Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Комплексное изучение студентами основного содержания дисциплины предполагает овладение материалами лекций, учебников и учебных пособий, творческую работу в ходе проведения практических и интерактивных занятий, а также целенаправленную, систематическую деятельность по самостоятельному закреплению, углублению и расширению знаний данной дисциплины.
В процессе лекции студент должен усвоить и законспектировать название темы, учебных вопросов и основные блоки теоретического материала, то есть, сделанные преподавателем теоретические посылки (гипотезы), их аргументацию и выводы. В случае, если какое-либо положение не совсем понятно студенту или представляется недостаточно убедительным, целесообразно задавать преподавателю уточняющие вопросы. Наличие у студента конспекта лекции обязательно. Материалы лекции являются основой для подготовки к практическим и интерактивным занятиям.
Основной целью практических, интерактивных занятий является комплексный контроль усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на практических занятиях в форме подготовленных студентами выступлений (7 – 10 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы.
Самостоятельная работа преследует цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные студентами в ходе аудиторных занятий, а также сформировать навыки работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развивать творческое, продуктивное мышление обучаемых, их креативные качества, формирование общекультурной компетенции:ОК-9и профессиональных компетенций. ПК-6, ПК-9, ПК.
Изучение основной и дополнительной литературы является наиболее распространённой формой самостоятельной работы студентов и в процессе изучения дисциплины «Основы организации труда персонала» применяется при рассмотрении всех тем. Результаты анализа основной и дополнительной литературы в виде короткого конспекта основных положений той или иной работы фиксируются в рабочей тетради, наличие которой у студента обязательно.
При устном выступлении студенту следует придерживаться регламента, т.е. соблюдать указанное преподавателем время выступления. Как правило, продолжительность выступления с докладом на занятии не превышает 10 – 15 минут. Далее, целесообразно перед началом презентации материала уточнить форму и порядок ответов на вопросы аудитории, т.е. предусмотреть такую возможность по ходу выступления либо по его окончании.
Основные формы самостоятельной работы:
– поиск необходимой литературы и электронных источников информации по изучаемой теме;
– изучение рекомендуемой литературы и лекционного материала (заполнение рабочей тетради);
– выполнение задания по теме практического и интерактивного занятия;
– написание и оформление реферата;
– самостоятельная подготовка выступления на предложенную тему;
– выполнение задания для самостоятельной работы по выбору;
– подготовка к практическим и интерактивным занятиям;
– подготовка к зачёту.
Методическое обеспечение самостоятельной работы преподавателем состоит из:
– определения учебных тем/аспектов/вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;
– подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;
– поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, при наличии интереса к данной теме;
– определения контрольных вопросов и практических заданий, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;
– организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Сущность организации труда и необходимость ее совершенствования на научной основе.
2. Место дисциплины в системе наук об управлении
3. Представители основных экономических школ о необходимости организации труда персонала с научных позиций.
4. Современное состояние научной организации труда.
5. Экономическая сущность научной организации труда.
6. Задачи и принципы научной организации труда.
7. Регламентация научной организации труда.
8. Разделение и кооперация труда.
9. Устройство и планировка помещений и размещение рабочих мест.
10. Планировка рабочего места.
11. Основные задачи нормирования труда.
12. Объекты и методы нормирования труда.
13. Виды умственного и научного труда.
14. Методы и средства выполнения управленческих операций.
15.Особенности индивидуального планирования рабочего времени руководителя.
Банк практических заданий для самостоятельной работы:
(Основная цель – научить студентов работать с учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, , уметь практически применять теоретические положения).
Практическое занятие 1.
Задание 1.
Составить таблицу поэтапного развития теории организации труда в соответствии с основными управленческими школами .
Задание 2.
Охарактеризовать каждое направление НОТ.
Задание 3.
Описать примеры реализации направлений НОТ.
Задание 4.
Составить таблицу основных задач НОТ с примерами.
Литература:
Егоршин А.П. Организация труда персонала / А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
Практическое занятие 2.
Задание 1.
Составить список основных нормативных актов по организации труда (название, дата , сущность).
Задание 2.
Составить таблицу с примерами современных специализаций ( 7-9 примеров).
Задание 3.
Описать пример сокращения длительности производственного цикла..
Литература:
Егоршин А.П. Организация труда персонала / А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
Практическое занятие 3..
Задание 1.
Составить таблицу видов труда и их свойств с примерами.
Задание 2.
Привести примеры организации трудового процесса, определить его классификацию.
Литература:
Егоршин А.П. Организация труда персонала / А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
Практическое занятие 4.
Задание 1.
Составить таблицу видов норм труда.
Задание 2.
Описать 2-3 примера достижения оптимальных норм труда с учётом системы ограничений.
Задание 3.
Составить таблицу факторов для комплексного обоснования норм труда
Литература:
Егоршин А.П. Организация труда персонала / А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
Практическое занятие 5.
Задание 1.
Составить таблицу классификации рабочих мест.
Задание 2.
Составить перечень данных для Паспорта рабочего места.
Задание 3.
Составить таблицу нормативных документов для проведения аттестации рабочего места.
Литература:
Егоршин А.П. Организация труда персонала / А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
Практическое занятие 6.
