 показатель ВВП определяется по методике ООН.
В основе построения системы национальных счетов лежит принцип "хозяйственного кругооборота" показателей производства, потребления, накопления, перераспределения в процессе реальных отношений между хозяйствующими субъектами. Она основана на концепции, согласно которой земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.
Сущность СНСзаключена в формировании обобщающих показателей, отражающих развитие национальной экономики на различных стадиях процесса воспроизводства (каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов), а также в установлении взаимосвязи между ними.
Основными структурными элементами системы национальных счетов являются:
· экономические функции - производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов;
· экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.);
· экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы);
· объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета.
Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых участниками общественного воспроизводства во всех институциональных секторах экономики.
Экономические операции в системе национальных счетов различают по номенклатуре:
- с товарами и услугами;
- распределение;
- финансовые.
Операции с товарами и услугами – характеристика их происхождения и использования в течении определенного периода времени.
Операции распределения включают два вида: распределение дохода и передача капитала. К распределению дохода относят операции по выплатам заработной платы, дивидендов, налогов, страхование и различные социальные выплаты. Под передачей капитала понимаются: трансферты, перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.
Финансовые операции связаны с движением активов и пассивов, наличных денег, различных видов кредита, иностранной валюты, потоками дебиторской и кредиторской задолженности.
Институциональные сектора экономики -это совокупность экономических агентов, занятых одним и тем же видом основной деятельности. Они сводятся в сектора по признаку однородности выполняемых функций или однородности производимой продукции.
Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства. Функция финансовых корпораций заключается в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и в предоставлении их на определенных условиях инвесторам; таким образом, финансовые корпорации исполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.
Функция учреждений государственного управления состоит в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (общее управление, управление, оборона, научные исследования и т.д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).
Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке; кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т.д.). Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает в себя как элементы прибыли, так и оплаты труда.
Наконец, функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.
Таким образом, СНС выделяет следующие институциональные сектора:
1) нефинансовые корпорации,
2) финансовые корпорации;
3) учреждения государственного управления;
4) домашние хозяйства,
5) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
6) остальной мир – совокупность иностранных государственных организаций и всех других экономических субъектов, имеющих постоянное нахождение за пределами данной страны.
Экономическая деятельность субъектов хозяйственной деятельности расписывается по счетам как потоки доходов и расходов, позволяющие проследить весь путь формирования и использования валового внутреннего продукта (ВВП). В каждом счете представлены, с одной стороны, ресурсы, составляющие рассматриваемый показатель, а с другой - их использование.
СНС включает следующие основные счета:
I. счета внутренней экономики;
II. счета внешнеэкономических связей – составляются только для сектора Остальной мир.
На народно-хозяйственном уровне для каждого институционального сектора составляются следующие сводные счета внутренней экономики:
1. Открывающий баланс – отражает материальные и финансовые активы и пассивы на начало периода, а также сальдо счета.
Ресурсы - Материальные и финансовые активы на начало года.
Использование - Материальные и финансовые пассивына начало года.
Сальдо – разница между активами и пассивами.
2. Счет производства показывает результаты производственной деятельности – из рыночной стоимости валового выпуска продукции на макроуровне вычитаются затраты на промежуточное потребление (стоимость сырья, материалов, электроэнергии, услуг и т.п.). В итоге счет дает добавленную стоимость в рыночных ценах. При этом производственная деятельность относится как к сфере материального производства, так и к сфере нематериальных услуг.
Ресурсы – Валовой выпуск продукции.
Использование – Промежуточное потребление.
Сальдо – Добавленная стоимость.
3. Счет образования доходов характеризует процесс образования прибыли, заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат, других доходов. Этот счет отражает распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства и на основе которых формируются первичные доходы его участников.
Ресурсы – добавленная стоимость, полученные субсидии по производству.
Использование – оплата труда работников, рентные платежи, налоги на производство.
Сальдо – Валовая прибыль.
4. Счет распределения доходов показывает, как доходы распределяются между основными секторами экономики – домашними хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами.
Ресурсы – валовая прибыль, оплата труда работников, налоги на производство, проценты, дивиденды, страхование от несчастных случаев, прочие текущее трансферты
Использование – выплаченные субсидии на производство, проценты, дивиденды, оплата страховки и пр.
Сальдо – Валовой располагаемый доход.
5.Счет использования доходов отражает соответствующий процесс: из располагаемого валового дохода образуются конечное потребление и валовое накопление.
Ресурсы – Валовой располагаемый доход.
Использование – Конечное потребление и Валовые сбережения.
6. Счет капитала –это потоки, формирующие накопление, содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала, перечисления капитала.
Ресурсы – Сбережения, полученные трансферты капитала.
Использование – формирование основного капитала, изменение запасов, покупка земли, нематериальных активов.
Сальдо - Чистое накопление
7. Финансовый счет – это потоки чистых долгов и чистых кредитов во всех формах.
Ресурсы – финансовые активы.
Использование - финансовые пассивы
Сальдо долговых требований и обязательств
8. Счет применения стоимости вне производства – изменение чистой стоимости имущества.
9. Закрывающий баланс – размеры имущества на конец периода.
Для сектора «Остальной мир» составляется два счета внешнеэкономических связей:
1. Счет нефинансовых операций.
2. Счет финансовых операций.
Ресурсы – Импорт, трансферты загранице, чистые долги заграницы
Использование – Экспорт, трансферты от заграницы, чистые кредиты от заграницы.
Сальдо чистого экспорта – разница между экспортом и импортом.
Таким образом, система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Взаимосвязи между секторами охватывают все виды операций с товарами и услугами, доходами и расходами, финансами. В итоге взаимоувязанная система национальных счетов отражает основные стороны хозяйственных операций на макроуровне.
Внедрение СНС в России было начато на основании утвержденной в 1992 г. Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики. Переход на СНС объективно был необходим из-за трансформирования единого евроазиатского экономического пространства на рыночных принципах, а также из-за включения страны в интенсивное международное разделение труда.
В методологическом плане СНС России строится в основном с учетом рекомендаций международных организаций, разрабатывающих проблемы СНС, а также Статкомитета СНГ. После принятия в 1993 г. пересмотренной версии системы национальных счетов, разработанной совместно ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом, Госкомстат России начал работу по приведению национальной методологии СНС в соответствие с новыми рекомендациями.
Вместе с тем методология СНС России несколько отличается по ряду моментов от принятых в международной практике стандартов. Так, вотличие от национальных счетов зарубежных стран в отечественной СНС предусматривается возможность разграничения между сферой материального производства и сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в системе макроэкономических показателей являются скоординированные между собой показатели формирования, распределения, перераспределения и использования национального дохода как совокупности доходов от экономической деятельности и создания и движения конечного продукта как главной характеристики социально-экономического развития как страны, так и региона.
Система национальных счетов РФ представлена на рисунке 3.
Рис. 3. СНС РФ
Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода
Итак, система национальных счетов - это инструмент:
– оценки национального богатства и уровня жизни различных групп населения;
– государственной экономической политики;
– экономического прогнозирования развития страны;
– связи макроэкономической теории с практикой.