Сотрудничества между людьми
Дуглас НОРТ
ИНСТИТУТЫ,
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ
ИЗМЕНЕНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКИ
Глава 2
Теоретические проблемы
сотрудничества между людьми
Социальные науки постоянно испытывают внутрен-
ний конфликт из-за того, что разрабатываемые нами теории не соответ-
ствуют реальным процессам человеческого взаимодействия, наблюдае-
мого в окружающей жизни. Это несоответствие наиболее явно прояв-
ляется в экономической науке, где особенно велик контраст между ло-
гическими выводами неоклассической теории и функционированием
экономических систем (как бы мы ни определяли и не измеряли его).
Конечно, неоклассическая теория явилась огромным вкладом в челове-
ческое знание, и ее применение дает хорошие результаты при анализе
рынков в развитых странах. Но если обратиться к другому концу шка-
лы экономического развития, то мы увидим, что неоклассическая тео-
рия не служит надежным подспорьем для изучения таких организаций,
как средневековое феодальное поместье, ярмарки в Шампани или
“сук” (базар в странах Ближнего Востока и Северной Африки, без кото-
рого трудно понять эти страны). Неоклассическая теория не только не
способна убедительно описать взаимодействие между этими структу-
рами, но и не может объяснить, почему такие, казалось бы, неэффек-
тивные, формы взаимодействия существуют в течение тысячелетий.
Сосуществование разных экономических систем и различия в их
функционировании в течение долгого времени так же не получили
удовлетворительного объяснения со стороны экономистов, занимаю-
щихся вопросами роста, хотя они прилагают к этому огромные усилия
в течение последних 40 лет. Этому есть простое объяснение: применяе-
мой теории не под силу эта задача. Теория исходит из фундаменталь-
ных посылок о редкости ресурсов и, следовательно, о наличии конку-
ренции; ее красивые выводы опираются на исходные идеи о процессах
обмена и взаимодействия, которые не сопровождаются “трением”, при
этом права собственности являются совершенными (полными) и опре-
деляются без дополнительных издержек, а информация тоже может
быть получена без всяких затрат. Хотя предположения о редкости и,
следовательно, конкуренции имеют прочные основания и послужили
важнейшими опорами неоклассической теории, другие фундаменталь-
ные посылки этой теории далеко не столь убедительны.
Другие экономисты и представители иных общественных наук в
течение последних 30 лет пытались внести изменения в понимание
этих вопросов и разобраться в них, чтобы понять, чего же недостает
имеющимся объяснениям. Если говорить упрощенно, то недостает по-
нимания природы координации и сотрудничества между людьми.
Впрочем, это не должно, конечно, удивлять последователей Адама
Смита. Смит интересовался не только теми формами сотрудничества,
которые приводят к сговору и монополизации, но и теми, которые поз-
воляют реализовать выгоды от торговли. Однако замешательство и не-
понимание, которые последовали за опубликованием знаменитой ра-
боты Рональда Коуза “Проблема социальных издержек” (1960), пока-
зывает, как трудно экономистам согласиться с ролью институтов в реа-
лизации потенциальной выгоды от торговли. Как в указанной работе,
так и в “Природе фирмы” (1937) Коуз высказал много других идей,
имеющих фундаментальную значимость. Самая важная мысль, кото-
рая влечет за собой глубокие выводы, требующие пересмотра экономи-
ческой теории, состоит в том, что когда трансакция сопровождается из-
держками, институты приобретают значение. А в работе Уоллиса и
Норта 1986 года, посвященной измерению трансакционных издержек
в процессе их движения в рамках американского рынка (трансакцион-
ного сектора экономики), показано, что трансакции всегда сопровожда-
ются издержками.
I
Экономисты, как и представители других социаль-
ных наук, неохотно включают институты в свои теоретические моде-
ли, зато энергично берутся за изучение проблем кооперации на основе
теории игр. Если говорить кратко и упрощенно, этот подход состоит в
том, что индивиды, стремящиеся к максимизации личной выгоды,
обычно считают для себя выгодным сотрудничать с другими игрока-
ми, если игра носит повторяющийся характер, если индивид располага-
ет полной информацией о поведении других игроков в прошлом и если
число игроков невелико. За этим упрощением скрывается разнообразие
(и оригинальность) результатов, полученных целой армией специали-
стов по теории игр, которые расширили, уточнили и модифицировали
каждое из этих положений, чтобы извлечь из них еще больше выводов.
