Организация дипломного исследования

Н.П. Драгун, В.А. Михарева

Учебно-методическое пособие

по выполнению дипломной работы

для слушателей специальности переподготовки

1-25 01 79 «Экономика и управление на малых и средних предприятиях»

Гомель, 2015

УДК

ББК

Рекомендовано к изданию кафедрой «Профессиональная переподготовка» ИПК и ПК ГГТУ им. П.О. Сухого

Протокол № 8 от 20.04.2015 г.

Авторы-составители: Н.П. Драгун, к.э.н., доцент; В.А. Михарева, к.э.н., доцент

Рецензент: С.С. Дрозд, доцент кафедры «Экономика», к.э.н., доцент

Пособие по выполнению дипломной работы для слушателей специальности переподготовки 1-25 01 79 «Экономика и управление на малых и средних предприятиях»/ Н.П. Драгун, В.А. Михарева - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2015. – 45 с.

Практическое руководство устанавливает общие положения, структуру и правила оформления дипломной работы и ее графической части для слушателей специальности 1-25 01 79 «Экономика и управление на малых и средних предприятиях» Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого.

© Учреждение образования

«Гомельский государственный технический

университет им. П.О. Сухого», 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выполнение и защита дипломной работы является заключительным этапом обучения слушателей по специальности переподготовки 1-25 01 79 «Экономика и управление на малых и средних предприятиях» и имеет своей целью:

- закрепление, углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач;

-формирование навыков ведения самостоятельной исследовательской работы и овладение методикой научного исследования;

- приобретение навыков обобщения и анализа результатов;

- выявление подготовленности слушателей для самостоятельной работы по избранной специальности.

Дипломная работа должна быть выполнена на должном научно-теоретическом уровне, с учетом современных достижений в области экономики и управления, на основе передового отечественного и зарубежного опыта, по материалам конкретного субъекта хозяйствования.

Работа должна содержать теоретические аспекты изучаемой темы, краткую характеристику объекта исследования с точки зрения его конкурентоспособности, анализ состояния изучаемого вопроса на конкретном предприятии (в организации), тенденций его развития в условиях становления рыночных отношений, обоснование предложений по совершенствованию и повышению эффективности.

Процесс выполнения дипломной работы включает несколько этапов:

• выбор темы и ее закрепление;

• составление плана;

• сбор информации;

• обработка и анализ собранных материалов;

• обоснование выводов и предложений;

• оформление работы;

• защита работы.

К общим требованиям к дипломной работе относятся следующие:

• целевая направленность;

• четкость построения;

• логическая последовательность изложения материала;

• глубина исследования и полнота освещения вопросов;

• убедительность аргументаций;

• краткость и точность формулировок;

• конкретность изложения результатов работы;

• доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

• грамотное оформление.

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа должна содержать:

- титульный лист (приложение А),

- задание на дипломную работу (приложение Б),

- реферат (приложение В),

- оглавление (приложение Г),

- введение,

- теоретическую часть (научно-исследовательскую часть),

- аналитическую часть,

- проектную (рекомендательную часть),

- заключение,

- список использованных источников,

- приложения.

Составляющие работы должны быть подшиты в той последовательности, в которой они представлены выше. Дополнительно неподшитыми должны быть приложены отзыв руководителя (приложение Д) и рецензия внешнего рецензента (приложение Е).

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

Тематика дипломных работ

Выбор темы дипломной работы осуществляется слушателем самостоятельно с учетом интересов и склонностей к определенной проблематике, результатов выполнения предыдущих курсовых работ. Слушатель также может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки и согласовать ее с руководителем и заведующим выпускающей кафедрой.

Тема работы должна определять необходимость решения конкретного вопроса, достаточно четко выделенного из ряда других.

Название темы дипломной работы должно четко определить разрабатываемый вопрос, быть кратким, но в то же время отражающим основное содержание и цель.

Окончательная редакция формулировки темы фиксируется в заявлении на имя заведующего выпускающей кафедрой с просьбой о ее закреплении. Выпускающая кафедра утверждает тему работы на заседании кафедры и производит закрепление слушателей за руководителями приказом по университету. Номер и дата приказа должны быть зафиксированы в задании на дипломное исследование.

Руководителями дипломных работ, кроме профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры, могут быть научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты предприятий и учреждений, имеющие высшее экономическое образование и большой опыт практической работы, а так же профессорско-преподавательский состав других экономических кафедр университета.

