Организация дипломного исследования
Н.П. Драгун, В.А. Михарева
Учебно-методическое пособие
по выполнению дипломной работы
для слушателей специальности переподготовки
1-25 01 79 «Экономика и управление на малых и средних предприятиях»
Гомель, 2015
УДК
ББК
Рекомендовано к изданию кафедрой «Профессиональная переподготовка» ИПК и ПК ГГТУ им. П.О. Сухого
Протокол № 8 от 20.04.2015 г.
Авторы-составители: Н.П. Драгун, к.э.н., доцент; В.А. Михарева, к.э.н., доцент
Рецензент: С.С. Дрозд, доцент кафедры «Экономика», к.э.н., доцент
Пособие по выполнению дипломной работы для слушателей специальности переподготовки 1-25 01 79 «Экономика и управление на малых и средних предприятиях»/ Н.П. Драгун, В.А. Михарева - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2015. – 45 с.
Практическое руководство устанавливает общие положения, структуру и правила оформления дипломной работы и ее графической части для слушателей специальности 1-25 01 79 «Экономика и управление на малых и средних предприятиях» Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого.
© Учреждение образования
«Гомельский государственный технический
университет им. П.О. Сухого», 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выполнение и защита дипломной работы является заключительным этапом обучения слушателей по специальности переподготовки 1-25 01 79 «Экономика и управление на малых и средних предприятиях» и имеет своей целью:
- закрепление, углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач;
-формирование навыков ведения самостоятельной исследовательской работы и овладение методикой научного исследования;
- приобретение навыков обобщения и анализа результатов;
- выявление подготовленности слушателей для самостоятельной работы по избранной специальности.
Дипломная работа должна быть выполнена на должном научно-теоретическом уровне, с учетом современных достижений в области экономики и управления, на основе передового отечественного и зарубежного опыта, по материалам конкретного субъекта хозяйствования.
Работа должна содержать теоретические аспекты изучаемой темы, краткую характеристику объекта исследования с точки зрения его конкурентоспособности, анализ состояния изучаемого вопроса на конкретном предприятии (в организации), тенденций его развития в условиях становления рыночных отношений, обоснование предложений по совершенствованию и повышению эффективности.
Процесс выполнения дипломной работы включает несколько этапов:
• выбор темы и ее закрепление;
• составление плана;
• сбор информации;
• обработка и анализ собранных материалов;
• обоснование выводов и предложений;
• оформление работы;
• защита работы.
К общим требованиям к дипломной работе относятся следующие:
• целевая направленность;
• четкость построения;
• логическая последовательность изложения материала;
• глубина исследования и полнота освещения вопросов;
• убедительность аргументаций;
• краткость и точность формулировок;
• конкретность изложения результатов работы;
• доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
• грамотное оформление.
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Дипломная работа должна содержать:
- титульный лист (приложение А),
- задание на дипломную работу (приложение Б),
- реферат (приложение В),
- оглавление (приложение Г),
- введение,
- теоретическую часть (научно-исследовательскую часть),
- аналитическую часть,
- проектную (рекомендательную часть),
- заключение,
- список использованных источников,
- приложения.
Составляющие работы должны быть подшиты в той последовательности, в которой они представлены выше. Дополнительно неподшитыми должны быть приложены отзыв руководителя (приложение Д) и рецензия внешнего рецензента (приложение Е).
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
Тематика дипломных работ
Выбор темы дипломной работы осуществляется слушателем самостоятельно с учетом интересов и склонностей к определенной проблематике, результатов выполнения предыдущих курсовых работ. Слушатель также может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки и согласовать ее с руководителем и заведующим выпускающей кафедрой.
Тема работы должна определять необходимость решения конкретного вопроса, достаточно четко выделенного из ряда других.
Название темы дипломной работы должно четко определить разрабатываемый вопрос, быть кратким, но в то же время отражающим основное содержание и цель.
Окончательная редакция формулировки темы фиксируется в заявлении на имя заведующего выпускающей кафедрой с просьбой о ее закреплении. Выпускающая кафедра утверждает тему работы на заседании кафедры и производит закрепление слушателей за руководителями приказом по университету. Номер и дата приказа должны быть зафиксированы в задании на дипломное исследование.
Руководителями дипломных работ, кроме профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры, могут быть научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты предприятий и учреждений, имеющие высшее экономическое образование и большой опыт практической работы, а так же профессорско-преподавательский состав других экономических кафедр университета.
