Долгосрочное равновесие монополистически конкурентной фирмы 1 страница

Долгосрочные средние издержки равны цене Р1. Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издержек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли привлекает в отрасль новые предприятия, убытки заставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли для предприятия не имеется стимула не входить в отрасль и не покидать ее.

В условиях совершенной конкуренции объем производства был бы q2 и р2, а в условиях монополистической конкуренции q1 и р1.

Возможность уменьшить объем производства позволяет повысить объем монопольной прибыли.

Справка

Предельные издержки – это дополнительные издержки, возникающие при производстве дополнительной единицы продукции.

Средние издержки – это величина совокупных издержек на ед. продукции

3. Олигополия. Олигополистическая конкуренция. Теория олигополистического ценообразования.

Олигополия – это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы.

Для олигополистического предприятия характерны следующие черты – высокий уровень концентрации капитала в производстве, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли.

Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. В связи с этим решения принимаются после выяснения реакции соперников.

Олигополии используют в основном неценовые факторы конкуренции, поэтому в этих отраслях цены длительное время остаются стабильными.

Основателем теории олигополистического ценообразования стал французский экономист Августин Курно.

По его мнению, каждое предприятие предпочитает производить такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он считал, что для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара, а также цена равновесия зависит от числа продавцов.

Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается в тем большей степени, чем больше возрастает число продавцов.

Значительный шаг вперед сделал американский экономист Э. Чемберлин, предложивший положение о взаимозависимости производителей. Из этой взаимосвязи вытекает, что интерес олигополистических предприятий заключается в установлении высокой цены. Причем необходимость формальных отношений между олигополистическими предприятиями отсутствует.

Следующий шаг был сделан американскими экономистами Р. Холлом, С. Хитчем и П. Суизи, разработавшим ломанную кривую спроса.

Эта кривая объясняет, почему олигополистические предприятия отказываются от частичного понижения цен.

Линия DEH – линия спроса на товары предприятия. Предприятие может принять решение либо повысить цену, либо понизить ее. В этом случае кривая JEH – представляла бы кривую спроса предприятия, совпадающую с кривой спроса ее соперников.

На практике, если предприятие поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену, с тем чтобы увеличить свою долю рынка за счет этого предприятия.

Оставив положение, таким как это положение есть мы получим кривую DEH.

Олигополистические предприятия считают, что прибыль выше, когда проводится общая политика.

Одной из форм такой политики является лидерство в ценах.

Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующего предприятия, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.

Лидерство доминирующего предприятия – это ситуация на рынке, когда одно предприятие контролирует не менее 50% производства, а остальные предприятия на столько малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.

Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга.

Барометрическое лидерство более аморфная и неопределенная структура, в которой фактические цены устанавливаются самостоятельно.

Сговор между олигополистическими предприятиями приводит к дискриминации. Различают личную, групповую и продуктовую

дискриминацию.

Личная дискриминация – при ней цены назначаются в зависимости от уровня доходов покупателей. Если покупатель может уйти, то ему делается скидка.

Групповая дискриминация – цены систематически снижаются только на рынке, который обслуживается конкурентом.

Продуктовая дискриминация – различия в цене превышают различия в издержках под предлогом различия качества товара.

Таким образом, теория олигополистического ценообразования показывает почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки.

Современные формы концентрации производства

Изменение масштабов производства происходит в нескольких формах: интеграция, диверсификация и конгломерация.

Интеграция – это объединение технически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от добычи сырья и заканчивая производством готовых продуктов (вертикальная интеграция).

Горизонтальная интеграция дает экономический эффект благодаря введению общих НИОКР, созданию совместных сбытовых и ремонтных служб, объединению усилий по рекламе. Вертикальная интеграция дает экономию от сокращения расходов на ведение рыночных операций, обеспечивает надежность сбыта и поставок.

Диверсификация – это объединение технически разнородных предприятий.

Многоотраслевая компания получает выгоду от внутренней кооперации. Эффект от внутренней кооперации называется синерджией. Суть этого феномена заключается в том, что объединенные действия составных частей должны дать больший результат, чем простая сумма действий отдельных предприятий.

