Словарь экономических терминов. Антимонопольная политика – комплекс мер, разработанных правительством по ограничению власти монополий.
Антимонопольная политика – комплекс мер, разработанных правительством по ограничению власти монополий.
Модель О. Курно – модель олигополии, состоящей из двух фирм, которые производят однородный товар, исходя из того, что цена товара и объем выпуска постоянны.
Монополистическая конкуренция – рыночная структура. Состоящая из множества производителей, выпускающих дифференцированные виды товаров.
Монополия – рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близкого заменителя.
Монополия естественная – отрасль, где производство товара на одном крупном предприятии значительно дешевле, чем на нескольких небольших.
Несовершенная конкуренция – ситуация на рынке, при которой несколько крупных продавцов (от 1 до 5) реализуют стандартный или дифференцированный товар.
Закон предложения – экономический закон при котором при прочих равных условиях объем предложения изменяется в прямой зависимости от цены.
Закон спроса – экономический закон, при котором при прочих равных условиях объем спроса и цена товара находятся в обратной зависимости .
Низший товар – товар., спрос на который падает при росте потребительских доходов.
Нормальный товар – товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов.
Предложение – желание и способность продавцов предоставить товары для продажи на рынке.
Спрос – желание и способность людей покупать товары (платежеспособная потребность).
Цена равновесная – цена, при которой величина предложения равна величине спроса (планы покупателей и продавцов совпадают).
Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая мораль. – С-Пб., 1992. гл. 2, 3, 4.
2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс – М., 1992. т. 2, гл. 22.
3. Маркс К. Капитал т. 1, гл. 1-3//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 23.
4. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1993. т. 2, кн. 5, гл. 15; т. 3, кн. 6. Приложение А.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 1.// Антология экономической классики/ В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. – М., 1993.
Дополнительная:
1. Гелбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. – М., 1976, гл. VI-VII.
2. Корнал Я. Путь к свободной экономике. – М., 1990. гл. 2.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1993. гл. 3, 5.
4. Курс экономики/Под ред. Райзберса Б. А. – М., 2001. гл. 4, 10.
Вопросы для самостоятельной проверки
1. Какую связь между ценой и величиной спроса характеризует закон спроса?
2. На какие группы можно подразделить факторы, влияющие на спрос?
3. Как можно определить понятие «предложение»? Какую зависимость выражает закон предложения.
4. Каковы основные признаки избытка и дефицита?
5. Что означает рыночное равновесие?
6. Как определяется эластичность спроса и эластичность предложения?
Упражнения
1. Закон спроса предполагает:
а) что если превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;
б) если доходы потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;
в) кривая спроса имеет положительный наклон;
г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.
2. Заполнить таблицу
Цена, Р | Товар А 700 600 | Товар В 20 60 | Товар С 1100 1500 | ||||||||||||
Количество, Q Выручка | 10 12 | 9 3 | 50 40 | ||||||||||||
Коэффициент эластичности, ед. Тип эластичности |
3. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Ниже приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы.
Цена, долл. | Объем спроса, ед. | Объем выпуска, ед. | Общие издержки, долл. |
9 | |||
7 |
а) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?
б) Если сохраняется данное предположение, то какой объем выберет фирма?
в) Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?
г) Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?
Темы рефератов
1. Роль конкуренции в рыночном хозяйстве.
2. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство.
3. Синтез монополии и конкуренции и его формы.
4. Россия – от государственной монополии к конкурентному рынку.
5. Механизм спроса и предложения в условиях несовершенной конкуренции.
6. Экономические институты: сущность и роль в системе рыночной экономики. Транcакционные издержки.
21 Курс политической экономии. – М., Издательство МГУ 1993 – с. 116