Определение уровня технологии технологического процесса.
По формулам (5.1) и (5.2) найдем значение Тж и Тп для момента времени t=3 года.
Рассчитаем параметры технологического процесса:
· производительность живого труда (L) по формуле
(5.6)
· технологическую вооруженность (B) по формуле
(5.7)
· уровень технологии ( ) по формуле
(5.8)
Подставляем значения Тж и Тп в формулы (5.6…5.8) и находим:
Для определения целесообразности рационалистического развития данной технологии, рассчитаем относительный уровень технологии ( *) по формуле (5.9) и сравним его с производительностью живого труда (L).
(5.9)
Если значение Y*>L, то рационалистическое развитие целесообразно, если Y*<L - рационалистическое развитие нецелесообразно. Равенство Y*=L является границей рационалистического развития.
В данном случае:
Y* = 1,6949 > L=1,6559
Для данного временного интервала (t = 3 года) рационалистическое развитие технологического процесса целесообразно.
Оценим состояние технологии с помощью таблицы 5.2.
Таблица 5. 2 - Оценка состояния технологии в зависимости от значения уровня технологии
Значение показателя, Y | Оценка состояния технологии | Рекомендуемые мероприятия |
£ 4,1 | очень низкий | закрытие предприятия (замена технологии производства) |
> 4,1 – 4,6 | низкий | коренная реконструкция (все возможные виды технологического развития) |
> 4,6 – 6 | повышенный | частичная реконструкция (эволюционное, рационалистическое развитие технологии) |
> 6 | высокий | поддержание режима функционирования предприятия (рационалистическое развитие технологии) |
Оценим состояние технологии: так как Y = 2,8066, что менее 4,1, технологии производства находятся на очень низком уровне. Для изменения данной ситуации необходима замена технологии производства.
ЛИТЕРАТУРА
1 Зайцев Н.Г. Технология обработки данных в языковой форме.-Киев, 1989.
2 Левина М.Б. Интеллектуальные услуги как ключевой фактор постиндустриального общества // Интернет-журнал «Экономические исследования»: http://www.erce.ru/ internet-magazine/magazine/24/365/.
3 Мониторинг сектора интеллектуальных услуг: разработка и пилотная апробация методики и инструментария, проведение аналитических исследований. Электронный ресурс: http://www.hse.ru/science.
4 Clark C. The Conditions of Economic Progress London 1940: Ольсевич Ю.Я. Теория экономического развития К. Кларка// Веб.: Критика теорий современных буржуазных экономистов-М., 1963.
5 Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. Venture in Social Forecasting- N.-Y, 1973.
6 Гасанов Эйваз. Структура информационной экономики и ее основные функции//Электронный журнал «Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права» 2005, №1. Электронный ресурс: www.hse.ru/science.
7 МалинецкийГ.Г. Футурополисы и новая индустриализация. Сайт ladoga-park.ru Электронный ресурс: www.ladoga-park.ru.
8 A New Economy? The Changing Role of Innovation and Information Technology in Growth - Paris. OECD, 2000.
9 Bosworth Barry P. Triplett Jack E. What s New About the New Economy? It, Economic Growth and Productivity. Brookings Institution, International Productivity Monitor contend: incongruity, incondite, inconclusive // Spring. 2001, №2. P. 19-30.
10 Вернадский В.И. Избранные труды,- M., 1993.
11 Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер с англ. под научн. ред. О.И. Шкаратана.-М.,2000.
12 MasudaY.The Information Society as Post-Industrial Society.-Wash., 1981.
13 Тоффлер 3. Третья волна - M, 2010.
14 ДрукерП. Эра социальной трансформации. Электронный ресурс: http://www.archipelag.ru/geoeconomics/osnovi/ leader/transformation.
15 ГлушковВ.М. Введение в АСУ.-Киев, 1974
16 Рудый КВ. Новая экономика: конкуренция, эффективность, институты// «Народная газета» от 11 июня 2014 г.
17 Наука и инновации. Журнал./РБ. – Мн.: 2014. - №7
18 Наука и инновации. Журнал./РБ. – Мн.: 2014. - №8
19 Наука и инновации. Журнал./РБ. – Мн.: 2014. - №9
20 Производственные технологии: Учебник. /Под ред. В.В. Садовского. - Мн.: БГЭУ, 2008
21 Производственные технологии (общие основы): учеб.-практ. пособие. Ч.1, Ч.2 /Самойлов М.В., Кохно Н.П., Ковалев А.Н., Миронович И.М. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 96 с. (Система дистанционного обучения).