Данный эффект обозначается при помощи переменных: возросшего объема прибыли, уменьшения издержек, сокращение потребности в капиталовложениях.

Конгломерация – это объединение под единым финансовым руководством предприятий, не имеющих производственных связей.

Центральные офисы конгломератов ориентированы на осуществление финансового контроля и имеют немногочисленный штат. Формирование конгломератов происходит путем слияния и поглощения.

В современных условиях разница между конгломератными и диверсифицированными компаниями стирается. Многие экономисты пишут, о так называемой деконгломерации.

Лекция №8. Рынок капитала и рынок труда

       
 
Капитал не сваливается с небес, его надо сперва заработать и дать ему консолидироваться, не пустив тут же на потребление. Это правило справедливо для всех экономических и общественных систем. (Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. М.: Наука, ТОО «Ордынка». 1996. С.362).
   
 
 

Цель лекции

Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг – покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах ­ денежного, производительного, ссудного и фиктивного (капитала представленного в виде ценных бумаг).

В предлагаемой лекции будут рассмотрен конкурентный рынок факторов производства.

План лекции

1.Теория факторов производства и распределение факторных доходов.

2. Рынок капитальных активов. Дисконтирование.

3. Рынок труда. Заработная плата. Безработица и занятость.

Рекомендованная литература

1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. М.: Республика, 1992. С.142-175.

2. Экономическая теория: Для студ. вузов / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В. Д. Камаев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.209-225.

3. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. С.167-180, 206-209.

4. Экономика (Экономическая теория): Учеб. пособие для вузов / Под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 4-е изд. Иваново – Москва – Тверь: Иван. гос. ун-т; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информации; Тверской филиал, 2002. С.184-188, 215-219, 332-340.

5. Янова В. В. Экономика: учебник / В. В. Янова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. С.114-159.

1. Теория факторов производства и распределение факторных доходов.

 

Производство – это процесс изготовления материальных благ и услуг.

В процессе производства человек, используя вещества и силы природы, производит необходимые ему продукты, придавая им форму пригодную для удовлетворения материальных потребностей. Осуществляя производство продукта, человек изменяет и свою природу, то есть развивает свои физические и интеллектуальные способности.

Процесс производства невозможен без участия факторов производства.

В экономической литературе под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность производства.

Для производства каждого отдельного продукта используется свой набор факторов, в связи с чем факторов производства очень много.

В настоящее время имеются два подхода к пониманию факторов производства.

Первый подход был разработан представителями политической экономии труда, которая выделяла предмет труда, средство труда и рабочую силу, объединяя их в две большие группы: личный и вещественный факторы производства. Разделение факторов производства отражало понимание различной роли факторов производства в создании дополнительной стоимости.

В качестве личного фактора производства рассматривается рабочая сила как совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, которые он пускает в ход, когда ему необходимо произвести какой-либо продукт.

В качестве вещественного фактора производства признаются предметы и средства труда, в виде средств производства.

Личный и вещественный факторы производства образуют сложную взаимодействующую систему, эффективность которой определяется технологией и организацией производства. При этом технология выражает взаимодействие между главными факторами производства и предполагает использование многообразных методов обработки, изменение свойств, формы и состояния предмета труда.

Организация производства обеспечивает согласование функционирования факторов производства, их пропорциональное качественное соотношение и взаимосвязь.

Второй подход предложен экономической теорией факторов производства и традиционно включает четыре группы факторов производства. Выделение этих факторов построено на равном участии их в процессе производства и равном распределении доходов.

Земля рассматривается как естественный фактор производства. К данной группе факторов производства относятся природные богатства (пахотные земли, залежи полезных ископаемых, лесные угодий и т.д.).

Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, используемых в процессе производства. В натурально-вещественной форме капитал представляет собой инструменты, машины, оборудования, здания и сооружения. Их техническое состояние постоянно совершенствуется и оказывает решающее влияние на общую результативность производственного процесса.

