Приложение к главе 11. Внутрифирменное ценообразование
в интегрированной фирме............................................................................................... 470
Внутрифирменное ценообразование при отсутствии внешнего рынка....................... 471
Внутрифирменное ценообразование в случае конкурентного внешнего рынка......... 475
Внутрифирменное ценообразование в случае неконкурентного
внешнего рынка................................................................................................................... 477
Численный пример.............................................................................................................. 479
Глава 12. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И
ОЛИГОПОЛИЯ................................................................................................................... 483
12.1. Монополистическая конкуренция............................................................................ 484
Составляющие монополистической конкуренции.......................................................... 485
Равновесие в долгосрочном и краткосрочном периодах................................................ 486
Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность............................ 487
12.2. Олигополия 491
Равновесие на олигополистическом рынке..................................................................... 492
Модель Курно...................................................................................................................... 493
Пример. Линейная кривая спроса..................................................................................... 496
12.3. Преимущество первого хода—модель Штакелберга 499
12.4. Ценовая конкуренция 501
Ценовая конкуренция в случае однородных товаров— модель Бертрана.................... 501
Ценовая конкуренция в случае дифференцированных товаров.................................... 503
12.5. Конкуренция против сговора: дилемма заключенных 507
12.6. Применение дилеммы заключенных к процессу
олигополистического ценообразования 511
Жесткость цен 512
Ценовые сигналы и ценовое лидерство 514
Модель доминирующей фирмы 517
12.7. Картели 519
Анализ ценообразования в картеле 520
Глава 13. ТЕОРИЯ ИГР И СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ.......................................... 529
13.1. Играй стратегические решения 530
Некооперативные игры в сравнении с кооперативными............................................... 530
13.2. Доминирующие стратегии 532
13.3. Равновесие Нэша 534
Максиминные стратегии.................................................................................................... 537
* Смешанные стратегии..................................................................................................... 538
13.4. Повторяющиеся игры 540
13.5. Последовательные игры 546
Развернутая форма игры..................................................................................................... 547
Преимущество первого хода.............................................................................................. 548
13.6. Угрозы, обязательства и доверие.............................................................................. 549
Пустые угрозы..................................................................................................................... 550
Обязательства и доверие..................................................................................................... 551
13.7. Защита от входа в отрасль......................................................................................... 555
Стратегическая торговая политика и международная конкуренция............................. 558
13.8. Стратегия торга.......................................................................................................... 563
Глава 14. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА....................................................... 569
14.1. Конкурентные рынки факторов производства....................................................... 570
Спрос на фактор производства при одном переменном факторе.................................. 570
Спрос на фактор производства при нескольких переменных факторах....................... 575
Кривая рыночного спроса.................................................................................................. 576
Предложение факторов производства, с которым имеет дело фирма........................... 580
Рыночное предложение факторов производства............................................................. 582
14.2. Равновесие на конкурентном рынке факторов производства 586
Экономическая рента.......................................................................................................... 588
14.3. Рынки факторов производства с монопсонической властью 592
Предельные и средние расходы 592
Решение о приобретении фирмой факторов производства............................................ 593
14.4. Монопольная власть на рынках факторов производства 596
Монополия на установление ставки заработной платы 596
Двухсекторная модель найма 598
Двусторонняя монополия на рынке труда........................................................................ 599
Глава 15. ИНВЕСТИЦИИ, ВРЕМЯ И РЫНКИ КАПИТАЛА....................................... 605
15.1. Запасы и потоки 606
15.2. Приведенная стоимость 607
Оценка потоков платежей.................................................................................................. 609
15.3. Стоимость облигации................................................................................................ 611
Бессрочные облигации....................................................................................................... 613
Действующая ставка по облигации................................................................................... 613
15.4. Чистая приведенная стоимость как критерий в принятии
инвестиционных решений 616
Завод электродвигателей.................................................................................................... 618
Реальные и номинальные дисконтные ставки................................................................. 619
Отрицательные будущие денежные потоки..................................................................... 620
15.5. Поправки на риск 621
Диверсифицируемый и недиверсифицируемый риск 622
Модель формирования цен на активы 623
15.6. Инвестиционные решения, принимаемые потребителями 627
* 15.7. Многопериодные производственные
решения — истощающиеся ресурсы 629
Производственное решение производителя ресурсов 629
Поведение рыночной цены 630
Издержки использования 632
Производство ресурса монополистом............................................................................... 632
15.8. Как определяются процентные ставки 634
Виды процентных ставок................................................................................................... 636
ЧАСТЬ IV.