В обязанности руководителя входит:

- своевременно выдать слушателю утвержденное задание;

-дать слушателю до начала исследования указания, определив обязательные требования к дипломной работе;

-на заявлении слушателя зафиксировать свое согласие на обозначенную тему.

Указанное заявление хранится на кафедре до завершения дипломного исследования.

Организация дипломного исследования

Организация выполнения дипломной работы включает ряд этапов: сбор материалов, непосредственно исследование, оформление работы и подготовку к защите.

Сбор исходных материалов. Сбор материалов для дипломной работы производится в ходе стажировки, которая в обязательном порядке проводится на том предприятии (организации), на материалах которого выполняется дипломная работа.

При сборе материалов, необходимых для дипломной работы, основными источниками сведений являются плановые и отчетные документы предприятия, нормативно-справочные материалы, результаты опроса работников, документы оперативного управления, должностные инструкции и положения о подразделениях, статистические данные и т. п.

Важное значение имеют материалы личных наблюдений и исследований (фотографии рабочего времени, хронометраж, анкетирование, интервьюирование). Ценность собранного материала определяется не столько количеством данных, сколько их качеством, соответствием содержанию индивидуального задания.

Непосредственно исследование.На выполнение и защиту дипломной работы учебным планом предусмотрено 8 недель. Основным документом, определяющим планирование и контроль хода дипломного исследования, является календарный план-график. Он включает все этапы исследования и разрабатывается одновременно с заданием в двух экземплярах, один из которых сдается на кафедру, а другой остается у слушателя.

За ходом дипломного исследования осуществляется регулярный и оперативный контроль. Регулярный контроль осуществляет руководитель работы. Оперативный контроль проводится и со стороны кафедры. В целях своевременного выполнения отдельных разделов дипломной работы, а также для устранения возможных недостатков и упущений выпускающая кафедра проводит проверку степени готовности, соблюдения календарных графиков. Даты проверок устанавливаются до начала исследования. В дни проверок дипломник должен представить на кафедру все имеющиеся материалы о дипломной работе (черновики расчетов, чертежи, графики и др.).

На последнюю проверку, которая проводится за 7-10 дней до начала работы ГЭК, слушатель должен представить полностью выполненную, но не сброшюрованную дипломную работу и весь графический материал. По результатам проверки составляется расписание защиты.

Оформление дипломной работы.Законченная дипломная работа, подписанная дипломником, представляется руководителю, который составляет на нее отзыв. В отзыве руководителя дипломной работы должны быть отмечены:

• актуальность темы дипломной работы;

• степень достижения поставленных цели и задач;

• степень самостоятельности и инициативности слушателя;

• умение слушателя пользоваться специальной литературой;

• способности слушателя к исследовательской и экономической работе;

• возможность использования полученных результатов на практике;

•возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации.

Оценка руководителем не выставляется.

Образец отзыва представлен в приложении Д.

Поступившая на кафедру дипломная работа должна пройти нормоконтроль с целью проверки ее соответствия ГОСТам, нормам, техническим условиям, требованиям кафедры и настоящего пособия. Нормоконтролю подлежат дипломная работа, чертежи, графики и т. п. при наличии подписей дипломника, консультантов и руководителя.

Нормоконтролер назначается приказом ректора одновременно с закреплением тем по представлению выпускающей кафедры.

Подписанная нормоконтролером дипломная работа рассматривается заведующим кафедрой, который решает вопрос о допуске слушателя к защите. При этом делается соответствующая запись на титульном листе дипломной работы. В случае отрицательного решения этот вопрос рассматривается на заседании выпускающей кафедры с участием руководителя дипломной работы.

Дипломная работа, допущенная к защите, направляется на рецензирование. Подбор рецензентов производится выпускающей кафедрой из числа преподавателей и научных сотрудников других кафедр соответствующего профиля данного вуза, других вузов, высококвалифицированных специалистов предприятий и организаций, имеющих высшее экономическое образование.

В рецензии должны быть отмечены следующие вопросы:

• актуальность темы дипломной работы;

• степень соответствия дипломной работы заданию;

• наличие по теме критического обзора литературы, его полнота и последовательность анализа;

• полнота проведенных исследований, изложения собственных расчетных, теоретических и экспериментальных результатов, оценка достоверности полученных данных;

• наличие аргументированных выводов по результатам проведен­ного исследования;

• практическая значимость дипломной работы, возможность использования полученных результатов;

• недостатки и слабые стороны дипломной работы;

• оформление и стиль изложения материала.