В обязанности руководителя входит:
- своевременно выдать слушателю утвержденное задание;
-дать слушателю до начала исследования указания, определив обязательные требования к дипломной работе;
-на заявлении слушателя зафиксировать свое согласие на обозначенную тему.
Указанное заявление хранится на кафедре до завершения дипломного исследования.
Организация дипломного исследования
Организация выполнения дипломной работы включает ряд этапов: сбор материалов, непосредственно исследование, оформление работы и подготовку к защите.
Сбор исходных материалов. Сбор материалов для дипломной работы производится в ходе стажировки, которая в обязательном порядке проводится на том предприятии (организации), на материалах которого выполняется дипломная работа.
При сборе материалов, необходимых для дипломной работы, основными источниками сведений являются плановые и отчетные документы предприятия, нормативно-справочные материалы, результаты опроса работников, документы оперативного управления, должностные инструкции и положения о подразделениях, статистические данные и т. п.
Важное значение имеют материалы личных наблюдений и исследований (фотографии рабочего времени, хронометраж, анкетирование, интервьюирование). Ценность собранного материала определяется не столько количеством данных, сколько их качеством, соответствием содержанию индивидуального задания.
Непосредственно исследование.На выполнение и защиту дипломной работы учебным планом предусмотрено 8 недель. Основным документом, определяющим планирование и контроль хода дипломного исследования, является календарный план-график. Он включает все этапы исследования и разрабатывается одновременно с заданием в двух экземплярах, один из которых сдается на кафедру, а другой остается у слушателя.
За ходом дипломного исследования осуществляется регулярный и оперативный контроль. Регулярный контроль осуществляет руководитель работы. Оперативный контроль проводится и со стороны кафедры. В целях своевременного выполнения отдельных разделов дипломной работы, а также для устранения возможных недостатков и упущений выпускающая кафедра проводит проверку степени готовности, соблюдения календарных графиков. Даты проверок устанавливаются до начала исследования. В дни проверок дипломник должен представить на кафедру все имеющиеся материалы о дипломной работе (черновики расчетов, чертежи, графики и др.).
На последнюю проверку, которая проводится за 7-10 дней до начала работы ГЭК, слушатель должен представить полностью выполненную, но не сброшюрованную дипломную работу и весь графический материал. По результатам проверки составляется расписание защиты.
Оформление дипломной работы.Законченная дипломная работа, подписанная дипломником, представляется руководителю, который составляет на нее отзыв. В отзыве руководителя дипломной работы должны быть отмечены:
• актуальность темы дипломной работы;
• степень достижения поставленных цели и задач;
• степень самостоятельности и инициативности слушателя;
• умение слушателя пользоваться специальной литературой;
• способности слушателя к исследовательской и экономической работе;
• возможность использования полученных результатов на практике;
•возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации.
Оценка руководителем не выставляется.
Образец отзыва представлен в приложении Д.
Поступившая на кафедру дипломная работа должна пройти нормоконтроль с целью проверки ее соответствия ГОСТам, нормам, техническим условиям, требованиям кафедры и настоящего пособия. Нормоконтролю подлежат дипломная работа, чертежи, графики и т. п. при наличии подписей дипломника, консультантов и руководителя.
Нормоконтролер назначается приказом ректора одновременно с закреплением тем по представлению выпускающей кафедры.
Подписанная нормоконтролером дипломная работа рассматривается заведующим кафедрой, который решает вопрос о допуске слушателя к защите. При этом делается соответствующая запись на титульном листе дипломной работы. В случае отрицательного решения этот вопрос рассматривается на заседании выпускающей кафедры с участием руководителя дипломной работы.
Дипломная работа, допущенная к защите, направляется на рецензирование. Подбор рецензентов производится выпускающей кафедрой из числа преподавателей и научных сотрудников других кафедр соответствующего профиля данного вуза, других вузов, высококвалифицированных специалистов предприятий и организаций, имеющих высшее экономическое образование.
В рецензии должны быть отмечены следующие вопросы:
• актуальность темы дипломной работы;
• степень соответствия дипломной работы заданию;
• наличие по теме критического обзора литературы, его полнота и последовательность анализа;
• полнота проведенных исследований, изложения собственных расчетных, теоретических и экспериментальных результатов, оценка достоверности полученных данных;
• наличие аргументированных выводов по результатам проведенного исследования;
• практическая значимость дипломной работы, возможность использования полученных результатов;
• недостатки и слабые стороны дипломной работы;
• оформление и стиль изложения материала.