Информация, несостоятельность рынка и роль правительства 641
Глава 16. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ 642
16.1. Анализ общего равновесия 643
Два взаимозависимых рынка — движение к общему равновесию............................... 643
Достижение общего равновесия........................................................................................ 645
16.2. Эффективность обмена 648
Выгоды торговли................................................................................................................ 648
«Ящик Эджворта»............................................................................................................... 649
Эффективное распределение............................................................................................. 651
Кривая контрактов.............................................................................................................. 652
Равновесие потребителей на конкурентном рынке........................................................ 654
16.3. Справедливость и эффективность 656
Граница возможных полезностей...................................................................................... 657
Справедливость и совершенная конкуренция................................................................. 659
16.4. Эффективность в производстве................................................................................ 660
Производство в «ящике Эджворта».................................................................................. 661
Эффективность факторов производства........................................................................... 661
Производственное равновесие на конкурентном рынке факторов............................... 663
Граница производственных возможностей...................................................................... 664
Эффективность производства............................................................................................ 666
Эффективность на рынках товаров................................................................................... 667
16.5. Выгоды свободной торговли 669
Сравнительное преимущество........................................................................................... 669
Расширенная граница производственных возможностей.............................................. 671
16.6. Обзор эффективности конкурентных рынков 675
16.7. Причины несостоятельности рынка......................................................................... 676
Рыночная власть.................................................................................................................. 676
Неполная информация........................................................................................................ 677
Экстерналии......................................................................................................................... 677
Общественные блага........................................................................................................... 678
Глава 17. РЫНКИ С АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.................................... 681
17.1. Неопределенность качества и рынок "лимонов".................................................... 682
Рынок подержанных автомобилей.................................................................................... 683
Значение асимметричной информации............................................................................ 685
Страхование......................................................................................................................... 685
Рынок кредита..................................................................................................................... 686
Важность репутации и стандартизации............................................................................ 687
17.2. Рыночные сигналы..................................................................................................... 689
Простая модель сигналов на рынке труда........................................................................ 690
Гарантии и обязательства................................................................................................... 693
17.3. Моральный риск......................................................................................................... 694
17.4. Проблема "заказчик—исполнитель"........................................................................ 697
Проблема "заказчик—исполнитель" на частных предприятиях.................................... 698
Проблема "заказчик—исполнитель" в государственных организациях....................... 699
Стимулирование в рамках "заказчик—исполнитель"..................................................... 701
* 17.5. Стимулирование управляющих в интегрированной фирме.............................. 703
Асимметричная информация и создание системы стимулирования
в интегрированной фирме.................................................................................................. 703
Область применения........................................................................................................... 706
17.6. Асимметричная информация на рынке труда: теория эффективной
заработной платы................................................................................................................ 707
Глава 18. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА............................... 713
18.1. Внешние эффекты...................................................................................................... 714
Отрицательные внешние эффекты и неэффективность.................................................. 714
Положительные внешние эффекты и неэффективность................................................. 717
18.2. Способы устранения несостоятельности рынка..................................................... 718
Нормативы выбросов.......................................................................................................... 720
Налог на выбросы............................................................................................................... 720
Нормативы или налоги?..................................................................................................... 722
