Льготы по пользованию жилым помещением в отношении отдельных категорий несовершеннолетних
Право на жилище - одно из важнейших социальных прав граждан России, закрепленное в Конституции Российской Федерации (статья 40), ‑ развивается в жилищном законодательстве.
ЖК РФ закрепляет, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище (п.1 ст.1 ЖК РФ).
Жилищное законодательство регламентирует жилищные отношения с участием несовершеннолетних, предусматривая как меры их непосредственной защиты, так и порядок восстановления прав несовершеннолетних по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
Наряду с жилищным законодательством, права несовершеннолетних детей на жилье пронизывают семейное и гражданское законодательство Российской Федерации, законодательство о социальном обеспечении.
В отношении несовершеннолетних жилищное законодательство Российской Федерации устанавливает специальные правила для приобретения права собственности на жилое помещение.
Так, в действующей редакции статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» содержится норма о том, что несовершеннолетние лица могут приобретать занимаемое жилое помещение в собственность (совместную, долевую) наряду с другими лицами, проживающими в этом жилом помещении. Причем жилые помещения, в которых проживают исключительно дети в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей, усыновителей, опекунов с предварительного согласия органов опеки и попечительства либо по инициативе этих органов.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия законных представителей и органов опеки и попечительства. Если ребенок находится в детском доме или ином воспитательном учреждении, его администрация, родители, усыновители либо опекун над его имуществом обязаны в течение 6 месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность.
Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов.
В обеспечение жилищных прав несовершеннолетних закон также закрепил правило, согласно которому приватизация жилья может иметь место только при согласии всех совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Жилищным законодательством в отношении отдельных категорий несовершеннолетних также предусматриваются льготы по пользованию жилыми помещениями. Специальные права детей закреплены в ряде профильных законодательных актов. В частности можно выделить:
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 31 декабря 2005г.;
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с послед. изм. и доп. от 22 авг. 2004г.).
Во исполнение указанных законодательных актов приняты Постановления Правительства РФ, инструкции министерств и ведомств.
Важно акцентировать внимание на том, что законодательными актами субъектов Российской Федерации относительно детей-инвалидов, других категорий несовершеннолетних (дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты) могут быть предусмотрены дополнительные жилищно-коммунальные льготы, в частности по вопросам принятия на учет, предоставления значительных скидок по оплате жилья, коммунальных услуг, обеспечения компенсациями (субсидиями).
Так, к примеру, Москва - единственный субъект Российской Федерации, где дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания на государственной или семейной форме воспитания своевременно получают отдельные благоустроенные квартиры. Законом города Москвы от 30 ноября 2005 года №61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» введены новые социальные гарантии, предоставление которых не обусловлено федеральным законодательством. Статьей 13 указанного Закона закреплен эффективно действующий в Москве с 1999 года порядок обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, являющиеся пользователями или собственниками жилых помещений, освобождены от расходов по оплате жилья, за его содержание и ремонт, за коммунальные услуги на время нахождения в детском сиротском учреждении или на воспитании в семье, а также обучения по очной форме в учреждениях профессионального образования.
Особенности реализации прав несовершеннолетних детей закреплены и в процессуальном законодательстве. По жилищным спорам интересы детей в суде защищают их законные представители без специальных полномочий. Эти лица не только обращаются в суд за защитой прав ребенка, но и осуществляют другие процессуальные права и обязанности, предусмотренные статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По делам, связанным с нарушением прав ребенка на жилище, в необходимых случаях участвуют органы опеки и попечительства, а также прокурор. Участие органов опеки и попечительства предусмотрено, в частности, в случае, когда обжалуются их действия (статья 2 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Не исключается участие в суде и детей, если такое участие будет признано судом необходимым.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на очень важный момент.