Рецензия в отличие от отзыва руководителя обязательным образом должна содержать четко сформулированную оценку работ в баллах и возможность либо невозможность присвоения автору соответствующей квалификации. Кроме того, нужно дать оценку дипломной работы по десятибальной оценке. Рецензия на дипломную работу представляется в письменном (отпечатанном) виде с подписью рецензента и печатью организации, в которой он работает.

Образец рецензии представлен в приложении Е.

Дипломник имеет право ознакомиться с рецензией и подготовить ответ на содержащиеся в ней замечания. Внесение каких-либо исправлений в дипломную работу после рецензирования не допускается.

Защита дипломной работы. Дипломная работа и отзыв руководителя представляются заведующему кафедрой не позднее, чем за 10 дней до начала работы госу­дарственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Заведующий кафедрой совместно с рабочей комиссией определяет соответствие дипломной работы заданию и выясняет готовность слушателя к защите.

Допуск слушателя к защите фиксируется подписью заведующего кафедрой на титульном листе дипломной работы.

За принятые в дипломной работе решения, правильность всех данных и сделанные выводы отвечает слушатель — автор дипломной работы.

К защите дипломной работы допускаются слушатели, полностью выполнившие учебный план.

Защита дипломной работы проводится в сроки, установленные расписанием, на открытом заседании ГЭК, на которое заблаговре­менно представляется дипломная работа.

Защита дипломной работы проводится в следующем порядке:

• устный доклад слушателя;

• оглашение отзыва научного руководителя и заключения рецензента;

• ответы слушателя на вопросы со стороны членов ГЭК;

• принятие решения ГЭК об оценке дипломной работы и присвое­нии выпускнику соответствующей квалификации.

Слушателю, не прошедшему итоговую аттестацию в установленный срок или получившему неудовлетворительную отметку на защите дипломной работы, предоставляется право прохождения повторной итоговой аттестации в период работы ГЭК, но не позднее чем через год.

Дипломная работа после защиты хранится в вузе, в котором она выполнялась, на протяжении пяти лет.

Требования к докладу по результатам выполнения дипломной работы. Время доклада – 10-15 мин. Структура доклада включает:

· обращение к председателю и членам ГЭК;

· доказательство актуальности темы, выраженное в лаконичной форме;

· цель и задачи работы;

· теоретические аспекты исследования выносятся на защиту только в том случае, если проделанная в этой части работа заслуживает особого внимания, имеют место элементы новизны;

· выводы по результатам анализа (могут сопровождать поэтапно результаты исследования, в этом случае сразу переходят к предложениям);

· обоснованные с экономической точки зрения конкретные предложения по совершенствованию (повышению эффективности) изучаемых экономических и управленческих процессов.

Доклад сопровождается ссылками на таблицы, схемы, графики и слайды, подготовленные в форме раздаточного материала, или проводится презентация работы с использованием мультимедиа.

Структура и типовое содержание работы

Вводная часть.

Титульный лист оформляется в соответствии с установленной формой (приложение А).

Задание на выполнение дипломной работы оформляется в соответствии с приложением Б.

Оглавление включает все части и разделы дипломной работы с указанием страниц начала каждого из них (приложение Г).

Реферат включает:

- сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, графиков, рисунков, схем, количестве использованных литературных и других источников;

- текст реферата.

Текст реферата должен быть в кратком виде, в объеме до одной страницы машинописного текста, содержать цель и объем дипломного исследования, полученные результаты и новизну, степень внедрения и область применения (приложение В).

Во введении слушатель должен обосновать актуальность избранной темы, определить задачи исследования, значение рассматриваемых вопросов при решении общих задач повышения эффективности производства и управления.

Введение также должно содержать анализ состояния вопроса в увязке с общими задачами развития производства данной отрасли. Далее формулируются цель и задачи дипломного исследования применительно к объекту исследования. Указываются теоретическая, методическая и информационная базы исследования; временной период представления данных. Объем введения не должен превышать трех страниц.

Основная часть.

Дипломная работа в основной своей части содержит, как правило, три главы, каждая из которых, в свою очередь, может быть разделена на 2-3 параграфа.

