Раздел I. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия

Раздел имеет следующие основные этапы выполнения.

1.1. Расчет показателей, приведенных в таблицах исходных данных П.1 и П.2 приложения и необходимых для проведения анализа.

Расчет производится по формулам, приведенным ниже в табл. П.1 и П2.

Таблица П.1

Номера показателей Расчетная формула Единицы измерения
2.4 ПРi = Цi – С i руб.
2.5 ПРэi = Цэi * К$ - Ci, где К$ — курс доллара руб.
5.1 Ri = (ПРi / Ci) * 100% %
5.2 Rэi = (ПРэi / Ci) * 100% %
5.3 Упр i = (ПРi / Тi)   руб./чел./час
5.4 Уэпр i = (ПРэi / Тi)   руб./чел./час
6.6 Дi = (Ni / Eiтек) * 100% в целом для внутреннего рынка %
6.8 Дэi = (Nэi / Eэ iтек) * 100% %

Таблица П.2.

Номера показателей Расчетная формула Единицы измерения
Доля i-го товара наj-ом рынке Дi-j = (Ni / Ei тек) * 100% (%)
Средняя цена i-го товара Цсрi= Раздел I. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия - student2.ru Цij — цена i-го товара на j-ом рынке (руб); Nij — объем поставки i-го товара на j-ом рынке; к — количество рынков сбыта. (руб)
  Если указана средняя цена товара и его цена на одном из рынков, то из предыдущего уравнения легко определить цену товара на другом рынке.  

Примечание: все условные обозначения параметров соответствуют приведенным в табл. № П.1 и П.2 приложения.

1.2.Комплексный анализ выпускаемой продукции за отчетный период.

Он проводится на основе данных табл. № П.1 приложения.

Анализ проводится по изделиям по следующим показателям:

1) средней прибыли на единицу продукции (показатель 2.4., табл. № П.1);

2) рентабельности производства товаров (показатель 5.1., табл. № П.1);

3) качества продукции, которое в первом приближении может оцениваться наличием (+) или отсутствием (-) сертификата качества (показатель 4.1., табл. № П.1 приложения);

4) удельной прибыли па единицу трудоемкости (показатель 5.3., табл. № П.1);

5) длительности производственного цикла (показатель 3.2., табл. № П.1 приложения);

6) зависимости от рынка сырьевых ресурсов, которая определяется в данном случае по удельному весу материалов, полуфабрикатов, комплектующих в себестоимости (показатель 3.3., табл. № П.1 приложения). Причем чем больше величина этого показателя, тем предприятие в большей степени зависит от рынка ресурсов;

7) уровня перспективности рынков сбыта товара (Упер.i), который в общем случае определяется по формуле:

Уiпер = Eiпер / Еiтек,(1)

где:

Eiпер, Еiтек — общая перспективная и текущая емкость внутреннего рынка i-го товара (показатели 6.3 и 6.1 из табл. № П.1 приложения). Чем выше значение этого показателя, тем больше потенциальные возможности предприятия для расширения своей деятельности на рынке.

8) другим показателям.

В процессе анализа заполняется таблица приоритетов табл. 1. Основной целью проведения такого анализа является ранжирование выпускаемых предприятием товаров в зависимости от величин выбранных показателей приоритетности.

Одним из возможных способов проведения такого ранжирования является процедура экспертной бальной оценки. Для ее реализации все показатели табл. 1 располагаются в порядке убывания, их значимости, что отражается в максимальной бальной оценке (см. табл. 1). Количество используемых показателей и их максимальная бальная оценка выбираются индивидуально разработчиком товарной политики предприятия.

Показатели, по которым максимальное значение предпочтительнее (например, прибыль на единицу товара), имеют максимальное значение баллов. Показатели, по которым минимальное значение предпочтительнее (например, трудоемкость или длительность производственного цикла), также берутся за максимальное значение баллов.

Таблица 1

Комплексный анализ продукции по технико-экономическим показателям (таблица приоритетов)

№ п/п Показатели приоритетности Максимальное кол-во баллов Изделия
А В С Д
Оценка показателя
З Б З Б З Б З Б
1. Прибыль на единицу продукции (руб.) 10.00                
2. Рентабельность производства 7,0                
3. Удельная прибыль трудоемкости собственных средств (руб./час) 5,0                
4. Качество продукции (по наличию сертификата качества) (+/-) 1,0                
5. Длительность производственного цикла (дни) 3,0                
6. Уровень перспективности рынка 3,0                
7. Другие показатели                  
  ИТОГО:        

Примечание: З — абсолютное значение по товару;

Б — бальная оценка показателя.

По каждому показателю приоритетности все товары (А, В, С и Д) оцениваются следующим образом:

· товар, имеющий максимальное (минимальное) значение показателя, получает максимальное количество баллов;

· все остальные товары получают по каждому показателю пропорционально изменяющееся количество баллов.

Например, прибыль по товару А максимальная и равна 100 руб./ед. и соответствует максимальному количеству баллов — 10. Прибыль по товару В равна 65 руб./ед., что в бальной оценке будет соответствовать пропорции:

100 — 10

65 — Х Х = 65 * 10/100 = 6,5 (баллов).

В случае, если минимальное значение показателя приоритетности соответствует максимальной бальной оценке (например, по длительности производственного цикла, т.е. товар А имеет Тц = 4 дня, что соответствует 8 баллам, а товар В имеет Тц = 12 дням), то составляется обратная пропорция:

1/4 – 8

1/12 – Х Х = 8/3 = 2,67.

