Неоклассическое направление
70-е гг. – кризис кейнсианства: наступление кризисных процессов несмотря на активное госрегулирования; кейнсианство не смогла предотвратить галопирующей инфляции, объяснить стагфляцию, кризисы мирового хозяйства.
Основные школы: Чикагская, «экономики предложения», «рациональных ожиданий» (новая классическая теория).
Чикагская школа – лидер М.Фридмен (умер в декабре 2006 г.). Этапы формирования современной теории монетаризма: 1) разработка теории «перманентного дохода» (50-е гг.) 2) создание монетарной теории хозяйственного цикла (60-е гг.) 3) появление монетарной концепции «номинального дохода» и объяснение влияния денег на основные экономические параметры.
Особенности монетаризма:
- он в большей степени представляет собой теория и практику денежного обращения, чем общую экон.теорию;
- В учебнике Селигмена глава о Фридмене названа «Теория как идеология».
Отличия от традиционной неоклассики:
1) в центре исследования – богатство во всех его видах (деньги, облигации, акции, физические блага, человеческий капитал), а не факторы производства и их предельная производительность.
2) Ключевой тезис: если деньги – одна из форм богатства, то спрос не них определяется их предельной доходностью в сопоставлении с предельной доходностью других форм богатства; структура богатства инерционна, и деньг занимают в ней устойчивое место. Поэтому совокупный спрос на деньги есть величина устойчивая, изменяющаяся лишь пропорционально темпу изменения ВНП и национального богатства.
3) Если неоклассики рассматривают деньги как средство обращения, инструмент, кейнсианцы объясняют «предпочтение ликвидности страховыми и спекулятивными функциями денежного запаса, то монетаристы трактуют деньги как самостоятельную и равноправную форму богатства. Если спрос на деньги в каждый данный момент устойчив, то это – главная гарантия устойчивости платежеспособного спроса во всей рыночной экономике и ее стабильности.
В теории перманентного дохода Фридмен доказал, что существует постоянная устойчивая связь между потреблением и доходом (в противовес «психологическому закону» Кейнса), что является основой устойчивости рыночной экономики обладает большим потенциалом саморегулирования. В теории номинального дохода было доказано, что динамика ВНП опережает по времени соответствующие ей изменения денежной массы, в результате их реальные изменения могут не совпасть во времени, что и нарушает экономическое равновесие, т.е. непредсказуемое увеличение предложения денежной массы есть причина нарушения равновесия. Этот «выдающийся феномен» стал основой и объяснением причин экономического цикла. Вывод: чтобы деньги не мешали циклическому развитию экономики, они не должны подстраиваться под цикл, тогда денежная политика государства не будет причиной депрессии. – предложение об устойчивом постоянном темпе роста денежной массы, соответствующем среднегодовому темпу роста ВНП – 3-5% в год. Теория занятости- «гипотеза адаптивных ожиданий», «вертикальная кривая Фридмена-Фелпса» - в долгосрочном периоде не существует какой-либо связи между уровнем занятости и инфляцией, т.к. с течением времени хозяйствующие агенты оценивают свои доходы не в номинальных, а в реальных единицах. Поэтому темпы инфляции учитываются при заключении трудовых договоров и деловых контрактов, большую роль играет прогнозирование ценового уровня.
Сложность «частных прогнозов» Пример собственных оценок Фридмена.
Экономика предложения – школа появилась в 70-е гг. в США ( М.Фелдстайн, А.Лаффер). Основные направления теоретического анализа: безработица и инфляция, концепция экономического роста, налоговая реформа (кривая Лаффера). Нет собственной четкой научной платформы, синтез теоретических предшественников и современников : неоавстрийцы, монетаристы, элементы теории предельной производительности факторов производства. Основные выводы (переход к долгосрочному государственному регулированию факторов производства, направлением которого должно стать снижение налогов и проведение ограниченной денежной политики) имеют больше политическое содержание, чем экономическое.
Новая классическая теория (школа рациональных ожиданий) – Л.Лукас, Т.Сарджент, Ромер Н.Уоллес, Э.Прескотт, Р.Барроу, Б.Маккалум). Исходный тезис (Дж.Мут, 1961 г.) : экон.агенты используют всю доступную информацию и поэтому не делают систематических ошибок в предсказаниях, в этом смысле их ожидания рациональны.
