Порядок выполнения контрольных работ
ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов всех форм обучения и МИППС направления 38.03.04- Государственное и муниципальное управление
Новороссийск
Составители: ст. преп. С. В. Половченко, доц. Е.В. Колпакова
Основы математического модели социально-экономических процессов: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов всех форм обучения и МИППС направления 38.03.04- Государственное и муниципальное управление/ Сост.: С. В. Половченко, доц. Е.В. Колпакова; Кубан. гос. технол. ун-т; Новорос. политех. ин-т. Каф. общеинженерных дисциплин. – Краснодар.: Изд. КубГТУ, 2017. – 23 с.
Приведены краткие теоретические сведения, ряд задач снабжен решениями, даны задания для выполнения контрольной работы, предусмотренной учебным планом. Представлен список рекомендуемой литературы.
Методические указания предназначены для студентов для студентов заочной формы обучения и МИППС направления 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление.
Библиогр.: 7 назв. Рис.1 Табл.13 Прил.2
Содержание
Введение............................................................................................ | ||
Программа дисциплины........................................................... | ||
Порядок выполнения контрольных работ................................ | ||
Задания к контрольной работе................................................. | ||
Примеры решения некоторых типовых задач......................... | ||
Приложение 1......................................................................... | ||
Приложение 2......................................................................... | ||
Рекомендованная литература.......................................................... |
Введение
Основным методом исследования социально-экономических процессов и систем является метод моделирования, т. е. способ теоретического анализа и практического действия, направленный на разработку и использование моделей. При этом под моделью понимается образ реального объекта (процесса) в материальной или идеальной форме (т. е. описанный знаковыми средствами на каком-либо языке), отражающий существенные свойства моделируемого объекта (процесса) и замещающий его в ходе исследования и управления. Метод моделирования основывается на принципе аналогии, т. е. возможности изучения реального объекта не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного объекта, его модели. Практическими задачами математическогомоделирования являются:
-анализ экономических и социальных объектов и процессов;
-экономическое прогнозирование, предвидение развития экономических процессов;
-выработка управленческих решений на всех уровнях хозяйственной иерархии.
Процесс моделирования состоит из следующих этапов:
1. Постановка экономической проблемы и ее качественный анализ. На этом этапе требуется сформулировать сущность проблемы, принимаемые предпосылки и допущения. Необходимо выделить важнейшие черты и свойства моделируемого объекта, изучить его структуру.
2. Построение математической модели, то есть формализации экономической проблемы, т. е. выражения ее в виде конкретных математических зависимостей (функций, уравнений, неравенств и др.).
3. Математический анализ модели. На этом этапе чисто математическими приемами исследования выявляются общие свойства модели и ее решений. В частности, важным моментом является доказательство существования решения сформулированной задачи.
4. Подготовка исходной информации. В процессе подготовки информации используются методы теории вероятностей, теоретической и математической статистики для организации выборочных обследований, оценки достоверности данных и т.д.
5. Численное решение. Этот этап включает разработку алгоритмов численного решения задачи, подготовку программ на ЭВМ и непосредственное проведение расчетов; при этом значительные трудности вызываются большой
размерностью экономических задач.
6. Анализ численных результатов и их применение. На этом этапе прежде всего решается важнейший вопрос о правильности и полноте результатов моделирования и применимости их как в практической деятельности, так и в целях усовершенствования модели.
Этапы моделирования можно рассматривать как план решения любой задачи моделирования социально-экономических процессов.
Программа дисциплины
Динамические модели. Математические модели Основные понятия математического моделирования социально-экономических систем. Этапы экономико-математического моделирования. Классификация экономико-математических методов моделирования. Роль средств компьютерных и информационных технологий в реализации математических методов моделирования экономических структур. Статистическая обработка информации в системе электронных таблиц. Литература: [3]-[7]. |
Графы и сети Графы и сети. Дерево решений. Задачи о соединении городов. Максимальный поток. Кратчайший маршрут. Критический путь. Литература: [2], [5]. |
Линейные задачи. Линейное программирование Задачи линейного программирования. Управление портфелем активов. Простейшая задача производственного планирования. Постановка задачи линейного программирования. Симплекс-метод. Двойственные оценки. Транспортная задача линейного программирования. Открытая и закрытая модели. Литература: [1], [3]. |
Модели прогнозирования экономических процессов Модели прогнозирования экономических процессов. Трендовые модели на основе кривых роста. Оценки адекватности и точности трендовых моделей. Литература: [2]-[7]. |
Управление запасами Управление запасами. Основная модель. Управление запасами при случайном спросе и задержке в поставках. Модель производственных поставок. Модель поставок со скидкой. Литература: [3]. |
Модели систем массового обслуживания Классификационные признаки систем массового обслуживания. Характеристики очереди. Модели систем массового обслуживания. Литература: [2]. |
Порядок выполнения контрольных работ
По дисциплине «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» студентам всех форм обучения следует выполнить 1 контрольную работу.
К выполнению контрольной работы следует приступать только после изучения соответствующего материала курса по лекциям и учебнику с достаточным количеством задач в каждой теме. Следует внимательно разобрать решения тех задач, которые приводятся в данных методических указаниях с использованием приведенного ниже списка рекомендованной литературы.
При выполнении контрольной работы следует руководствоваться следующими указаниями:
1. Каждую работу следует выполнять в отдельной тетради, на внешней обложке которой должны быть указаны фамилия и инициалы студента, полный шифр, номер контрольной работы, курс и специальность, дата ее отправки в институт.
2. Решения всех задач и пояснения к ним должны быть достаточно подробными. Следует делать соответствующие ссылки на вопросы теории с указанием формул, теорем, выводов, которые используются при решении данной задачи. Все вычисления необходимо делать полностью. Чертежи и графики должны быть выполнены аккуратно и четко с указанием единиц масштаба, координатных осей и других элементов чертежа.
Для замечаний преподавателя необходимо на каждой странице оставлять поля шириной 3-4 см.
3. После получения работы (как зачтенной, так и незачтенной) студент должен исправить в ней все отмеченные рецензентом недостатки. В случае незачета студент обязан в кратчайший срок выполнить все требования рецензента и представить работу на повторное рецензирование, приложив при этом первоначально выполненную работу.
4. В период экзаменационной сессии студент обязан представить все прорецензированные и зачтенные контрольные работы. При необходимости студент должен давать на экзамене устные пояснения ко всем или некоторым задачам, содержащимся в этих работах.
5. Студент выполняет тот вариант контрольных работ, который присвоен студенту в установочную сессию. Список вариантов смотри ниже.
6. Если в процессе изучения материала или при решении той или иной задачи у студента возникают вопросы, на которые он не может ответить сам, то ему следует обратиться к ведущему преподавателю для получения консультации.