Первая глава. Общий объем - 15-20 страниц. В целом первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается социально-экономическая сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции слушателя. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях деятельности.

Наличие ссылок на использованные источники литературы с указанием страниц – обязательно.

Вторая глава. Вторая глава дипломной работы является аналитической. Содержаниеаналитической части зависит от темы дипломной работы. Здесь обосновывается система аналитических показателей, методы и алгоритмы их расчета, выявляется состав и объем исходной информации, порядок ее получения, обработки и оформления. Здесь же должен быть проведен критический анализ фактического состояния рассматриваемых вопросов, дана оценка положительных и отрицательных моментов известных методов, способов и т. п. Для анализа необходимо обосновать выбор используемых методов.

Анализ состояния рассматриваемых вопросов должен быть комплексным, системным, проводиться с учетом экономических, технических, социальных, психофизических и прочих аспектов организации производства, труда и управления.

В процессе анализа необходимо выявить факторы и степень их воздействия на объект исследования, вскрыть имеющиеся резервы и сделать выводы о необходимости разработки и внедрения соответствующих решений на базе многовариантного проектирования или имеющихся альтернатив в рекомендательном разделе.

Аналитическая часть по ходу текста должна быть иллюстрирована цифровыми данными, таблицами, графиками, схемами, диаграммами и т. п. Вместе с тем следует избегать избытка информации, перегрузки текста лишними цифрами.

Структура аналитической части во многом определяется конкретной тематикой работы, но в любом случае все ее разделы должны быть взаимосвязаны и подчинены общей цели исследования.

Практически при любой тематике дипломного исследования аналитическая часть включает в себя следующие составляющие:

-краткую характеристику деятельности предприятия (включая историю его развития, характеристику отраслевой принадлежности и другие сведения);

- анализ основных показателей деятельности предприятия: экономических, финансовых, трудовых, организационных и т.д.

Основные экономические показатели деятельности промышленного предприятия, которые должны быть проанализированы слушателем в процессе написания дипломной работы представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «АНОНИМ» в n-1 – n+1 годах

Показатели Значение по годам Темп роста, %
n-1 год n год n+1 год n к n-1 n+1 к n
А
1. Объем производства продукции (по основной деятельности) в действующих ценах (без НДС, акцизов и налогов и платежей из выручки), млн. руб.          
2. Себестоимость произведенной продукции (по основной деятельности), млн. руб.          
3. Затраты на 1 рубль произведенной продукции (по основной деятельности), млн. руб. (с.2 / с.1)          
4. Индекс физического объема промышленной продукции (ИФО), коэфф.          
5. Объем экспорта, тыс. долл.          
6. Объем импорта, тыс. долл.          
7. Внешнеторговое сальдо (с.5 – с.6)          
8. Материальные затраты на производство продукции, млн. руб.          

Окончание табл. 1

А
9. Материалоемкость произведенной продукции, руб. / руб. (с.8 / с.1)          
10. Добавленная стоимость, млн. руб.          
11. Среднесписочная численность ППП, чел.          
12. Среднегодовая выработка работника ППП по произведенной продукции, млн. руб. (с.1 / с.11)          
13. Среднегодовая выработка работника ППП по добавленной стоимости, млн. руб. (с.10 / с.11)          
14. Фонд заработной платы ППП, млн. руб.          
15. Среднегодовая заработная плата одного работника ППП, млн. руб. (с.14 / с.11)          

Порядок и источники информации для расчета показателей из таблицы 1 приправлены в таблице 2.

Таблица 2 – Источники информации и схемы расчета показателей из таблицы 1

Показатели Источник информации / схема расчета показателя
1. Объем производства продукции (по основной деятельности) в действующих ценах (без НДС, акцизов и налогов и платежей из выручки), млн. руб. Форма № 4-ф «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» с.020
2. Себестоимость произведенной продукции (по основной деятельности), млн. руб. Форма № 4-ф «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» с.021
3. Затраты на 1 рубль произведенной продукции (по основной деятельности), млн. руб. (с.2 / с.1) Считаем: с.2 / с.1
4. Индекс физического объема промышленной продукции (ИФО), коэфф. Берется на предприятии. Например, пояснительная записка к годовому отчету
5. Объем экспорта, тыс. долл. Берется на предприятии. Например, пояснительная записка к годовому отчету  
6. Объем импорта, тыс. долл. Берется на предприятии. Например, пояснительная записка к годовому отчету  
7. Внешнеторговое сальдо (с.5 – с.6) Считаем: с.5 - с.6  
8. Материальные затраты на производство продукции, млн. руб. Форма № 4-ф «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» с.022  
9. Материалоемкость произведенной продукции, руб. / руб. (с.8 / с.1) Считаем: с.8 / с.1  
10. Добавленная стоимость, млн. руб.* Форма № 4-ф «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» Считаем: 020 –(022–034) – (041 – 045 – 046)  