Задание 1.
Составить перечень документов, определяющих порядок дисциплины труда.
Задание 2.
Составить таблицу по классификации дисциплины труда.
Задание 3.
Привести 4-5 примеров экономических потерь из-за низкой дисциплины труда.
Задание 4.
Предложить комплекс мер по снижению абсентизма. ( конкретные отрасли и предприятия).
Литература:
Егоршин А.П. Организация труда персонала / А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
Практическое занятие 7.
Задание 1.
Составить таблицу по видам умственного труда.
.
Задание 2.
Описать примеры применения организационно-распорядительной документации.
Задание 3.
Составить перечень функций управленческой деятельности с примерами применения современных технологий.
Задание 4.
Составить алгоритм эффективной работы руководителя с информацией.
Литература:
Егоршин А.П. Организация труда персонала / А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
Практическое занятие 8.
Задание 1.
Составить таблицу «Функции и состав кадровой службы в процессе развития организации».
Задание 2.
Составить перечень аспектов гуманизации труда.
Задание 3.
Составить список составляющих цену рабочей силы.
Задание 4.
Описать основные виды материального стимулирования труда.
Литература:
Егоршин А.П. Организация труда персонала / А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
Практическое занятие 9.
Задание 1.
Составить сводную таблицу по типам.видам, количественным критериями и фактам достижения целей.
Задание 2.
Составит список (7-9 пунктов) жизненных целей сотрудников
Задание 3.
Составить таблицу Модели СМАРТ.
Литература:
Егоршин А.П. Организация труда персонала / А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
Практическое занятие 10.
Задание 1.
Составить список факторов качества труда.
Задание 2.
Составить таблицу «Результаты деятельности персонала и принципы их оценки».
Задание 3.
Описать черты индивидуального рабочего стиля на примере 3-х различных специальностей ( рабочая, ИТР, управленец).
Литература:
Егоршин А.П. Организация труда персонала / А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
1. Пашуто, В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии:учеб.-практ. пособие для вузов.-5-е изд., стереотип.-М.:КноРус,2009.-320 с
2. Генкин Б.М. Основы организации труда: учебное пособие. - М.:Норма,2008.-400с
3. Бухалков, М.И. Организация и нормирование труда:учебник для вузов.-3-е изд., испр. и доп.-Инфра-М,2009.-424 с.
4. Пашуто В.П. Практикум по организации, нормированию и оплате труда на предприятии: учебное пособие / В.П. Пашуто. - М.: КНОРУС, 2007. – 24с.
5. Генкин, Б.М.,Свистунов, В.М. Основы организации труда:учеб. пособие. М.:Норма,2008.-400 с.
6. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник для вузов.-М.:Инфра-М,2008.-320с
7. Попова, Н.В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии:учеб.-практ. пособие.-М.:Финпресс,2011.-176 с
8. Бычин, В.Б. и др. Организация и нормирование труда: учеб. пособие для вузов/Бычин, В.Б., Шубенкова, Е.В., Малинин, С.В.-М.:Инфра-М,2011.-248 с
9. Практикум по экономике, организации и нормированию труда :учеб. пособие для вузов/Под ред. П.Э.Шлендера.-М.:Вузовский учебник,2010.-319 с.
10. доп. – М.: Магистр, 2010. – 686 с.
Дополнительная литература
1. Владимирова Л.П. Экономика труда: учебное пособие / Л.П. Владимиров. - М.: Дашков и Ко, 2009. – 452с.
2. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях [Текст] / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2007. – 464с.
3. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда/ Л.Н. Зудина.- М.: Норма, 2007. – 400с.
4. Кривоносов А.Г. Опыт организации труда / А.Г. Кривоносов. - СПб.: ЭКО, 2007. - 247с.
5. Кутепова К.В. Научная организация труда и нормирование труда / К.В. Кутепова, Г.В. Побединский. – М.: ИНФРА-М, 2006. - 340с.
6. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда: учебное пособие / Р.Г. Мумладзе, В.И. Покровский. - М.: КНОРУС, 2008. - 328с.
7. Кутепова Н. Специфика российского рынка труда // Человек и труд, 2005, №5..
8. Организация и регулирование оплаты труда: Учебное пособие / Под ред. М.Е.Сорокиной. – М.: Вузовский учебник, 2006.
9. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
10. Петров М.И. Нормирование труда: Практ.пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2012
11. Резник С.Д., Игошина И.А., Резник В.С. Управление личной карьерой: Учеб.пособие для вузов / Под общ.ред.Э.М.Короткова, С.Д.Резника. – М.: Логос, 2005
12. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебн. – М.: ИНФРA-М, 2011.
13. Литвинюк А.А. Организационное поведение: Учебн. – М.: Юлрайт, 2011.
14. Управление персоналом организации: Учебн. / Под ред. А.Я. Кибанова. 4-е изд., доп. и переработ. – М.: ИНФРА-М, 2010
Электронные ресурсы
1.http://www.hrm.ru - новости, статьи, форум, делопроизводство, подбор, аналитические материалы – наиболее обширный сайт для менеджеров по персоналу;
2. http://www.hro.ru - на сайте публикуются статьи по актуальным проблемам управления персоналом.