Основные направления антимонопольной политики в РФ.
Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий (фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда)на рынке.
Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:
· соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;
· отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;
· соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;
· ценовые соглашения.
Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.
Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).
Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства
В целом, можно сказать, что контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.
Важным для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию.
Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и так далее.
Кроме уже перечисленных мною мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
13 вопрос.
Рынок труда — это особая область экономических отношений, связанная с купле-продажей рабочей силы.
Рабочая сила — это совокупность физической и умственной способностей человека, которые он использует в процессе д-ти.
Рабочая сила имеет потребительскую стоимость.
Население страны
· экономически активная группа (занятое население безработные)
совокупная рабочая сила
· экономически неактивная группа (дети, инвалиды, пенсионеры)
современный рынок труда обладает следующими особенностями:
1. преодоление различий между работниками умственного и физического труда.
2. Снижение доли работников физического труда.
3. Увеличение доли работников умственного труда в сфере услуг.
4. Усложнение персонального состава.
5. Повышение требований к культурному общеобразовательному и техническому уровню современных работников.
6. Остаток занятых из сферы производства в сферу услуг.
14 вопрос.
Занятость — д-ть людей, обеспечивающая получение дохода для удовлетворения своих личных потребностей на определенном законом основании.
Безработица — это часть экономически акитивного населения, к-рое желает работать, ищет работу, но не может ее найти на конкретной территории и в орпеделенное время.
Безработица — социально-экономическое явление, к-рое характеризуется незанятостью трудоспособного населения, желающего работать.
Причины безработицы:
1. структурная перестройка экономически (несоответствие профессии или квалификации спросу).
2. Экономический кризис в сране.
3. Научно-техническийпрогресс.
4. Демографическая ситуация (+,-)
виды безработицы:
· естественная — удельный вес кол-ва безработного населения в общей численности рабочей силы во время экономической стабильности.
· Фактическая — сумма явной и скрытой безработицы, но т.к скрытую трудно выявить, то чаще всего это явная безработица.
· Скрытая:
1. формально занятые, но фактич.безработица: спад произв. - рабочая сила используется не полностью, но не увольняет.
2. есть желающие работать, но они не зарегистрированы в качестве безработных (т.е кто перестал искать работу).
· Технологическа — связана с механизацией с автоматизацией производстве часть рабочей силы становится измененной либо нуждается в первом уровне квалификации.
· Циклическая — вызывается повторяющимися спадами производстива стране. Это разница между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественного уровня безработицы.
· Функционная — время добровольного поиска работником нового места работы, к-рое устраивает его в большей степени, нежеле прежнее рабочее место.
· Региональная — соц.-экономическая ситуация в определенном регионе, при к-ой часть трудоспособного населения не может найти работу
· Структурная — тот период, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест.
Безработица ведет к потерям возможного для экономики производства товара и услуг, для человека — снижение дохода и уровня жизни.
15 вопрос.
Зароботная плата- это форма вознаграждения за труд, доход наемного работника за использование принадлежащего ему ресурса труда.
Функции з.п:
1. воспроизводственная — возможность ежедневного воспроизводства своих способностей к труду.
2. Стимулирующая — повышение заинтересованности.
3. Социальная — реализование принципа соц.справедливости.
з.п оказывает огромное влияние на потребительские цены товаров и услуг.
Предложение труда зависит от демократической ситуации, уровня профессионального образования работников, эффекта дохода и замещения.
Эффект дохода — при высокой з.п возникает желание увеличить время досуга, а это ведет к сокращению преложения труда.
Эффект замещения — при высокой з.п работнику не выгодно увеличивать время досуга, т.к это время рассматривается как убыточное время препровождения, что приводит к росту предложения труда.
з.п не должна быть меньше прожиточного минимума, к-рый на данный момент составляет 6700 рублей.
Прожиточный минимум — мин набор товаров и услуг, необходимый для поддержания жизнедеятельности человека, в том числе для восстановления затраченной рабочей силы.
Прожиточный минимум рассматривается с 2х сторон:
1. соц. Минимум
2. физиологический минимум — яв-ся порогом бедности.
