Собственность как пучок частичных правомочий
Со второй половины ХХ века все большее распространение получает неоинституционалистская трактовка собственности как набора, «пучка» частичных правомочий или прав собственности, каждое из которых определяет отдельные отношения между людьми по поводу объектов собственности.
Право собственности – это установленные обществом (законами, традициями) отношения между людьми, которые регулируют распределение ограниченных экономических благ (соответственно, ресурсов).
Делимость собственности на отдельные правомочия дает возможность извлекать полезность из каждого правомочия в отдельности.
Собственник не обязательно осуществляет все свои права сам, часть своих прав собственник может передавать другим лицам. Право собственности, как правило, распределено между несколькими обладателями отдельных правомочий собственности. Например, владение и пользование могут быть объединены в руках одного субъекта, а могут быть и разъединены (фермер владеет и пользуется своей землей, а хозяин гостиницы владеет, но, как правило, не пользуется своей собственностью и др.).
Классический пример передачи части прав собственности – аренда. Аренда – форма хозяйствования, при которой на основе договора между арендодателем и арендатором последнему передается в срочное и возмездное владение и пользование имущество, необходимое арендатору для осуществления хозяйственной деятельности. Собственником имущества, переданного в аренду, остается арендодатель, но произведенная продукция и доходы, полученные при использовании этого имущества, являются собственностью арендатора.
Составляющие пучка прав собственности были четко сформулированы в 1961 г. английским юристом А. Оноре, согласно которому собственность включает следующие 11 правомочий:
1) право владения – право исключительного физического контроля над собственностью (благами);
2) право пользования – право использования, применения полезных свойств благ для себя;
3) право управления – исключительное право собственника принимать решения о любых действиях по отношению к объекту собственности;
4) право на доход, получаемый в результате личного использования благ или в результате разрешения пользоваться этими благами другим лицам;
5) право суверена – право собственника на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;
6) право на безопасность – право на защиту от изъятия благ частными лицами (воровство) или государством (экспроприация) и от вреда со стороны внешней среды;
7) право на передачу благ по наследству или по завещанию;
8) право на бессрочность обладания благом – неограниченность обладания правомочиями во времени;
9) запрет на использование блага способом, наносящим вред внешней среде или другим лицам;
10) ответственность в виде взыскания – возможность взыскания блага в уплату долга;
11) право на восстановление правомочий, переданных кому-либо, после истечения срока передачи.
Всякий обмен (купля-продажа) благами сопровождается обменом прав собственности. Отсюда следует, что ценность блага во многом зависит от полноты и защищенности прав собственности, это благо сопровождающих.
Согласно воззрениям многих современных экономистов, от спецификации (фиксации, четкости закрепления) прав собственности – зависит эффективность использования ограниченных ресурсов общества.
Четкая фиксация прав собственности:
– снижает неопределенность в действиях хозяйствующих субъектов;
– ведет к максимизации выгоды участников сделок;
– снижает отрицательные побочные эффекты (экстерналии) – эффекты, приходящиеся на долю третьих лиц – лиц, не участвующих в сделке. (Подробнее проблема побочных эффектов будет рассмотрена ниже.)
Закрепление прав собственности за теми, кто способен обеспечить наиболее эффективное использование объектов собственности, позволяет наиболее рационально распределять ограниченные ресурсы общества.
Согласно теореме Р. Коуза (американского экономиста, лауреата Нобелевской премии), если права собственности четко определены и трансакционные издержки (издержки, связанные с получением информации, совершением сделок и защитой прав собственности) равны нулю, то размещение ресурсов будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности. Это означает, что при указанных условиях блага будут перекупаться теми, кто может заплатить за них большую цену, а заплатить большую цену может тот, кто может извлечь из этих благ большую полезность. Таким образом, в результате, блага будут использоваться оптимально, что обеспечит эффективное распределение ограниченных ресурсов общества.