В последующих главах мне еще придется вернуться к теории игр, пото-
му что она дает прекрасный фон (как и чистая неоклассическая эконо-
мическая модель), на котором удобно сравнивать теорию с реальным
экономическим процессом.
Давайте перевернем теорию игр “с ног на голову”. Кооперацию
будет трудно поддерживать, если игра не повторяется (или играется в
последний раз), если не хватает информации о других игроках и если
число игроков велико. Эти крайние случаи отражают контрасты, име-
ющие место в реальной жизни. Обычно мы наблюдаем кооперативное
поведение в тех случаях, когда индивиды взаимодействуют постоянно,
когда они располагают большой информацией друг о друге и когда чи-
сленность группы невелика. Но если взять другой крайний случай, то
мы увидим, что в высокотехнологическом мире с огромной степенью
специализации и разделения труда, отличающимся неперсонифициро-
ванным обменом, экономический потенциал выгод от торговли реали-
зуется очень редко, потому что индивид не обязательно вступает в пов-
торяющиеся сделки, не всегда знаком с партнером по сделке, и его кон-
такты не ограничиваются малой группой людей. Неперсонифициро-
ванный обмен фактически является антитезой того условия, на кото-
ром строится сотрудничество в теории игр. Но современный западный
мир существует в реальности. Почему же? Ясный и определенный от-
вет на вопрос о том, почему в течение всей истории и в большинстве
современных экономик потенциальные выгоды от торговли не реали-
зуются, а в современном западном мире они реализуются (по крайней
мере, частично), — этот ответ не только разрешит проблемы экономи-
ческого развития, но и укажет пути решения более широких проблем
человеческих конфликтов, которые нам упорно угрожают.
Несовпадение между поведением, стремящимся к максимизации
личной выгоды, и результатами социальной кооперации явилось клю-
чевым фактором, определившим конкретный путь развития теории
игр. Так называемая “дилемма заключенного”, которая служит основой
теории игр, тесно связана с “проблемой безбилетника”, предложенной
Мансуром Олсоном в 1965 году. Обе дилеммы ведут к безрадостным
выводам в отношении проблем сотрудничества и координации между
людьми. Однако самые грустные стороны анализа, проведенного Ол-
соном, и проблем “дилеммы заключенного” отражают статическую
природу анализа и то обстоятельство, что речь идет об “одноразовой
игре”. Иными словами, если “дилемма заключенного” играется только
один раз, то доминирующей стратегией для игроков является отказ от
сотрудничества, и они тем самым теряют возможность достичь тех ре-
зультатов, которые повысили бы совокупное благосостояние игроков.
Однако хорошо известно, что отказ от сотрудничества не обязательно
является доминирующей стратегией, когда ситуация повторяется снова
и снова подобно многим проблемам коллективных действий. В итера-
тивной, повторяющейся игре по “дилемме заключенного” нет домини-
рующей стратегии. В знаменитой ныне дискуссии по этому вопросу
Роберт Аксельрод доказал, что в условиях непрерывно повторяющейся
игры к успеху ведет стратегия “отвечай тем же самым” — игрок отве-
чает на действия других такими же действиями. Этот вывод позволил
Аксельроду написать знаменитую книгу “Эволюция кооперации”
(1984), которая содержит оптимистическую оценку возможностей лю-
дей выработать совместные кооперативные решения проблем без вме-
шательства и принуждения государства.
Существует огромная литература — и в рамках теории игр, и в
рамках других теоретических моделей политического процесса, — где
рассматриваются условия, делающие возможным продолжительное
сотрудничество. Я полагаю, что решению проблем, которым посвяще-
на эта книга, могут помочь три работы, рассматривающие проблемы
поддержания кооперации.