16 вопрос
Бедность — нехватка (крайняя недостаточность материальных благ), имущественных и денежных средств, необходимых для поддержания норм.жизнедеятельности ч-ка.
Уровень бедности определяет мин з.п в стране (4611р)
показатели:
1. реальная з.п
2. потребление продуктов питания в расчете на душу населения( потребительская корзина)
3. численность населения, уровень дохода которого ниже прожиточного минимума
4. мин з.п
5. потребительская корзина и прожиточный минимум
6. объем продаж товаров и услуг на душу населения в стране
7. качество образования, медицинское обслуживание, доступность духовных благ
8. индекс человеческого развития
Для определения прожиточного минимума используется метод потребительской корзины — это минимальный набор продуктов и услуг необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности.
Индекс человеческого роста — это показатель уровня жизни, к-рый включает в себя доход на душу населения продолжительность жизни М и Ж и ур.образования..
в многих странах официально подсчитывается прожиточный минимум — (на основе потребительской корзины).
Нижняя граница прожиточного минимума определяет порог бедности — размер средств, необходимых для простого поддержания жизнедеятельности.
Прожиточный минимум характеризуется с 2х сторон:
1. социальный минимум — необходимый минимум для сохранения приемного уровня жизни.
2. Физиологический минимум — за пределами к-рого невозможно продолжать норм.жизнедеятельность.
17 вопрос.
Рынок земли(определение аналогично рынку труда)- это особая область экономических отношений, связанная с купле-продажей рабочей силы.
На рынке земли …...важнейший объект налогооблажения и денежных поступлений в бюджет гос-ва — рента.
Рента (от лат — отданная назад)- это доход, регулярно полученный собственником (рантье) от предоставления в ссуду денежных средств, сдачи в аренду земельных участков и другого имущества.
Земельная рента — доход от собственности на землю, полученный собственником (арендателем) от пользователя земли (арендатора) в денежной и натуральной форме, т.е земельная рента — это плата за пользование землей.
Земля (экономический смысл) — это не только плодородный слой, но и заключенные в почве полезные ископаемые.
Земля обладает следующими св-вами:
1. ограниченность преложения
2. неподвижность
3. невосполнимость
производительность земли зависит от ее плодородия и местоположения.
По плодородию выделяют
· лучшие
· средние
· худшие
каким бы ни был участок по плодородию и местоположению основным условием ведения хоз-ва на нем яв-ся уплаты земельной ренты.
Различают:
1. абсолютную ренту — это рента, уплачиваемая со всех участков за право ведения на них хоз-ва (на основе договора).
2. дифференциальная рента — доход, полученный собственником от земли, обладающий сравнительно высоким естественным плодородием, а также удобно рассположенный по отношению к рынку сбыта продукции.
3. монопольная рента — встречается редко крупный собственник земли — несколько арендаторов.
18 вопрос.
Экономика – сложная система, имеющая несколько уровней. Хотя все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, принципы функционирования семейных хозяйств, предприятий и отраслей отличаются от законов развития экономики в целом. В этой связи экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на разных уровнях.
Микроэкономика исследует интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.
1. Макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривает совокупные (агрегированные) показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.
2. Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно), предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе.
3. Мегаэкономика (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).
Микроэкономика является одной из двух основных частей экономической теории наряду с макроэкономикой.
Макроэкономика изучает взаимосвязь между агрегированными экономическими величинами (национальным доходом, уровнем занятости, объемом денежной массы), а также усредненными величинами - средним уровнем процентной ставки, средним уровнем инфляции.
Принципиальное различие между микроэкономикой и макроэкономикой заключается в том, что микроэкономика анализирует поведение отдельных потребителей и фирм, строит теоретические модели их поведения. Для макроэкономики поведение отдельных потребителей и фирм находится внутри "черного ящика", содержимое которого не интересует макроэкономиста (главным образом, потому что очень СЛОЖНО проанализировать такое большое количество данных. Поэтому макроэкономист исследует зависимости между общими, агрегированными результатами этого черного ящика.