Труд представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, направленной на изготовление благ и услуг. В связи с этим труд представляет собой совокупность способностей человека, обусловленных образованием, профессиональной подготовкой, навыками, здоровьем.

В условиях рыночной экономики труд представлен в виде человеческого капитала, в связи с этим чем квалифицированнее труд, тем больше доход от его функционирования. Инвестиции в человеческий капитал являются самыми эффективными и быстро окупающимися.

Предпринимательские способности представляют собой особый вид человеческой деятельности по координации и комбинированию всех остальных факторов производства в целях создания благ и услуг.

Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологии, формы организации бизнеса при определенной степени риска и возможности понести убытки.

Предпринимательские способности по своим масштабам приравниваются к затратам высококвалифицированного труда.

Приведенная классификация не является застывшей, а постоянно дополняется новыми факторами. В экономической литературе начинаю выделять два новых фактора: информационный и экологический.

Информация обеспечивает систематизацию знаний, материализуемых в систему механизмов, машин, оборудования, моделей менеджмента и маркетинга.

Экологический фактор выступает в качестве импульса экономического роста и ограничителем его возможностей в связи с загрязнением окружающей среды.

Для современного производства характерна взаимосвязь и взаимозаменяемость факторов, обусловленная необходимостью получать разнообразные потребительские свойства продуктов.

Зависимость роста производства от использования факторов

В процессе осуществления предпринимательской деятельности предприниматель стремится найти наилучшее сочетание факторов производства с тем, чтобы добиться наибольшего производства продукции.

Отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным выпуском продукции характеризует производственную функцию, которая отражает технологическую зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции.

Производственная функция всегда строится для определенной технологической структуры. В связи с этим любое улучшение технологии всегда приводит к появлению новой производственной функции.

Для расчета производственной функции необходимо весь набор факторов производства представить как затраты труда, материалов и капитала. В этом случае производственная функция может быть представлена следующим образом.

О = F(K, Л, М)

где О – максимальный объем продукции, произведенной при данной технологии и соотношении труда (Л), капитала (К), материала (М).

Таким образом, производственная функция характеризует зависимость физического объема производства от использования факторов производства не только по отношению к отдельному предприятию, но и пропорцию между этими величинами в масштабе общества.

Модификацией производственной функции является изокванта.

Изокванта это кривая, геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем продукции.

F капитал

F труд

где Оа, Ов, Од –изокванты, Fт – затраченный труд, Fк – затраченный капитал

Специфика анализа деятельности предприятия зависит от периода времени, в течение которого реализуется производственная функция. Различают краткосрочный период (в течение которого производственные факторы остаются фиксированными) и долгосрочный период (отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства).

Американские экономисты Дуглас и Солоу в 20 – годы XX века, на основе статистических исследований производства зерна за 100 лет рассчитали вклад таких факторов производства, как труд и капитал, в общий прирост выпуска продукции. Оказалось, что увеличение затрат труда на 1% обеспечивает ¾ прироста выпущенной продукции, а увеличение затрат капитала на 1% дает возможность получить ¼ прироста продукции. Поскольку эти выводы относились ко всему обществу, то указанные индексы назвали агрегатными, а зависимость между выпуском продукции и факторами производства – агрегатной функцией Дугласа и Солоу. В их примере труд является наиболее важным фактором производства, ибо он обеспечивает наибольшее увеличение выпуска продукции.

Несмотря на различия между видами производства производственные функции для них имеют общие свойства.

1.Существует предел для увеличения объема производства, которое может быть достигнуто увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Так, например, при неизменных производственных фондах увеличение количества работников ничего не даст.

2.Существует определенная взаимозаменяемость факторов производства осуществляемая без сокращения объема производства. Так, например, использование ручного труда или машинного.

Таким образом, должны существовать объективные основы комбинирование факторов производства.

Факторные доходы и их функциональное распределение.

Во всех направлениях экономической теории проблеме образования и распределения факторных доходов уделялось первостепенное значение.

Доход это денежные средства, получаемые в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.

