Элементы цены (условный пример в ден. единицах)
Цены на продукцию
Сущность и функции цены как экономической категории
Цена — денежное выражение стоимости товара (продукции, изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.
Для любой коммерческой организации, любого предприятия цена является важным элементом рыночного механизма, а также концентрированным элементом рыночной конъюнктуры.
В условиях рыночной системы хозяйствования от цены зависят:
- величина прибыли;
- конкурентоспособность предприятия и продукции;
- финансовая устойчивость предприятия.
Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Основой для определения предприятием цены продукции, как правило, является себестоимость. Себестоимость отражает текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Схема формирования цены на основе себестоимости продукции представлена на рис.
Функции цены
Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.
Учетная функцияцены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели – валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
Распределительная функцияцены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).
РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА | |||
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ | Текущие издержки и прибыль торговых организаций | НДС | |
18% от 2000 =360 | |||
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ | Текущие издержки и прибыль посреднических организаций | НДС | |
18% от 1500 =270 | |||
ОПТОВАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ | Акциз(по подакцизным товарам) | НДС | |
- | 18% от 7000 =1260 | ||
Полная себестоимость единицы продукции | Прибыль предприятия | ||
Элементы цены (условный пример в ден. единицах)
Функция сбалансирования спроса и предложениявыражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
Функция цены как средства рационального размещения производствапроявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
Стимулирующая функция ценыпроявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.
Классификация цен
По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
- отпускная цена предприятия;
- оптовая рыночная цена;
- розничная цена.
В эту группу цен также можно отнести:
- закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее для дальнейшей переработки;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- тарифы на платные услуги населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот и т.д..
Действующие в рыночной экономике цены можно классифицировать и по другим признакам.
В зависимости от сферы регулирования различают:
- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
- договорные контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон;
- цены, в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
- регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства.
В зависимостиот территории действияразличают:
- единые или поясные цены;
- региональные (зональные) цены.
Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:
- газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);
- продукция ядерно-топливного цикла;
- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
- продукция оборонного производства;
- драгоценные металлы и сплавы;
- перевозки грузов, пассажиров, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.
Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий.
В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товаравыделяют:
- цену «франко – склад поставщика».
- цену « франко – станция отправления»;
- цену «франко – склад потребителя».
Система «франкирования» показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.
Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «Франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
По времени действия цены подразделяются на следующие:
- постоянные, действие которых не меняется в течение всего срока контракта;
- текущие, меняющиеся в рамках действия одного контракта;
- сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
- скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.