Окончание табл. 2

11. Среднесписочная численность ППП, чел. Форма № 12-т «Отчет по труду» с.01
12. Среднегодовая выработка работника ППП по произведенной продукции, млн. руб. (с.1 / с.11) Считаем: с.1 / с.11
13. Среднегодовая выработка работника ППП по добавленной стоимости, млн. руб. (с.10 / с.11) Считаем: с.10 / с.11
14. Фонд заработной платы ППП, млн. руб. Форма № 12-т «Отчет по труду» с.02 – с.03 – с.04
15. Среднегодовая заработная плата одного работника ППП, млн. руб. (с.14 / с.11) Форма № 12-т «Отчет по труду» с.05 либо считаем с.14 / с.11

Примечания:

1. *ДС – рассчитывается по «Отчету о затратах на производство продукции» согласно формуле:

ДС = ВП – МЗ –Зпр = 020 – (022 – 034) – (041 – 045 – 046)

где ДС – добавленная стоимость;

ВП – объем производства продукции за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки;

МЗ – материальные затраты за вычетом платы за природные ресурсы;

Зпр – прочие затраты, состоящие из арендной платы, представительских расходов и услуг других организаций.

2. Номера строк форм статистической отчетности могут меняться и в разных отчетных годах отличаться.

Основные показатели финансовых результатов деятельности промышленного предприятия, которые должны быть проанализированы слушателем представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Основные показатели финансовых результатов деятельности ОАО «АНОНИМ» в n-1 – n+1 годах

Показатели Значение по годам Темп роста, %
n-1 год n год n+1 год n к n-1 n+1 к n
А
1. Выручка от реализации продукции, млн. руб.          
2. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.          
3. Прибыль от реализации продукции, млн. руб.          
4. Прибыль до налогообложения (отчетного периода), млн. руб.          
5. Чистая прибыль, млн. руб.          
6. Среднегодовая стоимость совокупных активов, млн. руб.          
7. Среднегодовая стоимость собственного капитала, млн. руб.          
8. Рентабельность реализованной продукции, % (с.3 / с.2)          
9. Рентабельность продаж, % (с.3 / с.1)          

Окончание табл. 3

10. Рентабельность совокупных активов, % (с.4 / с.6)          
11. Рентабельность собственного капитала (с.4 / с.7)          
12. Коэффициент оборачиваемости совокупных активов (с.1 / с.6)          

Порядок и источники информации для расчета показателей из таблицы 3 приправлены в таблице 4.

Таблица 4 – Источники информации и схемы расчета показателей из таблицы 3

Показатели Источник информации либо схема расчета показателя
1. Выручка от реализации продукции (без налогов из выручки), млн. руб. Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
2. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
3. Прибыль от реализации продукции, млн. руб. Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
4. Прибыль до налогообложения (отчетного периода), млн. руб. Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
5. Чистая прибыль, млн. руб. Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
6. Среднегодовая стоимость совокупных активов, млн. руб. Форма № 1 «Баланс предприятия», среднегодовое значение по с.300
7. Среднегодовая стоимость собственного капитала, млн. руб. Форма № 1 «Баланс предприятия», среднегодовое значение по с.490
8. Рентабельность реализованной продукции, % (с.3 / с.2) Считаем: с.3 / с.2
9. Рентабельность продаж, % (с.3 / с.1) Считаем: с.3 / с.1
10. Рентабельность совокупных активов, % (с.4 / с.6) Считаем: с.4 / с.6
11. Рентабельность собственного капитала (с.4 / с.7) Считаем: с.4 / с.7
12. Коэффициент оборачиваемости совокупных активов (с.1 / с.6) Считаем: с.4 / с.6

Примечание – Номера строк форм статистической отчетности могут меняться и в разных отчетных годах отличаться.

Основные показатели финансового состояния промышленного предприятия, которые должны быть проанализированы слушателем представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Показатели финансового состояния ОАО «АНОНИМ» за 2010 – 2012 гг.