Далее определяется общая сумма баллов, набранных каждым товаром. Наиболее предпочтительными являются товары, набравшие максимальное количество баллов.

В случае, если товар реализуется как на внешнем, так и на внутреннем рынках выбирается максимальное значение показателя приоритетности для обеспечения эффективности процедуры ранжирования товаров.

Фактически, путем определения максимальных значений баллов, начисляемых в зависимости от величины показателя приоритетности, учитывается значимость каждого из показателей в процедуре комплексного анализа выпускаемой продукции за отчетный период.

Анализ рассчитанной табл. 1 позволяет сделать выводы:

1) о ранжировании уровня перспективности товаров для предприятия на основе рассматриваемых приоритетов (какой товар на 1 месте и почему и т.д.);

2) о выборе наиболее перспективных товаров для предприятия;

3) о целесообразности снятия с производства наименее привлекательных для предприятия товаров и др.

1.3. Комплексный анализ рыночной конъюнктуры выпускаемых товаров за отчетный период и перспектив ее развития.

Анализ рыночной конъюнктуры товаров за отчетный период осуществляется на основе табл. 2. Исходные данные для проводимого анализа приведены в табл. № П.2 приложения.

В качестве показателей приоритетности могут рассматриваться следующие:

1) уровень перспективности рынка для каждого товара(Уi пер) (расчет по формуле (1));

2) доля предприятия на рынке (см. п.6 табл. № П.2);

3) экономическая выгодность предприятия от работы на рынке, которая определяется суммой прибыли полученной им в отчетном периоде на рассматриваемом j-ом рынке (ПРij), т.е.

ПРij = (Цij – Ci) * Nij,(2)

где:

Цij —цена i-го товара на j-ом рынке в отчетном периоде (пок. 7 (пок. 8, если рынок экспортный) табл. № П.2), руб.;

Ci — себестоимость i-го товара в отчетном периоде (пок.2.3 табл. №П.1 приложения), руб.;

Nij — объем поставки предприятия i-го товара на j-тый рынок в отчетном периоде (пок. 5 табл. № П.2 приложения), шт./год.

4) экономическая «ниша» (Нэ) для расширения деятельности предприятия на рынке, которая определяется:

Нэ = 100 – Дij - Раздел I. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия - student2.ru , (%),

где:

Дij —доля, занимаемая предприятием по i-му товару на j-ом рынке (%);

Дik — доля к-го конкурента на j-ом рынке (%) (пок.6 табл. № П.2);

m — количество конкурентов, присутствующих на j-омрынке (пок.9. табл. № П.2 приложения).

Если Нэ = 0 — это означает, что рынок заполнен всеми конкурентами и необходима специальная политика для увеличения доли предприятия на нем. Если Нэ>0, то на рынке есть потенциальная возможность увеличения доли предприятия при эффективной ценовой политике.

Чем больше значение Нэ, тем более привлекателен рынок для предприятия.

5) Уровень конкуренции на рынке может определяться различными показателями, например количеством конкурентов, присутствующих на рынке (пок.9. табл. № П.2 приложения) или суммарной долей рынка, занимаемой всеми конкурентами (Раздел I. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия - student2.ru ).Увеличение того или другого показателя, свидетельствует об увеличении уровня конкуренции на рынке и делает его менее привлекательным для предприятия.

6) Ценовые преимущества предприятия (DД) рассматриваются относительно цены конкурентов на рынке за отчетный период. Причем, если у предприятия на рынке один конкурент, то DЦ определяется:

DЦ = Цij – Цijk,

где:

Цij —цена i-го товара на j-том рынке (показ. 7 табл. № П.2);

Цijk — цена i-го товара к-го конкурента на j-ом рынке (пок. 10 табл. № П.2 приложения);

В случае если у предприятия несколько конкурентов на j-ом рынке, то его ценовые преимущества на i-й товар определяются относительно средней цены конкурентов (Цijкср), которая, в свою очередь, рассчитывается по формуле:

Раздел I. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия - student2.ru ,

где:

Дijk — доля к-го конкурента на j-ом рынке в i-ом товаре (%) (пок.6. табл.№ П.2.);

m — количество конкурентов, присутствующих на j-ом рынке (пок.9. табл.№ П 1.2. приложения).

Ценовые преимущества предприятия в этом случае будут определяться:

ij = Цij - Цijкср

Если DЦij<0, то у предприятия есть ценовые преимущества на рынке, при этом, чем больше абсолютная величина отрицательного значения показателя, тем большие преимущества имеет предприятие. Если DЦ>0 — предприятие не имеет ценовых преимуществ на рынке, т.к. его цена превышает средние цены конкурентов.

7) Необходимость рекламной деятельности констатируется в табл. № П.2 приложения ее наличием (+) или отсутствием (-) на определенных рынках. Наличие рекламной деятельнсти сопряжено с дополнительными затратами предприятия и повышением себестоимости товаров, и, следовательно, снижает экономическую привлекательность рынков.

Ранжирование рынков по товарам целесообразно осуществлять на основе экспертной бальной оценки. Все показатели приоритетности рынков располагаются в табл. 2 в порядке убывания их значимости, что отражается в максимальной бальной оценке (см. табл. №2).

Таблица 2

Наши рекомендации