Развитие институциональных форм научной деятельности.

ü Систематическое образование подрастающего поколения как пред­посылка становления науки как социального института.

ü Научные школы как организованная и управляемая научная структура.

ü Научный коллектив.

ü Функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе.

1. Институциальная сторона науки. Науку не следует отождествлять только с гипотезами и теориями.

Она сильна своей институциональной стороной.

Возникновение на­уки как социального института связывают с кардинальными измене­ниями в общественном строе и, в частности, с эпохой буржуазных революций, которая дала мощный толчок развитию промышленнос­ти, торговли, строительству, горному делу, мореплаванию.

Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки.

2. Где, когда и в связи с чем возникла наука как социальный институт? Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI—XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающее­ся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию.

Само существование науки в качестве социального ин­ститута говорило о том, что в системе общественного разделения тру­да она должна выполнять специфические функции, а именно, отве­чать за производство теоретического знания.

Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную дея­тельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Понятие institutum — (от лат. установление, устройство, обычай).

ИН­СТИТУТ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДЕЙСТВУЮЩИЙ, ВПЛЕТЕННЫЙ В ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМ­ПЛЕКС НОРМ, ПРИНЦИПОВ, ПРАВИЛ, МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕ­ЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

ИНСТИТУТ — ЭТО ЯВЛЕНИЕ НАДИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОВ­НЯ, ЕГО НОРМЫ И ЦЕННОСТИ ДОВЛЕЮТ НАД ДЕЙСТВУЮЩИМИ В ЕГО РАМКАХ ИН­ДИВИДАМИ.

Само же понятие «социальный институт» стало входить в оби­ход благодаря исследованиям западных социологов.

Родоначальником институционального подхода к науке считается Р. Мертон.

3. Что отражает понятие «социальный институт»? Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленнос­ти того или иного вида человеческой деятельности.

Институциональность предполагает:

· формализацию всех типов отношений и

· переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, пред­полагающих иерархию, властное регулирование и регламент.

В связи с этим говорят о политических, социальных, религиозных институ­тах, а также институте семьи, школы, учреждения.

Однако долгое время институциональный подход не разрабаты­вался в отечественной философии науки.

4. О чем свидетельствует процесс институциализации науки? Процесс институциализации науки свидетельствует:

· о ее самостоятельности,

· об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда,

· о ее претензиях на участие в распределении материальных и человечес­ких ресурсов.

5. Структура науки как социального института. Наука как социальный институт имеет свою собственную разветв­ленную структуру и использует как когнитивные, так и организаци­онные и моральные ресурсы.

В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:

· совокупность знаний и их носителей;

· наличие специфических познавательных целей и задач;

· выполнение определенных функций;

· наличие специфических средств познания и учреждений;

· выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных дос­тижений;

· существование определенных санкций.

6. Развитие институциональных форм научной деятельности. Развитие институциональных форм научной деятельности пред­полагало выяснение предпосылок процесса институционализации, рас­крытие его содержания и результатов.

· В античности научные знания растворялись в системах натурфи­лософов,

· в Средневековье — в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями.

ü Систематическое образование подрастающего поколения как пред­посылка становления науки как социального института. Важной пред­посылкой становления науки как социального института является на­личие систематического образования подрастающего поколения.

Сама история науки тесно связана с историей университетского образования, имеющего непосредственной задачей не просто переда­чу системы знаний, но и подготовку способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей.

Появле­ние университетов датируется XII в., однако в первых университетах господствует религиозная парадигма мировосприятия.

СВЕТСКОЕ ВЛИ­ЯНИЕ ПРОНИКАЕТ В УНИВЕРСИТЕТЫ ЛИШЬ СПУСТЯ 400 ЛЕТ.

ü Научные школы как организованная и управляемая научная структура. Внутри науки существуют научные школы, функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглав­ляемая, как правило, личностью выдающегося ученого.

В науковеде­нии различают:

· «классические» научные школы и

· современные (научные школы).

«Клас­сические» научные школы возникли на базе университетов.

Расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX в.

В начале XX в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и ин­ститутов в ведущую форму организации научного труда, им на смену пришли современные («дисциплинарные») научные школы.

В ОТЛИЧИЕ ОТ «КЛАССИЧЕСКОЙ» НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ОС­ЛАБИЛИ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ И БЫЛИ СОРИЕНТИРОВАНЫ НА ПЛАНОВЫЕ, ФОР­МИРУЮЩИЕСЯ ВНЕ РАМОК САМОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММЫ.

ü Научный коллектив. Когда же научно-исследовательская деятельность переставала «цементироваться» науч­ной позицией и стратегией поиска руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, «дисциплинарная» научная школа превращалась в научный коллектив.

ü Функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе. Следующим этапом развития институциональных форм науки ста­ло функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе, которая обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания.

Междисциплинарность утверждает уста­новку на синтез знания, в противоположность дисциплинарной уста­новке на аналитичность.

Она также содержит в себе механизм «от­крывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения и обога­щения всего комплекса человеческих знаний.

119. ЭВОЛЮЦИЯ СПОСОБОВ ТРАНСЛЯЦИИ НАУЧНЫХ

ЗНАНИЙ

ПЛАН

Наши рекомендации