Внесенное Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №213-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» дополнение пункта 4 статьи 292 устанавливает, что отчуждение жилого помещения собственником, несовершеннолетние дети которого имеют право пользования этим жилым помещением, требует согласия органа опеки и попечительства только в случае ограничения или лишения родительских прав этого гражданина, являющегося собственником жилого помещения. Аналогичная, по сути, норма содержится и в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В защите жилищных прав несовершеннолетних детей участвуют и другие публичные образования. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" образована комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – предметом деятельности, которой является выявление случаев нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав. Комиссия осуществляется надзор за органами опеки и попечительства. Образована также Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних (Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Вместе с тем особую озабоченность вызывают факты нарушения законодательства об охране жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество выделяемого жилья и средств на его приобретение из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов местного самоуправления не соответствует масштабам проблемы.
Как отмечают эксперты, поскольку вслед за принятием в 1991 г. Закона о приватизации жилых помещений не было принято закона об отчуждении приватизированного жилья, который юридически четко и строго регулировал бы все сделки с жильем, на практике выявились многочисленные злоупотребления и нарушения собственниками квартир жилищных прав проживающих с ними несовершеннолетних детей. Продавая приватизированные квартиры, собственники (как правило, алкоголики) нередко не указывали проживающих в них детей, в результате чего дети лишались жилой площади и оказывались на улице. Так, прокурор одного только района Москвы выявил 3000 договоров о передаче жилья в собственность, куда не были включены прописанные на площади дети. Вопрос этот приобретал масштабы социального бедствия. Появились даже детские приюты для жертв квартирных афер, один из них функционирует в подмосковном Зеленограде.
Сохраняется и проблема обеспечения жильем несовершеннолетних.
В настоящее время не обеспечены постоянным жильем в Саратовской области ‑ 2031 лицо из числа детей-сирот, в Республике Саха (Якутия) ‑ 561, в Приморском крае ‑ 325, в Чукотском автономном округе ‑ 83.
В Дальневосточном федеральном округе основной причиной нарушений прав указанной категории граждан является полное отсутствие строительства муниципального жилья в течение последних 10 лет.
В Республике Саха (Якутия) в нарушение статей 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» бюджетом Республики на 2005 год не предусмотрено финансирование обязательств по предоставлению жилья, а также целевых безвозвратных ссуд, предусмотренных частью 2 статьи 7 Закона Республики «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в Республике Саха (Якутия)».
Аналогичное положение во Владимирской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Рязанской, Саратовской и других областях.
Особо остро стоит проблема обеспечения сохранности жилых помещений и поддержания их в пригодном для проживания состоянии. Санитарное и техническое состояние жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, не всегда удовлетворительное.
В заключение данного параграфа остановимся на вопросах соотношения жилищного и гражданского законодательства.
На практике может возникнуть логичный вопрос: какой законодательный акт должен применяться в случае противоречия, допустим, между нормами Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ. Попробуем разобраться.
При коллизии норм гражданского и жилищного законодательства необходимо, прежде всего, учитывать предметы регулирования данных кодифицированных актов. Если для ГК РФ – это гражданские правоотношения (в частности, порядок заключения и исполнения сделок, статус сторон), то для ЖК РФ – это жилищные правоотношения, определение категорий жилья и его пригодности. Таким образом, при разрешении вероятных коллизий необходимо опираться на содержание противоречия и исходя из определения предметов регулирования применять ту или иную норму ГК РФ или ЖК РФ.
Разграничение предметов правового регулирования – вопрос особой практической важности. О важности такого разграничения говорит и тот факт, что если гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), то жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Так по одному из дел суд постановил, что оспариваемый нормативный акт не противоречит жилищному законодательству, поскольку предметом его регулирования являются правоотношения с использованием жилищных сертификатов, не урегулированные федеральным законодательством. По другому делу суд постановил «в законе не предусмотрена возможность введения субъектом федерации дополнительных условий для реализации права гражданина на заключение договора аренды или купли-продажи»; Еще по одному делу суд указал: Оспариваемый закон субъекта РФ признан соответствующим федеральному законодательству, поскольку им не нарушаются права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной защиты, а в бюджете субъекта РФ предусмотрены ассигнования на обеспечение жильем названных категорий граждан