Международное регулирование миграционных процессов
На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.
1. Международная организация труда (МОТ). Была создана в 1919 Г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств. Задачами МОТ являются:
. содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся;
. разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни;
. выработка международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики;
. регламентация набора рабочей силы;
. борьба с безработицей;
. гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни;
. защита от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев;
. защита детей и женщин;
. регламентация вопросов социального страхования и обеспечения;
. организация профессионально-технического обучения. Для реализации этой цели в ведении МОТ функционируют Международный институт трудовых проблем в Женеве и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине (Италия).
В структуру МОТ входят:
-Международная конференция труда - высший орган МОТ, выполняющий законодательные функции;
-административный совет - руководит работой различных комитетов и комиссий при МОТ
- Международное бюро труда - информационный и консультативный орган.
МОТ является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.
2. Международная организация по миграции (МОМ). Образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована. В МОМ входит 81 государство, из которых 46 - члены, 35 - наблюдатели. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д. Основными функциями МОМ на данный момент, согласно уставу, являются:
. осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан;
. перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;
. организация передвижения беженцев;
. предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.
В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину). Также МОМ оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 70-е годы в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривает проблему потенциальных беженцев.
В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное жительство.
МОМ - это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.
Р.Ф. с 1992 г. является наблюдателем в МОМ.
3. Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь, репатриации.
4. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР3, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Таким образом, международная миграция рабочей силы является сегодня важным и одним из наиболее сложных аспектов интернационализации хозяйственной жизни. С одной стороны, международная миграция рабочей силы обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, позволяет осваивать новые районы, а с другой - ведет к обострению экономических и социальных противоречий.