На путях коренных преобразований
Понятие, цели, задачи
Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.
Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.
Цели международной стандартизации:
1. сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;
2. обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;
3. содействие международной торговле;
4. содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.
Основными задачами стандартизации являются:
1. установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;
2. развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
3. обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;
4. разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
5. принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;
6. формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
7. создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.
Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их.
Международные стандарты учета и статистики
Международные стандарты устанавливаются для достижения сопоставимости исчисляемых в разных странах показателей, с их помощью единообразно характеризуются важнейшие социально-экономические явления в мире и выводятся итоги по странам, регионам и миру в целом.
В международной статистике различаются следующие виды таких стандартов:
§ общеметодологические положения международной статистики;
§ классификации статистических показателей;
§ руководства по исчислению показателей;
§ справочники и технические руководства.
Общеметодологические положения — это документы ООН, в которых изложены принципы и методология построения систем сводных показателей, характеризующих важнейшие взаимосвязи в экономике и результаты ее функционирования.
К таким документам ООН относится прежде всего Система национального счетоводства. Она была разработана экспертами СК ООН в 1951 г. и утверждена ЭКОСОС в 1953 г. Затем в 1966 г. она была усовершенствована и в 1968 г. одобрена ЭКОСОС. Действующий в настоящее время вариант международной СНС готовился несколько лет, в 1993 г. он был одобрен ЭКОСОС и рекомендован для практического применения странами и международными организациями. Этот международный стандарт регламентирует применение единообразных показателей, основанных на теории факторов производства и таблицах межотраслевых связей, взаимоувязанных с платежным балансом. С помощью такой системы показателей характеризуются воспроизводственные процессы в стране и в секторах хозяйства.
В числе общеметодологических документов ООН следует отметить Руководство по платежному балансу, подготовленное специалистами МВФ. Его пятое издание в 1993 г. методологически взаимоувязано с СНС-93. Оно призвано содействовать единообразному исчислению показателей результатов внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов в каждом секторе хозяйства стран.
Важным документом такого типа являются Руководящие принципы по статистике национальных фондов, которые были разработаны в 1979 г. В них излагаются основы методологии исчисления показателей экономических активов, которые в 1993 г. были уточнены и стали составной частью СНС-93.
Средимеждународных классификаций можно выделить следующие важнейшие документы:
1. Международная стандартная классификация всех видов деятельности — МСОК. Она регламентирует группировки статистических показателей по отраслям хозяйства. В России ей соответствует аналог — ОКОНХ вместе с переходным ключом по каждой позиции — Индексы к МСОК. Впервые она была разработана ООН в 1949 г. и уточнялась в 1958, 1968 и 1990 гг.
2. Международная стандартная торговая классификация — МСТК, которая впервые разработана в 1951 г. и в последующем неоднократно уточнялась (в 1961, 1968, 1975 и 1986 гг.) и дополнялась Индексами к МСТК — в 1953, 1961 и 1987 гг.
3. В 1967 г. ООН разработана Классификация товаров по широким экономическим группам — КТШЭК, в которой выделяются товары для экспорта и импорта на средства производства, промежуточные и потребительские товары.
4. Международная стандартная классификация образования, разработанная ЮНЕСКО, с 1974 г. используется для единых группировок учащихся по трем основным уровням обучения.
5. Международная стандартная классификация профессий, разработанная МОТ, действует с 1958 г., она неоднократно уточнялась.
6. Международная стандартная классификация занятий, также подготовленная МОТ, используется для характеристики рода фактических занятий населения.
7. Международная стандартная классификация болезней, увечий и смерти разработана ВОЗ в 1948 г. и затем неоднократно уточнялась, чтобы отразить текущую практику органов здравоохранения.
Следует выделить еще стандартные классификации ООН для промышленности (с 1953 г.) и строительства (с 1965 г.) с их последующими уточнениями по мере развития этих отраслей хозяйства.
Имеются еще десятки других международных классификаций по различным областям деятельности людей. Специальная международная классификация показателей туризма разработана ВТО в последнее время.
Весьма многочисленны такие международные стандарты, какруководства по исчислению показателей.В этой группе наибольшее практическое значение имеют Методологические пояснения к статистическому ежегодника ООН и дополняющему его статистическому ежемесячному бюллетеню ООН. Аналогичные методологические пояснения имеются к международной статистике труда и ряду других международных публикаций.
Особую роль играют методологические указания о порядке проведения всемирных обследований: переписей населения и жилищ, промышленности, сельского хозяйства, торговли и т.д.
В рекомендациях и руководствах СК ООН для статистики получают дальнейшее раскрытие и разъяснение порядок и методология расчета соответствующих показателей. В частности, детально разработаны принципы исчисления показателей естественного движения населения, его гражданского состояния и регистрации; принципы и рекомендации порядка проведения переписей населения; методы оценки потребности в жилищах; определения и методы оценки работы транспорта и т.д.
Аналогичные рекомендации готовятся и специализированными учреждениями системы ООН. Так, МОТ издает рекомендации по статистике занятости и безработицы, заработной платы, рабочего времени, индексов потребительских цен, производственного травматизма, трудовых конфликтов, социального страхования, производительности труда и пр.
ФАО разрабатывает и совершенствует рекомендации по ведению балансов — счетов сельского хозяйства, показателей отдельных продуктов, сельскохозяйственных площадей, урожайности, балансов оборота отдельных видов продовольствия и пр.