Рецензия в отличие от отзыва руководителя обязательным образом должна содержать четко сформулированную оценку работ в баллах и возможность либо невозможность присвоения автору соответствующей квалификации. Кроме того, нужно дать оценку дипломной работы по десятибальной оценке. Рецензия на дипломную работу представляется в письменном (отпечатанном) виде с подписью рецензента и печатью организации, в которой он работает.
Образец рецензии представлен в приложении Е.
Дипломник имеет право ознакомиться с рецензией и подготовить ответ на содержащиеся в ней замечания. Внесение каких-либо исправлений в дипломную работу после рецензирования не допускается.
Защита дипломной работы. Дипломная работа и отзыв руководителя представляются заведующему кафедрой не позднее, чем за 10 дней до начала работы государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Заведующий кафедрой совместно с рабочей комиссией определяет соответствие дипломной работы заданию и выясняет готовность слушателя к защите.
Допуск слушателя к защите фиксируется подписью заведующего кафедрой на титульном листе дипломной работы.
За принятые в дипломной работе решения, правильность всех данных и сделанные выводы отвечает слушатель — автор дипломной работы.
К защите дипломной работы допускаются слушатели, полностью выполнившие учебный план.
Защита дипломной работы проводится в сроки, установленные расписанием, на открытом заседании ГЭК, на которое заблаговременно представляется дипломная работа.
Защита дипломной работы проводится в следующем порядке:
• устный доклад слушателя;
• оглашение отзыва научного руководителя и заключения рецензента;
• ответы слушателя на вопросы со стороны членов ГЭК;
• принятие решения ГЭК об оценке дипломной работы и присвоении выпускнику соответствующей квалификации.
Слушателю, не прошедшему итоговую аттестацию в установленный срок или получившему неудовлетворительную отметку на защите дипломной работы, предоставляется право прохождения повторной итоговой аттестации в период работы ГЭК, но не позднее чем через год.
Дипломная работа после защиты хранится в вузе, в котором она выполнялась, на протяжении пяти лет.
Требования к докладу по результатам выполнения дипломной работы. Время доклада – 10-15 мин. Структура доклада включает:
· обращение к председателю и членам ГЭК;
· доказательство актуальности темы, выраженное в лаконичной форме;
· цель и задачи работы;
· теоретические аспекты исследования выносятся на защиту только в том случае, если проделанная в этой части работа заслуживает особого внимания, имеют место элементы новизны;
· выводы по результатам анализа (могут сопровождать поэтапно результаты исследования, в этом случае сразу переходят к предложениям);
· обоснованные с экономической точки зрения конкретные предложения по совершенствованию (повышению эффективности) изучаемых экономических и управленческих процессов.
Доклад сопровождается ссылками на таблицы, схемы, графики и слайды, подготовленные в форме раздаточного материала, или проводится презентация работы с использованием мультимедиа.
Структура и типовое содержание работы
Вводная часть.
Титульный лист оформляется в соответствии с установленной формой (приложение А).
Задание на выполнение дипломной работы оформляется в соответствии с приложением Б.
Оглавление включает все части и разделы дипломной работы с указанием страниц начала каждого из них (приложение Г).
Реферат включает:
- сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, графиков, рисунков, схем, количестве использованных литературных и других источников;
- текст реферата.
Текст реферата должен быть в кратком виде, в объеме до одной страницы машинописного текста, содержать цель и объем дипломного исследования, полученные результаты и новизну, степень внедрения и область применения (приложение В).
Во введении слушатель должен обосновать актуальность избранной темы, определить задачи исследования, значение рассматриваемых вопросов при решении общих задач повышения эффективности производства и управления.
Введение также должно содержать анализ состояния вопроса в увязке с общими задачами развития производства данной отрасли. Далее формулируются цель и задачи дипломного исследования применительно к объекту исследования. Указываются теоретическая, методическая и информационная базы исследования; временной период представления данных. Объем введения не должен превышать трех страниц.
Основная часть.
Дипломная работа в основной своей части содержит, как правило, три главы, каждая из которых, в свою очередь, может быть разделена на 2-3 параграфа.
Первая глава. Общий объем - 15-20 страниц. В целом первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается социально-экономическая сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции слушателя. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях деятельности.
Наличие ссылок на использованные источники литературы с указанием страниц – обязательно.