Как пишет Х. Вариан, разница между микроэкономикой и макроэкономикой очень близка между "микротеорией" и "макротеорией" в статистической термодинамике. "Микротеория" изучает поведение отдельных молекул и их взаиомодействие, а "макротеория изучает взаимосвязь между агрегированными показателями: температура, объем, давление и выводит свои законы термосистем.
Однако есть и другие определения различия микро- и макроэкономики. Весьма распространена точка зрения, согласно которой дело не в индивидуальном или агрегированном анализе, а в анализе полной занятости и неполной занятости. Микроэкономика занимается вопросами эффективного полного использования ресурсов, а макроэкономика пытается понять причины недозанятости и избыточных мощностей.
Это действительно похоже на правду, так как микроэкономисты как правило увлечены исследованием воображаемого мира, в котором все, разумеется, приходит в равновесие, и более того - ее интересуют только равновесные состояния, а не сам путь к равновесию, который и был бы для микроэкономики исследованием "неравновесия", состояния неполной занятости ресурсов. А макроэкономика вынуждена заниматься объяснением существующих феноменов безработицы или инфляции и поэтому по определению строит модели неполной занятости. Это объясняется еще и тем, что в рамках всего хозяйства часть отраслей всегда находится в процессе "настройки" и поэтому агрегированные показатели демонстрируют неполную занятость ресурсов.
19 вопрос.Характеристика основных макроэкономических показателей
Основными макроэкономическими понятиями, характеризующими результаты экономической деятельности страны, выступают валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).
Исчисление важнейших макроэкономических показателей производится в системе национальных счетов (СНС) — комплексе таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода.
Система национальных счетов создана за рубежом и до последнего времени применялась только в западной статистике. В ныне действующей СНС ООН имеется четыре класса счетов:
• сводные счета;
• счета производства, потребления и капиталовложений;
• счета доходов и расходов;
• счета финансирования капитальных затрат.
В России используется СНС, показатели которой начали рассчитываться с 1988 г. Ключевым макроэкономическим показателем системы национальных счетов в России выступает валовой внутренний продукт (ВВП), который дублирует показатель валового национального продукта (ВНП) с некоторым отклонением.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (обычно за год) всеми производителями независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или являются собственностью иностранцев.
Под ВВП понимается сумма добавленных стоимостей, означающая разность между выручкой и стоимостью материальных затрат на выпуск и реализацию продукции.
Валовой национальный продукт (ВНП) — макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, не только внутри страны, но и за рубежом.
В закрытой экономике ВНП = ВВП. В открытой экономике ВНП отличается от ВВП величиной чистых факторных доходов из-за рубежа:
ВНП – ВВП + ЧФД.
Чистые факторные доходы из-за рубежа это разница между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории этой страны.
ВНП больше ВВП, если доходы собственников факторов, применяемых за рубежом, превышают доходы иностранцев от применения принадлежащих им факторов производства в экономике данной страны.
Конечными товарами и услугами являются те из них, которые покупаются в течение данного года с целью конечного потребления и не применяются в промежуточном потреблении для выпуска других товаров и услуг.
20 вопрос.
Инфля́ция (лат.— вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее времяпокупательная способность
денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:
· Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.
· Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.
· Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.
Как любой многофакторный экономический процесс инфляция имеет целый ряд последствий:
· расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемыэмиссии денег
;· стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать вфинансовую систему;
· искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.;
· рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.
Влияние инфляции на экономическую жизнь можно рассматривать в двух направлениях: воздействие на перераспределение национального дохода и на объем национального производства.
21 вопрос.
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.1
Косвенные методы.
· Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
· Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
· Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы.
· Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
· Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
· Государственное регулирование цен;
· Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
В 2006 году индекс потребительский цен составил 9%. Стоит заметить, что в 2006 г. впервые в новейшей истории РФ были достигнуты темпы прироста потребительских цен на уровне менее 10%.
И тем не менее можно заметить, что инфляция в РФ остается достаточно высокой даже по сравнению со странами СНГ. Причиной все еще высоких темпов роста потребительских цен в РФ могут быть как рост денежного предложения, вызванный необходимостью поддержания стабильного курса рубля, немонетарные факторы, такие как высокая монополизация рынков, быстрый рост цен на платные услуги, а также другие не выясненные пока причины.