ЮНЕСКО разрабатывает методологические рекомендации по исчислению показателей потребности в школьных учреждениях; расходов на образование, причин отсева учащихся; потерь от прекращения образования; выпуска книг и периодических изданий, характеристик научно-технического прогресса и др.
Важную роль играют руководства по проведению выборочных обследований семейных бюджетов, домохозяйств, ведения регистров различных объектов статистических наблюдений, сопоставлений розничных цен для установления уровня заработной платы для международных чиновников, проблемам составления таблиц «затраты-выпуск» и их анализа и т.д.
В группе справочников имеются десятки международных стандартов ООН, среди которых отметим следующие, которые периодически уточняются и обновляются:
§ Международные меры и веса;
§ Номенклатура географических регионов для статистики;
§ Названия стран мира и национальностей;
§ Указатель международных стандартов;
§ Таможенные зоны мира;
§ Перечень статистических показателей, разрабатываемых международными организациями;
§ Коэффициенты пересчета из национальных единиц измерения в метрические;
§ Справочник методов регистрации естественного движения населения;
§ Справочник статистических организаций в мире;
§ Справочник образовательных организаций в мире;
§ Справочник по экономической статистике в странах Азии.
В настоящее время действует более 150 международных стандартов в области статистики, из которых примерно 60 разработаны в СК ООН, а остальные - в специализированных учреждениях системы ООН.
На основе таких стандартов в ООН составляются специальные анкеты-вопросники для стран; в этих вопросниках содержатся перечни соответствующих показателей, которыми интересуются международные организации и по которым от стран запрашивается информация. В анкетах содержатся краткие методологические пояснения, как исчислять такие показатели в соответствии с международными стандартами. С помощью таких анкет-вопросников статистические службы ООН собирают необходимые данные по разработанным системам показателей международной статистики. Пути ее прохождения через каналы международных организаций показаны на рис. 4.1.
Статистика свои показатели основывает в значительной степени на данных бухгалтерского учета. Поэтому СК ООН с 1968 г. предпринимает попытки взаимной увязки принципов бухгалтерского учета с принципами СНС. Налажены контакты с международными профессиональными объединениями бухгалтеров: с Комитетом по стандартам бухгалтерского учета (с 1973 г.), Международной федерацией бухгалтеров (с 1977 г.). Европейской федерацией бухгалтеров-экспертов и др. Для этих целей в 1982 г. была создана Межправительственная группа экспертов ООН по международным стандартам учета и отчетности, которая содействует внедрению в практику стран международных стандартов бухгалтерского учета, которые периодически уточняются. В настоящее время действует немногим более 30 таких стандартов, основанных на принципах СНС-93. Наиболее полно и последовательно такие стандарты внедрены во Франции через Общенациональный план счетов.
В международных стандартах бухгалтерского учета регламентируются важнейшие положения его, которые обеспечивают единообразное понимание содержания соответствующих показателей по важнейшим разделам учета и их сопоставимость. Это позволяет разрабатывать отчеты без жесткой обязательности форм учета и всей документации на предприятиях и в учреждениях. Все стандарты бухгалтерского учета можно сгруппировать по следующим разделам:
§ общеметодологические;
§ характеризующие общее направление деятельности предприятий;
§ характеризующие отдельные виды их деятельности;
§ учитывающие отдельные виды имущества и активов;
§ учитывающие государственные субсидии и социальные меры.
Такими стандартами все более широко пользуются во многих странах мира, что способствует дальнейшей унификации учета на всех уровнях — от предприятий до хозяйства страны, а также в международном масштабе. Это в свою очередь повышает качество и достоверность всей международной статистической информации.
На путях коренных преобразований
После распада Советского Союза республика стала самостоятельным государством. Начались рыночные преобразования. Это потребовало коренной перестройки всей системы государственной статистики. Была разработана специальная Республиканская программа перехода республики на принятую в международной практике систему учета и статистики, которая была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1992 года № 523. К ее осуществлению было привлечено большинство министерств и ведомств, ряд научно-исследовательских и проектно-технологических институтов республики.
Главная задача перестройки статистики заключалась в том, чтобы создать надежную информационную базу для экономического анализа и оценки эффективности народного хозяйства, выработки рациональной экономической политики и принятия обоснованных решений на всех уровнях управления, прогнозирования экономических процессов в условиях рыночных отношений, статистического наблюдения за ходом рыночных преобразований, представления статистической информации международным организациям в соответствии с принятыми Правительством республики обязательствами.
В ходе осуществления Программы проведены научные исследования по всем отраслям статистики, разработана методология статистических наблюдений, обучены кадры статистиков, внедрены современные технологии сбора и обработки статистической информации.
Основной задачей перевода статистики на международные стандарты стало совершенствование всей системы учета и статистики, позволяющее осуществить переход от баланса народного хозяйства к формированию национальных счетов и определению валового внутреннего продукта, придания ему статуса основного показателя, характеризующего в целом экономическую деятельность государства.
Практическая реализация этой задачи была начата в 1992 году. Большую помощь в ее решении Минстат получил от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Было установлено тесное сотрудничество со Всемирным банком, Международным валютным фондом, Статкомитетом СНГ, Евростатом.
В результате осуществления Республиканской программы перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики коренным образом изменилась вся система учета и статистики. Она более полно соответствует международным стандартам. Это позволяет сравнивать уровень экономического развития нашей страны с другими странами мирового сообщества. Наши статистические материалы являются востребованными во всех международных экономических организациях.