Вторая глава. Вторая глава дипломной работы является аналитической. Содержаниеаналитической части зависит от темы дипломной работы. Здесь обосновывается система аналитических показателей, методы и алгоритмы их расчета, выявляется состав и объем исходной информации, порядок ее получения, обработки и оформления. Здесь же должен быть проведен критический анализ фактического состояния рассматриваемых вопросов, дана оценка положительных и отрицательных моментов известных методов, способов и т. п. Для анализа необходимо обосновать выбор используемых методов.
Анализ состояния рассматриваемых вопросов должен быть комплексным, системным, проводиться с учетом экономических, технических, социальных, психофизических и прочих аспектов организации производства, труда и управления.
В процессе анализа необходимо выявить факторы и степень их воздействия на объект исследования, вскрыть имеющиеся резервы и сделать выводы о необходимости разработки и внедрения соответствующих решений на базе многовариантного проектирования или имеющихся альтернатив в рекомендательном разделе.
Аналитическая часть по ходу текста должна быть иллюстрирована цифровыми данными, таблицами, графиками, схемами, диаграммами и т. п. Вместе с тем следует избегать избытка информации, перегрузки текста лишними цифрами.
Структура аналитической части во многом определяется конкретной тематикой работы, но в любом случае все ее разделы должны быть взаимосвязаны и подчинены общей цели исследования.
Практически при любой тематике дипломного исследования аналитическая часть включает в себя следующие составляющие:
-краткую характеристику деятельности предприятия (включая историю его развития, характеристику отраслевой принадлежности и другие сведения);
- анализ основных показателей деятельности предприятия: экономических, финансовых, трудовых, организационных и т.д.
Основные экономические показатели деятельности промышленного предприятия, которые должны быть проанализированы слушателем в процессе написания дипломной работы представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «АНОНИМ» в n-1 – n+1 годах
Показатели | Значение по годам | Темп роста, % | |||
n-1 год | n год | n+1 год | n к n-1 | n+1 к n | |
А | |||||
1. Объем производства продукции (по основной деятельности) в действующих ценах (без НДС, акцизов и налогов и платежей из выручки), млн. руб. | |||||
2. Себестоимость произведенной продукции (по основной деятельности), млн. руб. | |||||
3. Затраты на 1 рубль произведенной продукции (по основной деятельности), млн. руб. (с.2 / с.1) | |||||
4. Индекс физического объема промышленной продукции (ИФО), коэфф. | |||||
5. Объем экспорта, тыс. долл. | |||||
6. Объем импорта, тыс. долл. | |||||
7. Внешнеторговое сальдо (с.5 – с.6) | |||||
8. Материальные затраты на производство продукции, млн. руб. |
Окончание табл. 1
А | |||||
9. Материалоемкость произведенной продукции, руб. / руб. (с.8 / с.1) | |||||
10. Добавленная стоимость, млн. руб. | |||||
11. Среднесписочная численность ППП, чел. | |||||
12. Среднегодовая выработка работника ППП по произведенной продукции, млн. руб. (с.1 / с.11) | |||||
13. Среднегодовая выработка работника ППП по добавленной стоимости, млн. руб. (с.10 / с.11) | |||||
14. Фонд заработной платы ППП, млн. руб. | |||||
15. Среднегодовая заработная плата одного работника ППП, млн. руб. (с.14 / с.11) |
Порядок и источники информации для расчета показателей из таблицы 1 приправлены в таблице 2.
