Характерные признаки конкурентных рынков потребительского назначения.
Признаки | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Число фирм | множество мелких фирм | много фирм | несколько крупных фирм | одна крупнейшая фирма |
Тип продукта | одинаковый | дифференцированный | одинаков или дифференцированный | уникальный |
Условия вступления на рынок | очень легкие | сравнительно легкие | существенные препятствия | очень трудные |
Контроль над ценами | отсутствует | ограничен возможностью замены товара | приоритет ценового лидера | полный контроль |
Примеры | рынок сельхоз. продукции, хлеба, ценных бумаг | розничная торговля, сеть ресторанов, сфера банковских услуг, рынки напитков, телетехники, парфюмерии. | производство автомобилей, электробытовых приборов и отраслевые рынки этих товаров. | телефонная связь, компании водоснабжения, электрические и газовые предприятия. |
Характерные признаки разных типов конкурентных рынков наглядно выделены в табл. 2.
Исходя их вышесказанного следует, что конкуренция – обязательный процесс в рыночных условиях. Свободный, конкурентный рынок – это борьба за товар, за покупателя, за место на рынке, а конкуренция – мощный рычаг регулирования стоимости, качества, цены товаров и услуг, и индикатор проверки хозяйствующих субъектов на способность эффективного существования в условиях рынка.
Рыночный механизм представляет собой сложную систему состоящую из:
- субъектов (продавцы, покупатели, посредники, органы государственной и местной власти, правоохранительные органы);
- объектов (товаров, услуг, денег);
- связей между субъектами (кооперации, хозяйственных связей, конкуренции);
- ценового механизма (механизма формирования цен и распределения экономических ресурсов);
- информация о принимаемых решениях участниками рынка;
- средствами принятия согласованных решений (переговоры, контракты, договоры).
Схематично устройство рыночного механизма может быть представлено схемой. (рис.6)
Международный рынок | Национальные рынки других стран |
Правительство | ||||||||||||||||||||||||||
Органы надзора (санитарные, экологические) | Налоговая система | Местные органы власти | ||||||||||||||||||||||||
Договора, контракты | ||||||||||||||||||||||||||
Продавцы (производители, посредники) | Покупатели, (потребители, посредники) | |||||||||||||||||||||||||
Деньги | ||||||||||||||||||||||||||
Товары | ||||||||||||||||||||||||||
Ассоциации (союзы) потребителей, предпринимателей, работников. | Банки | Правовая система (арбитраж суд) | Средства массовой информации (радио, TV, печать) | |||||||||||||||||||||||
Рис.6 Структура рыночного механизма
Контрольные вопросы
1. В чем главная суть рыночной экономики?
2. Каковы основные принципы и базовые условия рыночной экономики?
3. Что такое рынок? Какие объективные условия обусловили его формирование?
4. В чем сущность рынка потребительских товаров?
5. Какие объекты и субъекты потребительского рынка формируют рыночный механизм?
6. Какое значение на потребительском рынке имеет конкуренция?
7. Чем различаются наиболее известные типы конкурентных рынков?
8. Как связаны между собой цена, потребительская стоимость и стоимость товара?
9. Для чего необходимы хозяйственные связи субъектов рынка?
10. Каким образом формализуются хозяйственные связи на потребительском рынке?