Исходные теоретические положения
Занятие 1.
Эволюция управленческой мысли.
План семинарского занятия:
1. Древняя практика управления:
а) управление до ХХ века;
б) систематизированный взгляд на управление («Принципы научного управления» У. Тейлора);
в) эволюция управления как научной дисциплины.
2. Менеджмент как наука. Школы управления:
а) научное управление (1885-1920);
б) классическая школа управления (1920-1950);
в) школа человеческих отношений (1930-1950);
г) поведенческие науки (1950-н.в.);
д) наука управления или количественный подход (1950-н.в.).
3. Функции и методы управления.
Темы рефератов и докладов:
1. Целеполагание как функция менеджмента.
2. Организовывание как функция менеджмента.
3. Планирование как функция менеджмента.
4. Мотивация как функция менеджмента.
5. Контроль как функция менеджмента.
6. Координационная функция менеджмента.
7. Понятие управленческого цикла, взаимосвязь функций менеджмента.
Занятие 2.
Внешняя и внутренняя среда фирмы.
Социальная ответственность и этика.
План семинарского занятия:
1. Внутренняя среда организации:
а) элементы внутренней среды;
б) взаимосвязанность внутренних переменных.
2. Внешняя среда и ее характеристики:
а) внешняя среда и ее значение;
б) взаимосвязанность факторов внешней среды;
в) сложность, подвижность и неопределенность внешней среды.
3. Среда прямого и косвенного воздействия.
Темы рефератов и докладов:
1. Социальная ответственность бизнеса.
2. Проблемы социальной ответственности бизнеса в России.
3. Этика делового общения руководителя и его подчиненных.
4. Этика служебных взаимоотношений и делового общения мужчины и женщины.
5. Этика приветствий и представлений;
6. Внешний облик делового человека;
7. Правила подготовки и проведения деловой беседы;
8. Этические нормы телефонного разговора;
9. Правила конструктивной критики и принципы восприятия критики;
10. Этика взаимоотношений с “трудным” руководителем;
11. Правила подготовки и проведения служебных совещаний;
12. Проведение переговоров с деловыми партнерами.
Деловая игра:
Постановка целей функционирования предприятия. Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на управление по целям
Цели игры
1. Приобретение ее участниками необходимых знаний и практических навыков по постановке стратегических и оперативных целей работы организации.
2. Выработка управленческих решений по достижению поставленных целей.
3. Создание у участников игры ориентации на изменение целей, стоящих перед предприятием, за счет влияния факторов внешней и внутренней среды организации.
Исходные теоретические положения
В рамках управления особое место занимает менеджмент посредством постановки целей. Здесь речь идет о процессе, при котором руководитель и сотрудники вместе:
· определяют задачи фирмы;
· уточняют ответственность, т.е. ожидаемые результаты;
· используют результаты для руководства компанией и для оценки вклада каждого сотрудника в плоды ее деятельности.
Сначала руководство фирмы формирует стратегические цели. Далее, на каждом более низком уровне, эти цели наполняются подцелями и установленными сроками исполнения. Периодически обсуждаются вопросы: нужна ли корректировка курса, реалистично ли сформулированы цели.
Наиболее продуктивен данный метод, когда сотрудники знают, что от них ожидают, согласны взять на себя обязательства по достижению поставленных целей.
Цели призваны удовлетворять следующим требованиям:
· быть конкурентными
· быть обозримыми;
· быть реалистичными.
К внутренней среде организации относятся: цели и стратегия развития, состояние портфеля заказов, структура производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д.
К факторам внешней среды предприятия относятся:
· поставщики,
· потребители,
· конкуренты,
· органы законодательного регулирования,
· кредиторы,
· трудовые ресурсы и др.
Вторая группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации:
· состояние экономики страны (или региона),
· уровень научно-технического и социального развития,
· культурная и политическая обстановка,
· уровни цен и инфляции,
· доходы покупателей,
· правительственная финансовая и налоговая политика.
Важнейшие функциональные подсистемы организации:
· маркетинг;
· производство;
· научно-исследовательские разработки (инновации);
· финансы;
· персонал;
· менеджмент.
Методические указания
Группа разбивается на команды по 6-7 человек в каждой, в зависимости от общего количества играющих, и в процессе свободного обмена мнениями принимается общее коллективное решение, в соответствии с заданием, приведенным ниже.
Задание
1. Выбрать тип организации и сформировать ее "миссию".
2. Исходя из формулировки "миссии", определить цели, стоящие перед функциональными подсистемами организации.
3. Выработать решения по достижению поставленных целей каждой функциональной подсистемой.
4. Определить зависимость достижения поставленных целей от перечисленных факторов, которые окажут максимальное воздействие на достижение поставленных целей в современных российских условиях.
5. Определить систему контроля за выполнением управленческих решений по достижению поставленных целей.
6. Составить отчет.
Исходные данные
Организация:
· государственное предприятие любой отрасли (опытно-конструкторское бюро и т.п.)
· торгово-посредническая фирма;
· фирма, производящая мебель;
· ювелирно-художественная фирма;
· малое предприятие по производству ТНП;
· предприятие, оказывающее услуги населению.
Занятие 3.