Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования
БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономической теории
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Методические указания по изучению
Дисциплины для студентов экономических специальностей
Очной и заочной форм обучения
Горки
БГСХА
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономической теории
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Методические указания по изучению
дисциплины для студентов экономических специальностей
очной и заочной форм обучения
Горки
БГСХА
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация, информационная революция, нарастающие экологические проблемы настоятельно диктуют необходимость применения новых теоретических подходов к анализу экономических процессов и явлений, переосмысления сложившихся стереотипов. Новые экономические и социальные ориентиры требуют эффективного решения хозяйственных задач, что смещает акценты образовательного процесса в сторону усиления его качественных характеристик, обеспечения глубокой связи теории и практики при подготовке высококвалифицированных специалистов экономического профиля. В этих условиях не вызывает сомнения необходимость достижения ими высокого уровня теоретической компетентности как фундамента успешного решения задач хозяйственной жизни. Это предполагает освоение теоретических основ функционирования экономики, познать которые позволяет глубокое изучение курса экономической теории.
Программа разработана на основе компетентностного подхода требований к формированию компетенций, сформулированных в образовательном стандарте РД РБ 02100.05.227 – 2006.
Дисциплина относится к социально-гуманитарным, осваиваемым студентами специальностям 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика.
Освоение дисциплины базируется на компетенциях, приобретенных ранее студентами при изучении таких дисциплин, как «Высшая математика», «Философия».
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели и задачи учебной дисциплины.
Основные цели преподавания дисциплины:
- развитие экономического мышления студентов;
- формирование базовых экономических знаний на основе изучения достижений отечественной и мировой экономической мысли;
- развитие у студентов компетенций практического мышления, анализа экономической информации;
- выявление особенностей развития экономики Республики Беларусь на современном этапе.
Достижению поставленных целей будет способствовать решение следующих задач:
изучение и усвоение фундаментальных проблем и основных экономических категорий (предмет, методы, функции экономической теории, ограниченность ресурсов и безграничность потребностей, эффективность, основы поведения субъектов экономики, основные макроэкономические показатели, денежно-кредитная система и денежный рынок, основы международной экономики);
изучение принципов функционирования экономических систем, определяющих поведение экономических субъектов и способы оптимального размещения и использования ресурсов в условиях их ограниченности;
исследование важнейших форм регулирования экономики.
Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции, предусмотренные в образовательном стандарте РД РБ 02100.05.227 – 2006.
АК-1 – владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
АК-2 – владеть системным и сравнительным анализом;
АК-3 – владеть исследовательскими навыками;
АК-4 – уметь работать самостоятельно;
АК-5 – быть способным порождать самостоятельные идеи (креативность);
АК-6 – уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
Выпускник должен иметь социально-личностные компетенции:
СЛК-1 – обладать качествами гражданственности;
СЛК-2 – быть способным к социальному взаимодействию;
СЛК-3 – обладать способностью к межличностным коммуникациям;
СЛК-4 – быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);
СЛК-5 – иметь творческое мышление, чувство ответственности;
СЛК-6 – обладать честностью, добросовестностью, работоспособностью, аккуратностью, вниманием, предприимчивостью;
СЛК-7 – понимать и принимать уникальность любой личности, работать в коллективе, адаптироваться к изменяющимся условиям;
СЛК-8 – быть готовым к повышению собственной квалификации;
СЛК-9 – иметь стремление к профессиональному росту.
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), предусмотренными общеобразовательным стандартом РД РБ 02100.05.227 – 2006.
Выпускник также должен обладать профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным (организационно-аналитическая деятельность):
ПК-1 – работать с экономической и юридической литературой, законодательством;
ПК-2 – готовить доклады, материалы к презентациям;
ПК-3 – определять и анализировать состояние национальной экономики по ее количественным и качественным характеристикам.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать основные экономические категории и законы, важнейшие тенденции развития экономических явлений и процессов, мотивы поведения потребителей и товаропроизводителей, механизмы функционирования денежно-кредитной и финансовой систем, особенности протекания экономических процессов в Республике Беларусь;
уметь анализировать и систематизировать экономическую информацию; использовать инструменты экономического анализа при изучении экономической политики и самостоятельно оценивать конкретные ситуации, сложившиеся в результате ее реализации; обобщать опыт развитых стран в области экономического регулирования; применять полученные знания при принятии производственных решений в будущей профессиональной деятельности; компетентно излагать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении экономических проблем; решать задачи и тесты в целях более глубокого освоения материала.