Антимонопольное законодательство.

Высокий уровень монополизации в современной России и его отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в стране антимонопольной политики. С этой целью государство, чтобы обеспечить правовую защиту конкуренции, использует антимонопольное законодательство. Оно представляет собой пакет законов, в которых сформулированы основополагающие правила деятельности участников хозяйственного процесса, органов государственной власти и управления на рынке.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США. Оно базируется на 3-х основных законах.

1. Закон Шермана (1890г.). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли и сговор о ценах.

2. Закон Клейтона (1914г.) запрещал ценовую дискриминацию, определенные виды слияний, продажу товаров с нагрузкой и др.

3. Закон Робинсона-Пэтмена (1936г.) запрещал "ножницы цен", ценовую дискриминацию и др.

Современное антимонопольное законодательство имеет два основных направления: контроль над ценами, и контроль над слиянием компаний.

По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются прямым вмешательством государства в их деятельность, например, путём принудительного установления цен и тарифов.

В случае чистой монополии государство использует широкий спектр санкций: запрет слияний крупных фирм; крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (сговор с конкурентами, тайные соглашения об уровне цен); принудительное разделение монополиста на несколько независимых фирм. Основанием для приведения в действие антимонопольных законов является наличие одного из двух основных признаков монополизации рынка.

1. Концентрация значительной доли рынка в руках одной фирмы.

2. Переплетение ведущей фирмы с конкурентами.

При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство ориентируется на 3 показателя деятельности крупнейших фирм:

· размеры оборота;

· число занятых рабочих;

· величина капитала.

В экономической теории применяются 2 показателя (индекса), характеризующие уровень монопольной власти фирмы.

Индекс А. Лернера.

Для совершенно-конкурентного предприятия цена равна предельным издержкам, а для предприятия, обладающего рыночной властью, цена выше предельных издержек. Следовательно, величина, на которую цена превышает предельные издержки( Антимонопольное законодательство. - student2.ru ), может служить мерой монопольной (рыночной) власти. Для измерения отклонения цены от предельных издержек служит индекс Лернера.

Индекс Лернера: два способа подсчета.

Показатель монопольной власти, индекс Лернера, подсчитывается по формуле:

Антимонопольное законодательство. - student2.ru , где P — монопольная цена;

MC — предельные издержки.

Поскольку при совершенной конкуренции способность отдельной фирмы влиять на цены равна нулю (Р = МС), то относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретной фирмы рыночной власти. При чистой монополии в гипотетической модели коэффициент Лернера равен максимальному значению L=1. Чем выше значение данного показателя, тем выше уровень монопольной власти.

Данный коэффициент может также быть выражен через коэффициент эластичности, используя универсальное уравнение ценообразования:

Антимонопольное законодательство. - student2.ru

Мы получаем уравнение:

Антимонопольное законодательство. - student2.ru

где Еd — эластичность спроса на продукцию фирмы по ценам.

Например, при эластичности спроса Е=-5 коэффициент монопольной власти L=0,2. Еще раз подчеркнем, что высокая монопольная власть на рынке не гарантирует фирме высокой экономической прибыли. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у нее выше средние совокупные издержки.

Наши рекомендации