Теория экономического развития.
Йозеф Шумпетер часто говорил, что в молодости у него было три мечты: стать самым лучшим наездником, самым желанным дамским угодником и величайшим экономистом. Однако, добавлял он сразу же, сбылись только две...
Всякому, кто хоть немного разбирается в экономике, очевидно, что не повезло либо дамам, либо лошадям - вклад Шумпетера в экономическую науку поистине огромен.
Эпохальный труд Шумпетера "Теория экономического развития" вышел в свет в 1911 году на немецком языке. В 1926 году Шумпетер выпустил второе, значительно доработанное немецкое издание, которое в 1934 году было переведено на английский язык.
В отличие от "Общей теории..." Кейнса, которая немедленно привлекла внимание экономистов стройностью математического аппарата и обещанием точных прогнозов, интерес к "Теории экономического развития" проявился не сразу и нарастал постепенно. Растет он и до сих пор. По-видимому, в момент, когда книга вышла в свет, она показалась многим возвратом к политической экономии - на трехстах с лишним страницах книги не было ни одной формулы и ни одного графика. О чем же говорилось на этих страницах?
Шумпетер ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием. Разницу между этими двумя понятиями легче всего объяснить словами самого Шумпетера: "Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете - железной дороги у Вас при этом не получится". Экономический рост - это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем. Экономическое развитие - это прежде всего появление чего-то нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), или, иначе говоря, инновация. Вот как определил инновацию сам Шумпетер:
Эта концепция включает пять случаев:
Создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара.
Создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара.
Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.
Открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново.
Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции.
В обществе, переживающем экономический рост, товары и деньги движутся навстречу друг другу по давно установившимся путям. Шумпетер называл такое движение циркулярным потоком экономической жизни. Экономическое развитие нарушает ход циркулярного потока, вызывает к жизни новые отрасли промышленности и прекращает существование устаревших. Например, изобретение автомобиля привело не только к созданию автомобильной промышленности, но и очень значительным изменениям в производстве стали, резины и стекла. В то же время автомобиль "похоронил" конные заводы и шорные фабрики - разведение лошадей и изготовление упряжи для них из промышленности превратилось в полукустарное ремесло.
Однако экономическое развитие не может происходить непрерывно просто потому, что новые идеи появляются не каждый день. Инновация, а с ней и экономическое развитие, носит прерывистый характер. Именно прерывистым характером инновации Шумпетер объяснял экономический цикл.
Значит ли это, что "Общая теория..." Кейнса оказалась неправильной? Вряд ли. Макроэкономическая теория очень хорошо описывает явления, свойственные циркулярному потоку, в котором изменения могут носить только количественный характер. И именно это ограничивает ее применимость к экономическому развитию, которое, по сути, есть изменение качественное.
Людей, которые задумывают и осуществляют инновации, Шумпетер называл предпринимателями. Принимая инновативные решения, предприниматели создают новые, ранее неизвестные комбинации факторов производства. Именно поэтому Шумпетер полагал, что предпринимательство (или предпринимательская способность) есть четвертый фактор производства, неизвестный классикам.
И здесь умозрительная на первый взгляд теория Шумпетера совершенно неожиданно получила практическое подтверждение. Если предпринимательская способность есть фактор производства, значит, ее фиксированное количество должно вызывать убывающую отдачу при наращивании прочих факторов производства. Именно к такому выводу в начале 1960-х годов пришел Милтон Фридман, блестящий экономист из университета Чикаго (Нобелевскую премию по экономике он, правда, получил за другую свою работу).
Фридман изучал наступление убывающей отдачи в американских телекоммуникациях. И совершенно неожиданно он увидел, что наступление убывающей отдачи никак нельзя объяснить ограниченностью земли, труда или капитала. Только фиксированное количество предпринимательской способности (то есть умения комбинировать факторы производства) могло привести к тому, что остальные факторы стали использоваться менее эффективно.
Идеи, предложенные Шумпетером, сегодня уже вышли за границы экономической науки. Многие компании (в том числе и очень крупные) сегодня успешно трансформируются в предпринимательские организации, в которых инновативные решения принимаются не только высшим руководством. Предпринимательская организация стремится с выгодой реализовать все инновации независимо от их источника.
Появление предпринимательских организаций, кстати говоря, было предсказано Шумпетером в "Теории экономического развития". Вполне возможно, однако, что предсказание было просто воспринято как совет и, таким образом, исполнило само себя.