Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Предмет истории экономических учений. Цель и задачи курса, его практическое значение. Периодизация истории экономических учений.
2. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Египет, Индия, Китай): проблематика, основные достижения.
3. Экономическая мысль античного мира.
4. Аристотель: учение об экономии и хрематистике.
5. Экономическая мысль Средневековья.
6. Меркантилизм – первая попытка разработки программы экономического поведения. Две стадии развития меркантилизма: общее и особенное.
7. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Т. Мэн (Англия). Кольбертизм. А. Монкретьен (Франция). Итальянский меркантилизм.
8. Общие характерные признаки «классической школы» и основные этапы ее эволюции.
9. Экономическая школа физиократов: общая характеристика идей. Работы Ф. Кенэ
10. Экономическое учение Адама Смита.
11. Экономические взгляды Давида Рикардо.
12. Ж.Б. Сэй: теория трех факторов производства, «закон рынков».
13. Т. Мальтус: «Закон народонаселения» и теория реализации.
14. Дж. С. Милль, его характеристика природы капитала, прибыли, социально-экономических реформ.
15. Анализ «капиталистического» производства в трудах К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала».
16. Карл Маркс: трактовка категорий «стоимость», «двойственный характер труда», «капитал», «заработная плата». Теория прибавочной стоимости. Теория ренты.
17. Карл Маркс: теория воспроизводства и кризисов.
18. Зарождение исторической школы Германии. Особенности предмета и методологии изучения. Краткая характеристика школ.
19. Предпосылки возникновения, сущность и особенности маржинализма.
20. Этапы «маржиналистской революции», их общие и отличительные признаки. Предшественники маржинализма: Г. Госсен, И. Тюнен, А. Курно, Ж. Дюпюи.
21. Австрийская школа: К. Менгер, Ф. Визер, О. Бем–Баверк. Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржиналистской революции».
22. А. Маршалл – основоположник «кембриджской школы» маржинализма, родоначальник «экономикса». Теория спроса, предложения, цен и доходов.
23. Лозаннская школа маржинализма.
24. Развитие русской экономической мысли в пер. пол. XIX – нач. XX вв.
25. Эволюция экономических воззрений С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановского.
26. Основные направления развития американского институционализма.
27. Теории предпринимательства и прибыли.
28. Концепции рынка несовершенной конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).
29. Вклад Дж.М. Кейнса в экономическую науку.
30. Неоавстрийская школа. Ф. Хайек, Л. Мизес.
31. Фрайбургская школа и теория социального рыночного хозяйства.
32. Монетаризм.
33. Экономическая теория предложения: теоретические основы концепции.
34. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства А.В. Чаянова.
35. Вклад Н.Д. Кондратьева в теорию кооперации сельского хозяйства. Разработка теории больших циклов (длинных волн). Значение теории больших циклов.
36. Концепция «техноструктуры и индустриальной системы» Дж. К. Гэлбрейта.
37. «Мэйнстрим» и альтернативные направления современной экономической теории.
38. Экономический империализм.
39. Поведенческая экономика.
40. Эволюционная экономика.
7.5.Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестаций с использованием фондов оценочных средств и с применением балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с положениями о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации и балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии.
Общее количество баллов при проведении текущего контроля должно быть не менее 60, но не более 100.
При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительная.
Таблица 6.1
Применение балльно-рейтинговой системы
для проверки результатов обучения
(очная форма обучения)
Номер раздела/ темы | Формы текущего контроля обучающихся | Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20) | Баллы в первой контрольной точке (30 баллов) | Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20) | Баллы во второй контрольной точке (30 баллов) |
1.2-2.3 | Фронтальный опрос, собеседование | ||||
Раздел 1 | Контрольная работа в комбинированном виде | ||||
2.3, 2.5-2.8 | Фронтальный опрос, собеседование, кейс-задача | ||||
Раздел 2 | Контрольная работа в комбинированном виде |
Таблица 6.2
Применение балльно-рейтинговой системы
для проверки результатов обучения
(заочная форма обучения)
Номер раздела/темы | Формы текущего контроля обучающихся | Баллы по видам работ, выполняемым студентами |
Раздел 1, 2 | Контрольная работа в комбинированном виде | |
Раздел 1, 2 | Фронтальный опрос, собеседование | |
Раздел 1, 2 | Контрольная работа (написание и защита эссе) |