Передаваемые лицензии на выбросы................................................................................ 725
Переработка отходов........................................................................................................... 729
18.3. Внешние эффекты и права собственности.............................................................. 733
Права собственности.......................................................................................................... 733
Торг и экономическая эффективность.............................................................................. 734
Торг при издержках — роль стратегического поведения............................................... 735
Решение в судебном порядке — иск за ущерб................................................................. 736
18.4. Ресурсы, находящиеся в общественной собственности......................................... 738
18.5. Общественные товары............................................................................................... 741
Эффективность и общественные товары.......................................................................... 743
Общественные товары и несостоятельность рынка........................................................ 745
18.6. Индивидуальные предпочтения на общественный товар..................................... 747
ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВЫ РЕГРЕССИИ...................................................................... 753
Пример.................................................................................................................................. 754
Оценка.................................................................................................................................. 754
Статистические тесты......................................................................................................... 756
Критерий согласия.............................................................................................................. 758
Экономический прогноз..................................................................................................... 759
ГЛОССАРИЙ...................................................................................................................... 763
ОТВЕТЫ К ОТДЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ............................................................... 773
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ........................................................................................... 786
СПИСОК ПРИМЕРОВ
1.1. Безработица и участие женщин в трудовой деятельности........................................ 26
1.2.Цена яиц и стоимость обучения в колледже................................................................ 34
2.1.Цена яиц и плата за обучение в колледже.................................................................... 44
2.2.Поведение цен на минеральные ресурсы в долгосрочном периоде.......................... 46
2.3. Рынок пшеницы............................................................................................................. 48
2.4. Спрос на бензин и автомобили..................................................................................... 58
2.5. Погода в Бразилии и цена на кофе в Нью-Йорке....................................................... 61
2.6. Уменьшение спроса и цен на медь............................................................................... 67
2.7. Мировой рынок нефти................................................................................................... 68
2.8. Контроль над ценами и дефицит природного газа..................................................... 73
3.1. Проектирование новых автомобилей.......................................................................... 89
3.2. Проектирование новых автомобилей.......................................................................... 99
3.3. Принятие решений местными органами власти....................................................... 101
3.4.Капитал (траст-фонд) для оплаты обучения в колледже........................................... 104
3.5. Выявленные предпочтения в сфере рекреации........................................................ 108
3.6. Нормирование бензина................................................................................................ 113
4.1.Потребительские расходы в Соединенных Штатах.................................................. 126
4.2. Влияние налога на бензин........................................................................................... 132
4.3. Совокупный спрос на пшеницу................................................................................. 137
4.4.Спрос на жилье.............................................................................................................. 139
4.5. Стоимость чистого воздуха......................................................................................... 143
4.6. Групповые экстерналии и спрос на компьютеры и факсимильные аппараты...... 149
5.1. Управляющие предприятиями и выбор в условиях риска...................................... 179
5.2. Предотвращение преступлений.................................................................................. 180
5.3. Стоимость титульной страховки при покупке дома................................................ 184
5.4. Ценность информации в молочной промышленности............................................ 186
6.1 Мальтус и продовольственный кризис....................................................................... 211
6.2 Вырастет ли уровень жизни в США........................................................................... 213
6.3.Производственная функция выращивания пшеницы............................................... 220
6.4.Отдача от масштаба в сфере путей сообщения.......................................................... 225
7.1.Выбор места для нового здания юридической школы.............................................. 232
7.2.Альтернативные издержки ожидания в очереди за бензином................................. 233
7.3.Влияние штрафов за сброс загрязнений на выбор факторов производства........... 245
7.4.Экономия от совмещения производств в индустрии перевозок.............................. 258