Таблица 2 – Источники информации и схемы расчета показателей из таблицы 1
Показатели | Источник информации / схема расчета показателя | |
1. Объем производства продукции (по основной деятельности) в действующих ценах (без НДС, акцизов и налогов и платежей из выручки), млн. руб. | Форма № 4-ф «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» с.020 | |
2. Себестоимость произведенной продукции (по основной деятельности), млн. руб. | Форма № 4-ф «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» с.021 | |
3. Затраты на 1 рубль произведенной продукции (по основной деятельности), млн. руб. (с.2 / с.1) | Считаем: с.2 / с.1 | |
4. Индекс физического объема промышленной продукции (ИФО), коэфф. | Берется на предприятии. Например, пояснительная записка к годовому отчету | |
5. Объем экспорта, тыс. долл. | Берется на предприятии. Например, пояснительная записка к годовому отчету | |
6. Объем импорта, тыс. долл. | Берется на предприятии. Например, пояснительная записка к годовому отчету | |
7. Внешнеторговое сальдо (с.5 – с.6) | Считаем: с.5 - с.6 | |
8. Материальные затраты на производство продукции, млн. руб. | Форма № 4-ф «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» с.022 | |
9. Материалоемкость произведенной продукции, руб. / руб. (с.8 / с.1) | Считаем: с.8 / с.1 | |
10. Добавленная стоимость, млн. руб.* | Форма № 4-ф «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» Считаем: 020 –(022–034) – (041 – 045 – 046) |
Окончание табл. 2
11. Среднесписочная численность ППП, чел. | Форма № 12-т «Отчет по труду» с.01 |
12. Среднегодовая выработка работника ППП по произведенной продукции, млн. руб. (с.1 / с.11) | Считаем: с.1 / с.11 |
13. Среднегодовая выработка работника ППП по добавленной стоимости, млн. руб. (с.10 / с.11) | Считаем: с.10 / с.11 |
14. Фонд заработной платы ППП, млн. руб. | Форма № 12-т «Отчет по труду» с.02 – с.03 – с.04 |
15. Среднегодовая заработная плата одного работника ППП, млн. руб. (с.14 / с.11) | Форма № 12-т «Отчет по труду» с.05 либо считаем с.14 / с.11 |
Примечания:
1. *ДС – рассчитывается по «Отчету о затратах на производство продукции» согласно формуле:
ДС = ВП – МЗ –Зпр = 020 – (022 – 034) – (041 – 045 – 046)
где ДС – добавленная стоимость;
ВП – объем производства продукции за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки;
МЗ – материальные затраты за вычетом платы за природные ресурсы;
Зпр – прочие затраты, состоящие из арендной платы, представительских расходов и услуг других организаций.
2. Номера строк форм статистической отчетности могут меняться и в разных отчетных годах отличаться.
Основные показатели финансовых результатов деятельности промышленного предприятия, которые должны быть проанализированы слушателем представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Основные показатели финансовых результатов деятельности ОАО «АНОНИМ» в n-1 – n+1 годах
Показатели | Значение по годам | Темп роста, % | |||
n-1 год | n год | n+1 год | n к n-1 | n+1 к n | |
А | |||||
1. Выручка от реализации продукции, млн. руб. | |||||
2. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | |||||
3. Прибыль от реализации продукции, млн. руб. | |||||
4. Прибыль до налогообложения (отчетного периода), млн. руб. | |||||
5. Чистая прибыль, млн. руб. | |||||
6. Среднегодовая стоимость совокупных активов, млн. руб. | |||||
7. Среднегодовая стоимость собственного капитала, млн. руб. | |||||
8. Рентабельность реализованной продукции, % (с.3 / с.2) | |||||
9. Рентабельность продаж, % (с.3 / с.1) |
Окончание табл. 3
10. Рентабельность совокупных активов, % (с.4 / с.6) | |||||
11. Рентабельность собственного капитала (с.4 / с.7) | |||||
12. Коэффициент оборачиваемости совокупных активов (с.1 / с.6) |
Порядок и источники информации для расчета показателей из таблицы 3 приправлены в таблице 4.
Таблица 4 – Источники информации и схемы расчета показателей из таблицы 3
Показатели | Источник информации либо схема расчета показателя |
1. Выручка от реализации продукции (без налогов из выручки), млн. руб. | Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» |
2. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» |
3. Прибыль от реализации продукции, млн. руб. | Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» |
4. Прибыль до налогообложения (отчетного периода), млн. руб. | Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» |
5. Чистая прибыль, млн. руб. | Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» |
6. Среднегодовая стоимость совокупных активов, млн. руб. | Форма № 1 «Баланс предприятия», среднегодовое значение по с.300 |
7. Среднегодовая стоимость собственного капитала, млн. руб. | Форма № 1 «Баланс предприятия», среднегодовое значение по с.490 |
8. Рентабельность реализованной продукции, % (с.3 / с.2) | Считаем: с.3 / с.2 |
9. Рентабельность продаж, % (с.3 / с.1) | Считаем: с.3 / с.1 |
10. Рентабельность совокупных активов, % (с.4 / с.6) | Считаем: с.4 / с.6 |
11. Рентабельность собственного капитала (с.4 / с.7) | Считаем: с.4 / с.7 |
12. Коэффициент оборачиваемости совокупных активов (с.1 / с.6) | Считаем: с.4 / с.6 |
Примечание – Номера строк форм статистической отчетности могут меняться и в разных отчетных годах отличаться.
Основные показатели финансового состояния промышленного предприятия, которые должны быть проанализированы слушателем представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Показатели финансового состояния ОАО «АНОНИМ» за 2010 – 2012 гг.
