Микрологистические системы
Микрологистические системы управления включают внутрипроизводственную логистическую сферу одного или группы предприятий, объединенных между собой на корпоративной основе.
Технологически связанные производства, объединенные одной инфраструктурой и работающие на один экономический результат, включают в себя микрологистические функции.
Главные комплексные функции этих экономических систем состоят в следующем.
1. В соответствии с потребностью производства, ориентированного на выполнение заказов покупателей, осуществление закупок и реализация плана поставок.
2. На основе оптимизации потоковых процессов организация управления транспортно-перемещающими работами в сфере производства.
3. Создание требуемых условий транспортировки и доставки сбываемой продукции, обеспечение соответствия ее заказам, реализация и контроль плана сбыта.
4. Воздействие на некоторые логистические процессы во внешней среде.
Микрологистические системы имеют несколько уровней управления. Объектом управления для первого уровня является предприятие, или группа предприятий в корпоративном объединении.
Объектом управления второго уровня – сферы деятельности предприятия.
Объектом управления для третьего уровня выступают подразделения предприятия, и для последнего, нижнего уровня объектом управления являются отдельные процессы, протекающие в подразделении.
В экономической литературе иногда можно встретить мнение, что микрологистические системы являются отдельными звеньями макрологистических систем. Однако это не обязательно.
Различают внутренние, внешние и интегрированные микрологистические системы.
Оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции внутрипроизводственные логистические системы.
Эффективное использование и уменьшение запасов материальных ресурсов и незаконченного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности рабочего периода, управление степенью запасов фактических ресурсов, незаконченного производства и готового товара в складской системе фирмы-изготовителя, улучшение работы промышленного транспорта являются главными задачами внутрипроизводственной логистической системы, если задана программа выпуска готовой продукции. Обычно критериями оптимизации работы внутрипроизводственных логистических систем являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производственного периода при достижении нужной степени качества готовой продукции.
Микрологистические внутрипроизводственные системы могут быть детализированы до производственного подразделения предприятия.
Решают проблемы, связанные с управлением и повышением эффективности материальных и сопутствующих потоков, от начального до конечного пункта назначения вне производственного технологического процесса внешние логистические системы. Элементы снабженческих и распределительных сетей, выполняющих те или иные логистические функции по обеспечению движения потоков от поставщиков материального сырья к производственным подразделениям, являются звеньями логистической системы.
Характерными задачами внешних логистических систем являются оптимальная организация перемещения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях, рационализации затрат, связанных с логистическими действиями отдельных элементов логистической системы, и общих затрат, уменьшение времени доставки ресурсов и готового товара и времени выполнения заказов потребителей, управление запасами ресурсов и готовой продукции, достижение высокого уровня сервиса.
Представляет собой частично или полностью систему сбыта продукции поставщика система снабжения производителя материальными ресурсами.
Место передачи прав собственности на товар от поставщика к потребителю является принципиальным вопросом. Обычно в договоре закрепляются поставки материальных ресурсов, условия передачи прав собственности. Возникающие при этом некоторые конфликтные ситуации связаны с различиями в логистических стратегиях и задачах поставщиков и потребителей. Зачастую это приводит к созданию производителем собственной структуры закупок, отличающейся от структуры поставщиков.
Состоящие из звеньев логистические системы, подобные, выполняющие различные операции и функции по транспортировке, складированию, грузопереработке с учетом товаропроводящей сети поставщиков составляют внешнюю систему, которая зачастую называется логистической системой снабжения. В такой системе одной из главных задач является координация логистических операций и согласование целей с поставщиками и посредниками.
Определение основных логистических операций повлекло за собой появление внешних логистических систем фактического распределения, снабжения и др.
Но в полной мере теория бизнес-логистики в современном понимании была воплощена при появлении интегрированных логистических систем.
В интегрированной логистической системе логистический менеджмент представляет собой такой управленческий подход к организации функционирования предприятия и его логистических партнеров, который позволяет вести наиболее полный учет временных и пространственных факторов в ходе оптимизации управления материальными, денежными и информационными потоками для достижения стратегических целей предприятия на рынке.
Теории минимизации всех логистических затрат и управления качеством на всех стадиях производственно-распределительного цикла являются определяющими для формирования интегрированных логистических систем.
Иногда рассматриваются как подсистемы интегрированной логистической системы внутрипроизводственные и внешние логистические системы.
В зависимости от поставленных перед логистической системой целей и критериев оптимизации путем создания особенной организационно-функциональной структуры реализуются основные логистические функции.
Созданная структура включает в себя высший логистический менеджмент, выполняющий координацию и интегрированное управление фактическими потоками, и множество элементов логистической системы. Элементы логистической системы могут быть как внутренними подразделениями предприятий (транспортными, складскими и т. д.), так и привлеченными предприятиями, выполняющими те или иные логистические операции и функции.
Система, назначение которой не состоит в извлечении прибыли или достижении каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса, считается макрологистической системой.
Эта система создается на уровне территориального или административно-териториального образования для решения социально-экономических, экологических и других проблем подобного рода.
Макрологистические системы классифицируются по нескольким признакам.
По административно-территориальному признаку логистические системы бывают следующих видов: районные, межрайонные, городские, краевые, региональные, межрегиональные, республиканские и межреспубликанские.
По объектно-функциональному признаку макрологистические системы выделены для группы предприятий одной или нескольких отраслей, межведомственные, военные, торговые и т. п.
Критерии построения микрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей создания макрологистических систем.
В качестве показателей оптимизации работы в рыночной системе бизнеса и соответственно формирования логистической организации и управления для фирмы могут применяться такие показатели, как наименьшее количество общих логистических затрат, максимальный уровень продаж готовой продукции, завоевание максимального сегмента рынка, стабилизация позиций на рынке сбыта и т. п.
Наиболее полное удовлетворение запросов потребителей по отношению к качеству продукции, срокам выполнения заказов, степени логистического сервиса является обязательным условием.
При построении макрологистических систем в большинстве случаев используется критерий минимума общих логистических издержек. Формирование макрологистических систем определяют политические, военные, экологические цели. Например, для улучшения экологической ситуации в регионе возможно создание макрологистической системы оптимизации транспортных потоков, решающей задачи эффективности маршрутов, регулирования транспортных потоков, а именно, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой.
В макрологистических системах могут решаться задачи, суть которых состоит в: формировании межотраслевых материальных балансов, выборе форм и видов снабжения и сбыта продукции, направленных на конкретные группы потребителей и производителей, размещении на определенной территории складских комплексов общего пользования, выборе транспорта, организации транспортировки и т. п.
На базе межгосударственных программ макрологистические системы предполагают создание единого экономического пространства, где сведены к минимуму препятствия для движения капиталов, товаров, информации, трудовых ресурсов.