Проблемы интеграции России в мировое сообщество
Обретение Россией независимости, вступление ее в ООН, рыночные реформы российского руководства начало 90-х годов – все это с определенной остротой поставило вопрос об интеграции России в мировое сообщество.
Обусловлено это было рядом факторов. Рассмотрим их подробнее. В 90-х гг. произошли крупные изменения в географической направленности внешнеторговых связей России.
Отказ в начале 90-х гг. от идеологических критериев при выборе зарубежных партнеров, децентрализация внешнеэкономической деятельности в России и растущее участие частного капитала во внешнеторговых операциях повлекли за собой резкий рост доли развитых стран и резкое снижение удельного веса партнеров по бывшему Совету экономической взаимопомощи во внешнеэкономических отношениях России.
В настоящее время Западная Европа, в особенности Европейский Союз, США и Япония занимают ведущее место в торговых, инвестиционных и научно – технических связях России. Эти же страны являются крупнейшими внешнеторговыми кредиторами России и важным источником других финансовых поступлений.
Однако, Россия оказалась слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.
Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости перестала соответствовать внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.
Для изменения указанной ситуации значимой оказывается проблема интеграции России в мировое сообщество и хозяйство.
Наиболее значимый инструмент такой интеграции – вступление России в ВТО.
Летом 1995 г. начались активные переговоры о присоединении России к ВТО. К началу 1998 г. завершился информационный этап переговоров. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющими значение для присоединения к ВТО.
В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна определить конкретные условия своего участия в ВТО. В 2000-х годах эти переговоры продолжались, однако основной своей цели – вступление России в ВТО и тем самым образом интеграция ее в мировое экономическое сообщество достигнута не была.
Переговоры о присоединении России к ВТО породили много вопросов в торговых и промышленных кругах страны:
Что получит Россия, присоединившись к ВТО?
Сможет ли она реализовать выгоды и преимущества, которые может дать этот шаг, или прежде всего окажется перед лицом связывающих обязательств?
Какое значение будет иметь этот шаг для развития экономики страны и ее законодательной базы?
Однозначного ответа на эти вопросы дано не было и это становится еще одним фактором, из-за которого Россия и по сей день нее вступила в ВТО.
Процессы интеграции в России в политические международные структуры происходил гораздо легче. В мировом сообществе, в целом, не обсуждалась большая роль России в современном мире. Исходя из этого, Россия была привлечена в качестве полноправного члена многих организаций, в том, числе и например в клуб «большой восьмерки» – сообщество наиболее экономически развитых стран мира, член АСЕАН, БРИК и т.д.
Таким образом, можно заключить, что Россия, в целом, проводит активные переговоры с целью интеграции в мировое сообщество. Политические результаты этой деятельности пока выше, так как вступление России, например в ВТО, фактом еще не стало. Однако это не мешает Росси строить партнерские и взаимовыгодные экономико-политическские отношения со странами Европы, Северной Америки и Азиатско-тихоокеанского региона.