В 1982 году Рассел Хардин рассмотрел “дилемму заключенного”
(ДЗ) для n участников и проанализировал трудности коллективных
действий в больших группах. Хардин подчеркивает, что эти трудности
зависят не только от размера группы, но и от соотношения между из-
держками и выгодой1. Могут возникнуть обычаи (ведущие к некоторо-
му роду социального порядка), особенно при наличии асимметрий, по-
средством которых игроки могут изучать мотивации и возможности
других участников теоретических игр. Хардин утверждает, что обычаи
могут возникнуть и в том случае, если участники примут условные
стратегии. Однако условные стратегии включают контроль и принуж-
дение к исполнению правил (путем угроз).
Майкл Тэйлор (в книгах 1982 и 1987 годов) исследует условия,
при которых в рамках анархии, т.е. в отсутствие государства, можно
поддерживать социальный порядок. Он утверждает, что для анархичес-
кого социального порядка важно существование общины и что глав-
ными чертами общины являются разделяемые ее членами убеждения и
нормы, непосредственные и комплексные отношения между членами
и взаимодействие. По утверждению Тэйлора, государство разрушает
эти основополагающие элементы общины (этот аргумент приводят
Титмасс и другие), — и даже альтруизм, в зависимости от того, какое
он имеет значение, может быть минимизирован или уничтожен прину-
дительной силой государства.
Ховард Марголис в 1982 году разработал модель, в которой инди-
видуальное поведение частично детерминируется альтруистическими
мотивами. Марголис утверждает, что индивиды имеют два типа функ-
ций полезности: одни благоприятствуют предпочтениям, ориентиро-
ванным на группу, а другие — эгоистическим предпочтениям, и инди-
виды должны делать альтернативный выбор между обеими типами по-
лезности. Эта модель позволяет ему объяснить некоторые модели по-
ведения при голосовании, которые представляются бессмысленными в
рамках поведенческой модели индивида, стремящегося к максимиза-
ции личной выгоды.
Эти три работы вносят основной вклад в изучение условий, спо-
собствующих сохранению и продолжению сотрудничества. Здесь важ-
но остановиться на проблеме, которой в дальнейшем будет посвящено
большое внимание, а именно: при каких условиях может существовать
добровольное сотрудничество, если не прибегать к решению в духе
Гоббса, т.е. не применять силу государства для принуждения к сотруд-
ничеству? В исторической ретроспективе рост экономик проходил в
институциональных рамках обществ, активно использовавших прину-
ждение. В странах с высоким доходом не бывает политической анар-
хии. С другой стороны, на протяжении большей части мировой исто-
рии принудительная сила государства использовалась такими способа-
ми, которые противоречили потребностям экономического роста (см.
главу 3 моей работы 1981 года). Однако сложное взаимодействие меж-
ду людьми трудно поддерживать без третьей силы, следящей за тем,
как стороны выполняют условия соглашений. Конечно, суд истории до
сих пор не вернулся с совещания по этому вопросу, который имеет
фундаментальное значение для решения проблем человечества. Возмо-
жно, самая пессимистическая перспектива связана с тем, что рассужде-
ния Майкла Тэйлора об общине и кооперативных решениях, по всей
видимости, неприменимы к условиям большой группы людей и недос-
татка информации. В своей статье, содержащей глубокий обзор трех
вышеуказанных работ, Норман Шофилд высказывает следующие со-
ображения по этой проблеме:
Фундаментальная теоретическая проблема, с которой связано решение
вопроса о сотрудничестве, — это то, каким образом индивиды узнают
о предпочтениях партнеров и их вероятном поведении. Более того,
проблема состоит в том, что знание должно быть взаимным: каждый
индивид i должен не только располагать информацией о предпочтени-
ях других, но и знать, что другие лица располагают информацией о его
собственных, индивида i, предпочтениях и стратегиях.
Если взять ДЗ с ограниченным числом участников, равным N, то
можно утверждать, что эта проблема частично решаема в том смысле,
что некоторые типы “актеров” могут иметь достаточные основания по-
лагать, что другие “актеры” руководствуются определенным типом по-
ведения. При ограниченныхразмерах общины аргументация Тэйлора
представляется убедительной: социальные нормы будут хорошо понят-
ны “актерам”, создадут основу для знания друг о друге, и это знание бу-
дет поддерживаться механизмами, которые делают действия “актеров”
понятными друг для друга. Однако в более общих социальных ситуа-
циях индивиды будут менее способны делать разумные заключения о
мнениях и намерениях других. В основе сотрудничества лежит теоре-
тическая проблема, которая может быть сформулирована следующим
образом: каков минимум знаний, которым должен располагать агент в данной среде о взглядах и желаниях других агентов, чтобы выработать
логически обоснованное понимание их поведения и чтобы передать
это понимание другим? Мне кажется, что эта проблема образует ядро
любого анализа общины, обычая и сотрудничества (Шофилд, 1985,
c. 12-13).
