Проблемы развития частного сектора в Беларуси
Лекция 7. Формирование рыночной экономики
Понятие и содержание перехода к рыночной экономке
Особенности и проблемы переходного периода в национальной экономике
Проблемы развития частного бизнеса в Беларуси
Направления развития рыночной экономики
Понятие и содержание перехода к рыночной экономке
Переход к рыночной экономике сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются
- отношения форм собственности,
- методы хозяйствования
- методы государственного воздействия на экономическую деятельность
- структура производства и занятости.
Необходимость реформирования экономики обусловлена неэффективностью функционирования административно-командной системы:
- Неспособность к быстрой реакции на изменения;
- Формальная конкуренция;
- подавление хозяйственной инициативы директивным планированием низким уровнем производительности;
- устаревшие, тормозящие экономическое развитие производственные отношения;
- (моральный и материальный износ производственного потенциала,;
- организационно-управленческие (кризис управления);
- падение уровня жизни;
Продолжительность переходного периода достаточно велика - для разных стран она может колебаться от нескольких лет до десятилетий.
Переходный период включает три этапа:
1. деформация старого экономического порядка: ликвидации устаревших экономических структур, что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;
2. становление нового экономического порядка: зарождение новых структур и механизмов;
3. структурная перестройка: перестройка экономики в состояние, которое отвечает новым стратегическим и социально-политическим целям.
Особенности и проблемы переходного периода в национальной экономике
Особенности белорусской экономической модели:
– промышленная политика направленна на импортозамещение;
– внешнеэкономическая политика основана на защите внутреннего рынка;
– бюджетная политика основана на поддержании реального сектора экономики (в основном сельское хозяйство, строительство, промышленность);
- реальный сектор поддерживается через госпрограммы, которые кредитуют коммерческие банки по заниженным процентным ставкам.
– ставка на крупно-товарное производство, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.
– структура экономики Беларуси практически не изменилась с советских времен
- ставка на сохранение предприятий и недопущение их банкротства (институт и механизм банкротства создан, но не действует).
- регулирование цен на многие товары, что является одним из главных сдерживающих факторов в развитии рыночной экономики. Цены не являются в Беларуси индикаторами выгодности производства.
-сложность ведения бухгалтерского, налоговой системы, отчетности.
– устаревшая система оплаты труда.
- три банка («Беларусбанк», «Белагропромбанк» и «Белинвестбанк») контролируют более половины ресурсов в банковской системе.
- рост валового внешнего долга Беларуси: на 01.10.2012 г. 121, 7 трлн.руб. (в том числе, внешний государственный долг составил 12,2 (на 01.07.2010 - $9,5 млрд.), что составляет 76% бюджета страны.. Наибольшие выплаты Беларуси предстоят в 2013-2014 годах.
Привлечение кредитов выгодно, т.к. они имеют низкие %% и длительные сроки погашения, однако использовать их надо на быстроокупаемые проекты и выпуск высокотехнологичной продукции.
- зависимость от конъюнктуры внешних рынков,
- слабая диверсификация внешней торговли, особенно продукция машиностроения и сельхозпродукция.
- зависимость внешней торговли от России (если Россия несколько месяцев откажется ее покупать, то в белорусской экономике может возникнуть коллапс).
отсутствует прозрачный механизм отбора кадров в органы госуправления.
Проблемы развития частного сектора в Беларуси
Основным государственным органом, который отвечает за развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси, является Департамент по предпринимательству Министерства экономики. В его структуру входит несколько государственных фондов по поддержке развития малого и среднего бизнеса. Господдержка оказывается на возвратной или безвозмездной основе, а также путем предоставления имущества на условиях лизинга (финансовой аренды).
В Беларуси действует «Государственная программа поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 годы», создаются бизнес-инкубаторы, проводятся тренинги и обучающие семинары.
Сдерживающие факторы развития частного бизнеса
- нет полноценного рынка недвижимости и земли.
- не создан механизм трансформации недвижимости в капитал, оформление прав на частную собственность чрезвычайно затруднено.
- сложная налоговая система
- огромное количество административных процедур и проверок
- доведение до частного бизнеса планов по росту объемных валовых показателей производства .
- государственное регулирование заработной платы через сохранение единой тарифной системы
-правила для ведения бизнеса могут носить противоречивый характер.
- государственная поддержка малого и среднего бизнеса есть, но условия получения льготного финансирования очень сложные.
Для формирования частного сектора в экономике необходим реальный, а не декларативный отход государства от диктата: что производить, по каким ценам, для кого и у кого покупать сырье.
Сегодня вклад малых предприятий в экономику страны является незначительным.
Ощущается низкий уровень доверия бизнеса к власти.