Развитие информационного общества

Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационнойэкономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочемвремени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% иожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%. Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее кинформационной стадии развития может служить процент населения, занятого всфере услуг:- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступилапостиндустриальная фаза его развития;- если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг,общество стало информационным.В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный периодсвоего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910году), а информационным обществом США стали в 1974 году.Признавая несомненность достижений США и других стран в областиинформатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности”этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологическивредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого“экологического колониализма”. Закон экспоненциального роста объема знаний.По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е.уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз [1].Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире кконцу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указываетсясреди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;- превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработкуинформации аналогичных расходов на энергетику;- возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровнирадиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазонасблизились) [2]. Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта) [3]. Занятость в ведущей отрасли
 
   
50% 1 23 4
 
   
...
 
   
время1- материальном производстве (индустриальное общество),2- сфере услуг (постиндустриальное общество),3- сфере информационных услуг (информационное общество),4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теорияразвития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом,Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье идр. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как “цивилизациюуслуг”.Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Этобыло связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационнымтерминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятиеинформационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типамиформаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой изних.Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этогонаправления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова,А.В.Соколова , А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этомнаправлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От ответа наэтот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состоянияи перспектив развития процессов информатизации общества.Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления иразвития с помощью средств информатики с целью создания информационногообщества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”.По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя тривзаимосвязанных процесса:- медиатизацию[1] - процесссовершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработкиинформации, а также- интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порожденияинформации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включаяиспользование средств искусственного интеллекта.Специалистами отмечается [4], что , к сожалению, социальная информатизация частопонимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе набазе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизациюобщества в принципе надо трактовать как развитие , качественноесовершенствование, радикальное усиление с помощью современныхинформационно-технологических средств когнитивных[2] социальных структур и процессов. Информатизация должна быть “слита”с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческийпотенциал личности и ее информационной среды.При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны учеными испециалистами выделялась главная мысль - дело не столько в концепцииинформатизации, сколько в концепции развития общества, всех его структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного обществаносит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и нашу страну,но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствиюсерьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование информационнойсреды.Что же такое информационное общество? Каков его образ?Например, по мнению А.И. Ракитова [5] общество считается информационным, если:- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страныи в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно наоснове автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания,необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимыхзадач;- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группеили организации современная информационная технология;- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальныхинформационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянноубыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер иотраслей производства и управления;- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которыхоказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода кинформатизации общества:- технократический, когда информационные технологии считаются средствомповышения производительности труда и их использование ограничивается, восновном, сферами производства и управления;- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важнаячасть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но идля социальной сферы. Причины значительного распространения технократического подхода,отождествления понятий “информатизация” и“компьютеризация” носяткак объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техникивообще и , в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет“агрессивный” характер. Субъективно же существует весьма значительное числолюдей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественноемнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политическиедивиденты. Информатизация имеет четкую связь с экологобезопасным, устойчивым развитиемобщества. Основа информационной экономики - знания илиинтеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества посравнению с материальными ресурсами - фундаментом предыдущих этапов развитияобщества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения. Если выберете что-то у природы - вы обостряете экологические проблемы, если жепытаетесь взять у соседа - порождаются конфликты и войны.Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационнойэкономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических иэкологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитиеобщества по основным его параметрам (“знания - порождают знания”). Государственная политика в области информатизации России, получившаяновый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления:- создание и развитие федеральных и региональных систем и сетейинформатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в единоминформационном пространстве России;- формирование и защиту информационных ресурсов государства как национальногодостояния;- обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации иряд других направлений.В Концепции формирования и развития единого информационного пространстваРоссии определяются приоритеты пользователей государственнымиинформационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органыгосударственного управления.Активно дорабатывается Концепция информационной безопасности, являющаясясоставной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая собойофициально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности,методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества игосударства в информационной сфере.

Наши рекомендации