Эволюция взглядов на рациональность в экон.теории – маржиналисты: предпосылка о полной рациональности; Ф.Найт – жизнь полна риска и неопределенности, подобные взгляды у Мюрдаля, Хайека, но в наибольшей степени – у Кейнса – роль интуиции в поведении индивида. Новые классики: нельзя недооценивать рациональность человека.
Основные направления теоретического поиска: исследование взаимосвязи инфляции и безработицы, в результате была опровергнуты «кривая Филипса» в ее кейнсианском варианте и предложена ее интерпретация в точки зрения рациональных оживаний; собственное решение вопроса о причинах циклических колебаний – два подхода 1) теория несовершенной информации, сформулированная РЛукасом, 2) теория реального бизнес-цикла (источник циклических колебаний – в реальном секторе экономики. Это может быть технический прогресс, организационные изменения, рост гос.расходов и т.д.
Германский неолиберализм.
Как самостоятельное направление, германский неолиберализм возник в начале ХХ века. Также как кейнсианство его можно оценивать как реакцию немарксистских школ на кризис 1929-1933 гг. Наибольшее распрастранение либерализм получил в 50-80 гг. Самыми известными его представителями являются В.Ойкен и А. Мюллер-Армак.
Теоретическая база неолиберализма достаточно широкая, в нее входят идеи новой исторической школы Германии, идеи неоклассической школы и идеи классической школы. Общими у новой исторической школы Германии и неолибералов являются следующие моменты:
- трактовка общественного развития как медленной, постепенной эволюции; в зависимости от развития экономики, механизмов управления, конкретных форм товарного производства оба направления выделяли различные «порядки», «ступени», «стили организации»;
- изучение нацелено на комплекс социально-экономических проблем, а не только на чисто экономические явления;
Классическую школу и неолибералов объединяет идея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности.
При сравнении неолибералов и неоклассиков следует отметить , что неолибералы используют маржинальный подход в своих теориях, однако он не является основным инструментом их анализа. К тому же в отличие от неоклассиков, которые в своих теориях роста и при исследовании производственной функции сосредоточивали внимание на количественных аспектах капиталистического воспроизводства, неолибералы большое внимание уделяли качественным институциональным проблемам. К тому же неолибералы выступают на активное государственное воздействие на экономику, а объектом этого вмешательства в отличие от кейнсианцев считали не сам процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и конкуренции.
Неолиберальная экономическая теория главной целью исследования считала обоснование концепции «третьего пути». При решении этой задачи сформировалось две школы – фрайбургская (основатель В. Ойкен, концепция «строя конкуренции», и теории социального рыночного хозяйства (основатель Мюллер-Армак). Общим у обоих направлений является приверженность авторов к частной собственности, теории двух типов экономического строя и заявка по третий путь – между капитализмом и социализмом. Различие – в подходах к социальным вопросам и регулированию монополии и конкуренции. Ойкен и его последователи считали, что главным средством государственного регулирования должны быть регулирование монополии и создание условий для развития конкуренции. Мюллер-Армак, в свою очередь, отказывался от необходимости возрождения конкуренции путем контроля за монополией и перемещал акцент с антимонопольного регулирования на вопросы социальной политики. Он считал, что это качественно новая характеристика модели третьего пути. Решение социальных вопросов он предлагал осуществить с помощью 1) прогрессивного налогообложения людей с высокими доходами и последующим перераспределением дохода в пользу малоимущих; 2) создания развитой системы социального страхования и достойной человека социальной инфраструктуры.
Начиная с 50-х годов, эти положения были дополнены лозунгами «благосостояние для всех» и «собственность для всех» и стали основой выработки экономических программ многих политических партий Европы.
Неоавстрийская школа.