7.5.Кривая обучения в химической промышленности................................................... 263
7.6.Функции затрат на производство электроэнергии.................................................... 267
7.7.Функция издержек в индустрии сбережений и займов............................................ 269
8.1.Некоторые соображения об оценке издержек для менеджеров............................... 290
8.2.Производство нефтепродуктов в краткосрочном периоде....................................... 294
8.3.Мировое предложение меди в краткосрочном периоде........................................... 298
8.4.Предложение жилья в долгосрочном периоде........................................................... 318
9.1.Контроль над ценами и нехватка природного газа................................................... 331
9.2.Рынок человеческой почки.......................................................................................... 335
9.3.Регулирование авиаперевозок..................................................................................... 340
9.4.Система поддержки цен на пшеницу.......................................................................... 348
9.5.Квота на сахар................................................................................................................ 355
9.6.Налог на бензин............................................................................................................. 363
10.1.Ценообразование с надбавкой: от универсамов до фирменных джинсов............ 392
10.2.Ценообразование на видеокассеты с предварительной записью........................... 394
10.3.Монопсоническая власть в обрабатывающей промышленности США................ 413
10.4.Телефонный звонок по поводу цен........................................................................... 417
11.1.Экономический анализ талонов и скидок................................................................ 436
11.2.Как устанавливаются тарифы на авиаперевозки..................................................... 438
11.3.Как установить цену на бестселлер........................................................................... 443
11.4.Фотоаппараты «Полароид»........................................................................................ 448
11.5.Полный обед в сравнении с а-ля-карт: проблема ценообразования на услуги ресторана 458
11.6.Реклама: от универсамов до фирменных джинсов.................................................. 464
12.1.Монополистическая конкуренция на рынках напитков "Кола" и кофе................ 489
12.2.Проблема ценообразования для компании "Проктер энд Гэмбл........................... 504
12.3.Компания "Проктер энд Гэмбл" в дилемме заключенных...................................... 510
12.4. Ценовое лидерство и жесткость цен коммерческих банков.................................. 515
12.5. Картелизация спортивных состязаний между колледжами.................................. 523
13.1.Приобретение компании............................................................................................ 532
13.2. Олигополистическая кооперация в индустрии водомеров................................... 544
13.3. Конкуренция и сговор в индустрии авиалиний..................................................... 545
13.4.Стратегия опережающих инвестиций «Уол-Март сторс»...................................... 553
13.5."Дюпон" предотвращает вход в отрасль диоксида титана...................................... 560
13.6.Войны подгузников.................................................................................................... 561
14.1.Спрос на авиационное топливо................................................................................. 578
14.2.Предложение труда для семей с одним или двумя работающими......................... 585
14.3.Заработная плата в вооруженных силах................................................................... 590
14.4. Монопсоническая власть на рынке бейсбольных игроков.................................... 595
14.5.Спад профсоюзного движения в частном секторе.................................................. 601
15.1. Стоимость неполученных доходов.......................................................................... 610
15.2.Доходность корпоративных облигаций................................................................... 614
15.3.Инвестиции в отрасль, производящую одноразовые подгузники......................... 625
15.4.Выбор кондиционера.................................................................................................. 628
15.5.Насколько истощаемы истощаемые ресурсы........................................................... 633
16.1.Взаимосвязь международных рынков....................................................................... 646
16.2. Последствия введения квот на импорт автомобилей............................................. 672
16.3 Вред и польза протекционизма.................................................................................. 673
17.1.Проблема "лимонов" в высшей бейсбольной лиге.................................................. 687
17.2.Снижение морального риска—гарантии здоровья животных............................... 695
17.3.Кризис в сфере сбережений и займов....................................................................... 696
17.4.Менеджеры некоммерческих больниц как исполнители....................................... 700
17.5.Эффективная заработная платав автомобильной компании "форд"...................... 709
18.1.Издержки и выгоды от уменьшения выбросов двуокиси серы............................. 726
18.2.Торговля выбросами и чистый воздух...................................................................... 728
18.3.Муниципальное регулирование твердых отходов.................................................. 732
18.4.Теорема Коуза в действии.......................................................................................... 737
18.5.Ловля речных раков в Луизиане................................................................................ 739
18.6.Спрос на чистый воздух............................................................................................. 745
П.1.Спрос на уголь.............................................................................................................. 760