Различаю два вида доходов: во-первых, доход как понятие народнохозяйственное (национальный доход), то есть доход получаемый на макроуровне, во-вторых, доход как понятие частнохозяйственное, к нему относится доход от работы по найму (заработная плата), доход от предпринимательской деятельности (дивиденд, бонус, процент, рента), на микроуровне.

Частнохозяйственное распределение, предполагающее использование факторов производства, называется факторным распределением. От него отличается персональное распределение совокупного дохода общества между гражданами, осуществляемое в процессе перераспределения доходов полученных в процессе факторного распределения.

Все виды доходов возможно классифицировать по различным критериям.

1.В зависимости от субъекта присвоения можно выделить следующие доходы: населения, предприятия, государства, общества. Совокупность этих доходов определяет максимальный спрос общества

2.В зависимости от величины полученного и реально располагаемого дохода в доходах населения выделяют: номинальный доход, располагаемый или чистый доход и реальный доход.

Номинальный доход это общая сумма денег, полученная гражданином, предприятием, государством и обществом.

Располагаемый или чистый доход это остаток денежных средств после вычета налогов.

Реальный доход представляет собой чистый доход с поправкой на изменение цен, в связи с обесценением денег.

3.При анализе доходов предприятия обычно оперируют следующими понятиями.

Валовой доход, который равен выручке от реализации продукции предприятия.

Экономическая прибыль как разница между валовым доходом и всеми издержками предприятия.

Средний доход, рассчитывается на единицу проданной продукции.

Предельный доход, который представляет собой приращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции. Его рассчитывают как отношение прироста валового дохода к приросту количества продукции.

Предельный доход = Прирост валового дохода / прирост продукции

Различие валового и предельного доходов имеет важное значение в связи с функционированием закона убывающей доходности.

Закон убывающей доходности состоит в том, что дополнительно применяемые затраты одного фактора при неизменном количестве других факторов производства дают все меньший объем дополнительной продукции и, следовательно, валового дохода.

Другой результат может быть получен при одновременном и единовременном увеличении всех факторов производства. В этом случае увеличиваются выпуск продукции и валовой доход предприятия в той же или даже в большей степени по сравнению с увеличением факторов производства. Данная ситуация называется ростом доходности на основе увеличения масштаба производства. Это положение обусловлено.

Во-первых, специализация трудовых операций в масштабе укрупненного производства увеличивает производительность труда и доходы предприятия за счет роста этой производительности;

Во-вторых, такой же результат дает специализация управленческих функций;

В-третьих, эффективным применением дорогостоящих мощных компьютеров, робототехнических комплексов.

Таким образом, эффективное использование факторов производства приводит к росту доходов.

2. Рынок капитальных активов. Дисконтирование.

Рынок капитальных активов – это составная часть рынка факторов производства.

Рынок капитальных активов представляет собой отношения, возникающие между предпринимателями, государством и наемными работниками по поводу образования и эффективного использования капитальных активов.

К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудование, энергия и идеи, программное обеспечение и разнообразная информация.

Такое понимание капитальных активов предполагает, что под капиталом понимаются все физически осязаемые и неосязаемые объекты, используемые с целью получения дохода.

Обобщающим выражением дохода на капитал является годовая процентная ставка, исчисляемая в процентном отношении к величине применяемого капитала.

Мера получаемого дохода, по существу, выступает ценой капитала и капитальных активов. Эта мера выступает в виде стоимостной оценки.

Годовая процентная ставка как доход на капитальные активы будет тем выше, чем выше производительность реальных экономических благ, изготовленных с помощью этих капитальных активов.

Величина годовой процентной ставки является критерием определения эффективности инвестиционного проекта и должна быть не ниже процента по любому другому капитальному активу, включая банковскую процентную ставку.

Дисконтирование

Исчисление дохода, или определение расчетной величины производительности капитала, называется дисконтированием.

В основе процесса дисконтирования лежит банковская процентная ставка. На основе которой рассчитываются проценты, которые могут быть получены от будущих инвестиционных проектов.