II
Теория игр освещает проблемы сотрудничества и
изучает конкретные стратегии, которые изменяют вознаграждения иг-
роков. Но существует глубокая пропасть между сравнительно ясными,
точными и простыми решениями теории игр и тем сложным и неточ-
ным способом, которым наощупь двигаются индивиды, чтобы устано-
вить взаимодействие с другими людьми. Более того, игровые теорети-
ческие модели, как и неоклассические модели, исходят из предположе-
ния об игроках, стремящихся максимизировать личную выгоду. Но как
показывают некоторые работы, относящиеся к области эксперимен-
тальной экономической теории, человеческое поведение явно гораздо
сложнее, чем это следует из такого простого допущения. Хотя теория
игр показывает, какие выгоды могут получить индивиды, сотрудничая
или избегая сотрудничества в различных ситуациях, она не раскрывает
вопрос об издержках трансакций и о том, как влияют на эти издержки
различные институциональные структуры. Вернемся к теореме Коуза,
чтобы еще раз рассмотреть эти вопросы.
Коуз начинает свою статью 1960 года с утверждения о том, что к
случаям, когда трансакции могут быть совершены без издержек, при-
менимы решения, вытекающие из неоклассических взглядов об эффек-
тивной конкуренции. Это связано с тем, что конкурентная структура
эффективных рынков позволяет сторонам без издержек придти к ре-
шениям, которые максимизируют совокупный доход независимо от
первоначальных институциональных условий. Участники трансакции,
свободной от издержек, могут обойти первоначальные условия и даже
изменить их. Соответствие подобных условий реальному миру зависит
от того, насколько способна конкуренция — благодаря судебному кон-
тролю и эффективной обратной связи — приблизить трансакцию к ус-
ловию Коуза о нулевых издержкахи позволить участникам трансакции
реализовать выгоды от торговли, которые предусмотрены неокласси-
ческой теорией. Иными словами, конкуренция устраняет неполноту и
асимметричность информации, которые поощряют игроков к отказу от
сотрудничества в моделях теории игр.
Однако информационные и институциональные требования, не-
обходимые для достижения этих результатов, отличаются строгостью.
Они предполагают, что игроки не просто преследуют свои цели, но и
выбирают правильные пути, ведущие к их достижению. Но как же они
получают знание о том, какой путь ведет к желаемой цели (иными слова-
ми, откуда они могут взять правильную теорию)? Неоклассический от-
вет, заключенный в моделях рациональности мира (или инструменталь-
ной рациональности), гласит, что даже если первоначально “актеры”
имеют разные и ошибочные модели, информационная обратная связь (и
“актеры — арбитры”) будет исправлять первоначально неправильные
модели, наказывать девиантное поведение и приведет игроков, остав-
шихся в игре, к правильным моделям.
Еще более строгое имплицитное (подразумеваемое) требование мо-
дели, предполагающей, что конкуренция устанавливает дисциплину на
рынке, состоит в том, что в случае значительных трансакционных издер-
жек возникают рыночные институты, задача которых — побудить “акте-
ров” приобрести дополнительную информацию, которая приведет их к
правильным моделям. Из этого следует не только то, что институты соз-
даются для достижения эффективных результатов, но и то, что в эконо-
мическом анализе допустимо игнорировать институты, поскольку они не
играют самостоятельной роли в определении экономического поведе-
ния.
Ни одно из этих строгих условий не выдерживает критического
анализа. Индивиды действуют на основе неполной информации и субъе-
ктивно выработанных моделей, которые часто ошибочны; информаци-
онная обратная связь обычно недостаточна для корректировки этих
субъективных моделей. Институты не обязательно — и даже далеко не
всегда — создаются для того, чтобы быть социально эффективными; ин-