Разложение первобытного строя
"Неолитическая революция" в орудиях труда с течением времени имела два важных следствия: появилась возможность ведения хозяйстваобособленными группами (семьями) внутри общин, и объемы результатов производствапревысили уровень необходимого продукта. Оба данных явления способствовали возникновению социально-экономической неоднородности в рамках общин и их последующему разложению. Переходной формой от родовой к соседской общине была семейная (большесемейная) организация хозяйства внутри рода, когда в общинном владении оставались основные охотничьи угодья, пашни, пастбища, в то время, как индивидуальные орудия труда, семейные жилища и приусадебные участки во все прогрессирующей степени выбывали из системы родовой собственности. В свою очередь, собственность семей также трансформировалась таким образом, что сначала ее представителем, а затем и единственным полноправным субъектом становился глава семьи. По разным причинам развивается экономическая дифференциация семей.
Появление прибавочного продукта способствовало и возникновению такой формы социальной неоднородности, как привилегии верхушки общины в присвоении этого продукта. Факторами, содействующими зарождению и последующему закреплению экономических преимуществ, могло быть выполнение функций общей организации работ, хранения общинных запасов, организация военных набегов, выполнение жреческих и иных подобных им функций. Возникая на основе общинной традиции управления распределением и потреблением необходимого продукта, соответствующие механизмы управления движением прибавочного продукта со стороны хозяйственных руководителей или военных вождей постепенно превращаются в систему присвоения чужого труда, т.е. всистему эксплуатации, как рядовых общинников, так и становящихся рабами пленных.
Данные процессы развивались весьма медленно, в течение; многих тысячелетий; они осуществлялись посредством множества переходных форм (среди которых наиболее известные - принудительное изъятие общиной "излишков" богатств отдельных семей сверх некоторой общепризнанной "нормы", "добровольные" дары и празднества, пиры, выступающие как способы перераспределения богатств между семьями). Фактическое неравенство и многочисленные привилегии верхушки общины в течение продолжительного времени сочетались с исполнением представителями этой верхушки функций производительного труда; сохранялась внешняя форма организации производственного процесса как осуществляемой руководителями в интересах всей общины. Однако общеисторическая закономерность обособления производства и присвоения в рамках общин неизбежно проявляла себя; исторический вектор обособленного хозяйствования был объективно ориентирован на перерастание семейного и индивидуального владения в частную собственность. Одновременно появляется различие, а затем - разделение и противопоставление труда и собственности. Возникновение частной собственности и эксплуатации означало разложение первобытнообщинного способа производства и зарождение классового общества.
В роли основногонадстроечного фактора, влияющего на производство, выступают в условиях первобытного строя коллективно-мифологическое сознание, традиции и обычаи, постепенно приобретающие форму обычного права. Дальнейшее развитие обычного права, представляющего собой переходную форму между собственно обычаем и законом, отражает в надстроечной сфере переходный характер производственных отношений в условиях разложения первобытнообщинного способа производства.
На базе необходимого продукта эксплуатация как воспроизводственный механизм была невозможна, т.к. изъятие элементов данного продукта означало бы невозможность поддержания физического существования работника. Устойчивое воспроизводство прибавочного продукта достигается лишь при переходе от присваивающего хозяйства к земледелию и скотоводству. Утверждение социального неравенства и эксплуатации требует перехода от общинной к иной системе социальной организации, защищающей интересы появившихся частных собственников. Диалектика классо-, полито- и правогенеза привела к возникновению государства, которое, однако, еще долго опиралось на трансформированную и подчиненную соседскую общину как производящую единицу.
Возникновение классово-государственного общества означало качественный скачок в развитии цивилизации, в результате которого "социальное время" первобытных общин "остановилось"; из сущностных и самодостаточных социальных единиц они превратились в "первобытную периферию". Дальнейшая эволюция сохранившихся общин, в политико-экономическом и стадиально-историческом плане, обусловлена не их внутренними закономерностями, а внешним влиянием высших форм цивилизации.