На 50-60-е годы приходится возрождение неоавстрийской школы. Главными представителями этой школы являются Ф.Хайек и Л.Мизес. Как и австрийская школа Х1Х в. неоавстрийцы относятся к субъективистским направлениям в экономической теории. Но их субъективизм несколько иного плана. Они считают, что экономические явления не могут быть выражены в объективных понятиях, терминах, т.к. собственные установки и мотивы исследователя-экономиста включены в предмет изучения, что не может не сказаться на выводах и результатах исследования. Поэтому экономические знания отражают субъективные представления людей и больше ничего. Особенности методологии неоавстрийцев:
- в анализ включаются не только собственно экономические проблемы, но и социальные, политические, этические аспекты жизни общества. Экономика рассматривается как неотъемлемая часть социально-экономической системы. Экономическим явлениям присущи черты, складывающиеся в условиях свободной конкуренции: индивидуализм хозяйствующих субъектов, субъективность их оценок, конкурентная природа субъектов, их представления об экономической свободе. Но при этом собственно экономическое содержание указанных явлений остается в тени;
- резко критикуется статический подход неоклассиков, основанный на равновесных моделях совершенной конкуренции, за то, что он лишен динамики и слабо стыкуется с реальными процессами экономического развития, на основе этого отрицается возможность математизации экономической наука, т.к. экономические знания не имеют объективной основы в силу того, что исследователь включен в предмет исследования;
- неоавстрийцы стоят на позициях индивидуализма и субъективизма и все их исследования имеют микроэкономическую направленность, они отрицают макроэкономику как таковую, т.к. считают, что нет никаких экономических зависимостей в рамках макросистемы;
- в основе экономической концепции неоавстрийцев лежит учение о спонтанном рыночном порядке.
Основное содержание учения о спонтанном характере рыночного порядка (создано Ф.Хайеком). Рыночная экономика возникла и развивается в результате деятельности людей, но это не означает, что ею можно управлять. У экономики есть своя логика развития: экономическая динамика – результат деятельности людей, но в этой деятельности люди руководствуются своими знаниями, привычками, обычаями. По большей части это неявное знание и поэтому оно не может быть отделено от человека и формализовано в какой-то теории. Такой характер знаний о рыночном процессе полностью исключает возможность вмешательства, регулирования рынка (фактически, человек не знает рынка, как можно регулировать то, чего не знаешь?).
Рынок это своеобразный информационный механизм, который через систему цен, изменение соотношения спроса и предложения, рекламу и т.п. систематически передает информацию о том, что, где, когда и как производить, покупать и продавать и таким образом он сам обеспечивает координацию участников рынка. Это сложный механизм, он обеспечивает получение фрагментарного, а не системного знания об экономике. Ф.Хайек писал, что если бы это было не ток, то рынок с присущей ему конкуренцией был бы не нужен. С этой задачей распределения справилась бы и система планового распределения производственных ресурсов из единого центра. Реально же только рынок с присущей ему конкуренцией в состоянии выявить, распространить и эффективно использовать ранее неизвестные данные о потребностях, ресурсах, технологиях.
Человек усваивает эту информацию, но в форме неявного, отрывочного знания, поэтому любое вмешательство в функционирование механизма рынка способно его подорвать. Любая политика невозможна, т.к. она не в состоянии учесть и использовать тот массив знаний, который необходим для ее успешной реализации. Это касается и денежной политики. Стабильность денежной системы может быть достигнута на путях ее либерализации – Хайек в решении этого вопроса предлагал даже отменить правительственную монополию на эмиссию денег и заменить ее конкуренцией частных эмитентов. Такая конкуренция отвечала бы рыночной природе денег и была бы способна не допустить инфляцию и экономические спады.
Другим важнейшим представителем неавстрийской школы является Л.Мизес. По определению Селигмена, Мизес является защитником экономического либерализма в крайних формах. Его работы развеяли на западе иллюзии начала ХХ в. относительно возможности более рационального, чем капитализм общества. В них главная роль отводится праксеологии – учении о человеческом поведении, о принципах человеческого выбора. Мизес считал, что категории праксиологии вечны и неизменны, они представляют собой априорные истины, на основе которых с помощью дедуктивного метода может быть выстроена вся экономическая теория. То есть логическая стройность и последовательность может обеспечить подлинно научный результат. А другие методы науки – эмпирический, исторический – только затрудняют логическое исследование.
Общие особенности неавстрийцев – резкая оппозиция любым формам государственного вмешательства и отрицание макроэкономического регулирования – длительное время рассматривались как пережитки laisser faire и старомодный либерализм. Однако с 80-90-х годов эти взгляды получили официальное признание в отстаивании принципов «свободного предпринимательства», признаны были концепция «спонтанного рыночного хозяйства», идея «очищения рынка от воздействия государства». Они легли в основу новейших концепций неоконсерватизма.