Показатели | Значение показателя | Темп роста, % | |||
на 1.01.11 | на 1.01.12 | на 1.01.13 | 2011 к 2010 | 2012 к 2011 | |
А | |||||
1. Долгосрочные активы, млн. руб. | |||||
2. Краткосрочные активы, млн. руб. | |||||
3. Собственный капитал, млн. руб. | |||||
4. Долгосрочные обязательства, млн. руб. | |||||
5. Краткосрочные обязательства, млн. руб. | |||||
в т.ч. 5.1. Доходы будущих периодов | |||||
6. Стоимость совокупных активов, млн. руб. | |||||
7. Коэффициент текущей ликвидности (с.2 / с.5) | |||||
8. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ((с.3 – с.2.1– с.1) / с.2) | |||||
9. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (с.4 + с.5) / с.6 | |||||
10. Коэффициент автономии (с.3 / с.6) |
Порядок и источники информации для расчета показателей из таблицы 5 приправлены в таблице 6.
Таблица 6 – Источники информации и схемы расчета показателей из таблицы 5
Показатели | Источник информации либо схема расчета показателя |
1. Долгосрочные активы, млн. руб. | Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 1 с.190 |
2. Краткосрочные активы, млн. руб. | Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 2 с.290 |
3. Собственный капитал, млн. руб. | Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 3 с.490 |
4. Долгосрочные обязательства, млн. руб. | Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 4 с.590 |
5. Краткосрочные обязательства, млн. руб. | Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 5 с.690 |
в т.ч. 5.1. Доходы будущих периодов (с.650) | Форма № 1 «Баланс предприятия», раздел 5 с.650 |
6. Стоимость совокупных активов (итог баланса), млн. руб. | Форма № 1 «Баланс предприятия», с.300 либо с.700 |
7. Коэффициент текущей ликвидности (с.2 / с.5) | Считаем: с.2 / с.5 Норматив: не менее 1,3 – 1,7 (по отраслям) |
8. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ((с.3 – с.5.1 – с.1) / с.2) | Считаем: (с.3 + с.4 – с.1) / с.2 Норматив: не менее 0,1 - 0,3 (по отраслям) |
9. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (с.4 + с.5) / с.6 | Считаем: (с.4 + с.5) / с.6 Норматив: не менее 0,8 |
10. Коэффициент автономии (с.3 / с.6) | Считаем: с.3 / с.6 Норматив: не менее 0,5 |
Примечание – Номера строк форм статистической отчетности могут меняться и в разных годах отличаться.
В этой же части более подробно анализируется состояние проблемы, являющейся основной для работы в целом. Объем аналитической части - в пределах 20 страниц.
Вторая глава должна служить экономическим обоснованием результирующих разработок. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.
Третья глава. Третья глава дипломной работы является логическим продолжением аналитической. Предложения, содержащиеся в ней, должны быть направлены на реализацию резервов, выявленных в аналитической части. В проектной части необходимо обосновать предлагаемые пути реализации выявленных резервов, подробно описать каждое мероприятие вместе с необходимыми экономическими и финансовыми показателями и расчетами. Все мероприятия обосновываются с точки зрения необходимости, возможности и эффективности.
Обязательной для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи или темы на протяжении всей работы. В целом третья глава должна содержать три конкретных мероприятия, объем - 15-20 страниц.
Заключительная часть.Заключение является одной из важнейших частей дипломной работы. Заключение должно содержать краткие сведения по всем разделам работы, характеристику всех разработанных предложений и мероприятий с указанием их эффективности, обобщенную оценку эффективности проекта в целом. Здесь также должна быть отмечена степень внедрения результатов исследования в практику и даны рекомендации по внедрению.
Заключение излагается таким образом, чтобы дать возможность уяснить основное содержание работы, получить ответы на сформулированные во введении вопросы и сделать предварительную оценку результатов работы. Заключение должно иметь объем не более пяти страниц.
Во всех разделах дипломной работы по возможности должны быть использованы экономико-математические методы. Дипломник должен показать умение применять современные экономико-математические методы для анализа и проектирования, четко формулировать в математической форме задачи, разрабатывать алгоритмы решений.
В процессе работы над дипломом слушатель должен показать умение использовать литературные источники. В список источников включается полный перечень всей периодической, монографической и нормативно-справочной литературы, которую слушатель использовал на всех этапах выполнения дипломной работы.
В приложения выносятся различные вспомогательные таблицы, бланки наблюдений, первичного учета и отчетности, отчеты об экспериментах, нормативы, формы статистической отчетности и др.