Показатели Значение показателя Темп роста, %
на 1.01.11 на 1.01.12 на 1.01.13 2011 к 2010 2012 к 2011
А
1. Долгосрочные активы, млн. руб.          
2. Краткосрочные активы, млн. руб.          
3. Собственный капитал, млн. руб.          
4. Долгосрочные обязательства, млн. руб.          
5. Краткосрочные обязательства, млн. руб.          
в т.ч. 5.1. Доходы будущих периодов          
6. Стоимость совокупных активов, млн. руб.          
7. Коэффициент текущей ликвидности (с.2 / с.5)          
8. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ((с.3 – с.2.1– с.1) / с.2)          
9. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (с.4 + с.5) / с.6          
10. Коэффициент автономии (с.3 / с.6)          

Порядок и источники информации для расчета показателей из таблицы 5 приправлены в таблице 6.

Таблица 6 – Источники информации и схемы расчета показателей из таблицы 5

Показатели Источник информации либо схема расчета показателя
1. Долгосрочные активы, млн. руб. Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 1 с.190
2. Краткосрочные активы, млн. руб. Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 2 с.290
3. Собственный капитал, млн. руб. Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 3 с.490
4. Долгосрочные обязательства, млн. руб. Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 4 с.590
5. Краткосрочные обязательства, млн. руб. Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 5 с.690
в т.ч. 5.1. Доходы будущих периодов (с.650) Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 5 с.650
6. Стоимость совокупных активов (итог баланса), млн. руб. Форма № 1 «Баланс предприятия», с.300 либо с.700
7. Коэффициент текущей ликвидности (с.2 / с.5) Считаем: с.2 / с.5 Норматив: не менее 1,3 – 1,7 (по отраслям)
8. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ((с.3 – с.5.1 – с.1) / с.2) Считаем: (с.3 + с.4 – с.1) / с.2 Норматив: не менее 0,1 - 0,3 (по отраслям)
9. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (с.4 + с.5) / с.6 Считаем: (с.4 + с.5) / с.6 Норматив: не менее 0,8
10. Коэффициент автономии (с.3 / с.6) Считаем: с.3 / с.6 Норматив: не менее 0,5

Примечание – Номера строк форм статистической отчетности могут меняться и в разных годах отличаться.

В этой же части более подробно анализируется состояние проблемы, являющейся основной для работы в целом. Объем аналитической части - в пределах 20 страниц.

Вторая глава должна служить экономическим обоснованием результирующих разработок. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

Третья глава. Третья глава дипломной работы является логическим продолжением аналитической. Предложения, содержащиеся в ней, должны быть направлены на реализацию резервов, выявленных в аналитической части. В проектной части необходимо обосновать предлагаемые пути реализации выявленных резервов, подробно описать каждое мероприятие вместе с необходимыми экономическими и финансовыми показателями и расчетами. Все мероприятия обосновываются с точки зрения необходимости, возможности и эффективности.

Обязательной для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи или темы на протяжении всей работы. В целом третья глава должна содержать три конкретных мероприятия, объем - 15-20 страниц.

Заключительная часть.Заключение является одной из важнейших частей дипломной работы. Заключение должно содержать краткие сведения по всем разделам работы, характеристику всех разработанных предложений и мероприятий с указанием их эффективности, обобщенную оценку эффективности проекта в целом. Здесь также должна быть отмечена степень внедрения результатов исследования в практику и даны рекомендации по внедрению.

Заключение излагается таким образом, чтобы дать возможность уяснить основное содержание работы, получить ответы на сформулированные во введении вопросы и сделать предварительную оценку результатов работы. Заключение должно иметь объем не более пяти страниц.

Во всех разделах дипломной работы по возможности должны быть использованы экономико-математические методы. Дипломник должен показать умение применять современные экономико-математические методы для анализа и проектирования, четко формулировать в математической форме задачи, разрабатывать алгоритмы решений.

В процессе работы над дипломом слушатель должен показать умение использовать литературные источники. В список источников включается полный перечень всей периодической, монографической и нормативно-справочной литературы, которую слушатель использовал на всех этапах выполнения дипломной работы.

В приложения выносятся различные вспомогательные таблицы, бланки наблюдений, первичного учета и отчетности, отчеты об экспериментах, нормативы, формы статистической отчетности и др.

Наши рекомендации