Дисконтирование осуществляется по формуле

D = Dt / (1 + r)

Где D ­ текущая дисконтированная стоимость актива; Dt ­ ежегодный будущий доход от актива, инвестированного на период, равный t ­ лет, r ­ норма банковского процента.

Промышленные и другие инвестиции имеют экономический смысл только в том случае, если годовой доход от них выше, чем процент по банковским депозитам (вкладам), а тем более по всем другим активам, инвестирование которых связано с риском.

Цены на инвестиционные товары, такие как оборудование, сырье, материалы и т. п., устанавливаются в зависимости от будущих доходов от их производительного использования, вычисляемых с помощью дисконтирования.

Инвестиционные решения обосновываются исходя из таких параметров текущего момента, как цена приобретаемых на рынке инвестиционных товаров, норма процента, уровень годового дохода от применения этих товаров, цены их возможной реализации по остаточной стоимости в конце срока службы.

3. Рынок труда. Заработная плата. Безработица и занятость.

 

Рынок труда представляет собой отношения между государством, предпринимателями и наемными работниками по поводу эффективного использования рабочей силы.

Рынок рабочей силы постоянно стремится к равновесию, при котором совокупный спрос по каждой категории рабочей силы будет совпадать с существующим по ней предложением.

На равновесие на товарном рынке оказывает влияние состояние рынков других факторов производства: земли, сырья, техники, технологии, потребительских товаров. Существенное влияние на рынок труда оказывает наличие на нем конкуренции, которая приводит к увеличению различий в оплате труда.

Особенностью рынка труда является то, что сам работник может определить, сколько времени занять работой и сколько отдать для занятий альтернативными видами деятельности или отдыху. Решение этой проблемы определяет продолжительность контрактов о найме в любом секторе экономики.

Дилемма «работа-досуг» применительно к рынку труда получила название «эффекта замещения и эффекта дохода», которую можно продемонстрировать на графике.

Повышающаяся величина заработной платы стимулирует работника увеличению затрат труда, который уменьшает свое свободное время. По достижению высокого материального положения (для каждого человека это индивидуально) работник приостанавливает дальнейшее предложение своего труда и отказывается от дополнительной занятости даже при продолжающемся росте заработной платы.

Цена труда

Безработица

Количество труда

В связи с этим «эффект дохода» замещается «эффектом досуга».

В целом на рынке труда предложение рабочей силы формируется под воздействием следующих факторов:

‑ общая численность населения;

‑ численность активного трудоспособного населения;

‑ количество отработанного времени за год;

‑ качественных параметров труда: квалификации, производительности и специализации.

Таким образом, рынок труда обеспечивает эффективное функционирование рабочей силы.

Функционирование рабочей силы, а, соответственно, и рынка труда невозможно без возмещения затрат труда работника, осуществляемое за счет его заработной платы.

В экономической литературе существуют два определения заработной платы.

Первое определение было предложено представителями политической экономии богатства и видоизмененное получило распространение в настоящее время. Согласно точке зрения представителей этих теории, заработная плата это цена труда или доход от трудовой деятельности.

Второе определение было предложено представителями политической экономии труда. Однако в настоящее время это определение пытаются замолчать. Согласно этой точке зрения, заработная плата это превращенная форма стоимости рабочей силы.

В настоящее время выделяется различное количество функции заработной платы. Важнейшими из этих функций являются: воспроизводственная, стимулирующая, статусная, и перераспределительная.

Два определения заработной платы имеют своей основой два понимания ее материальной основы. В первом случае это предельный продукт труда наемного работника, а во втором – стоимость средств существования.

В связи с таким пониманием материальной основы заработной платы выделяются и различные факторы, влияющие на изменение ее величины.

Понимание заработной платы как превращенной формы стоимости рабочей силы предполагает выделение двух уровней факторов, влияющих на ее установление.

Первый уровень отражает изменения стоимости средств существования: удорожание фонда жизненных средств, национальные различия в заработной плате и т.д.

Второй уровень отражает изменения в трудовой деятельности работника: квалификация, производительность труда, продолжительность труда, интенсивность труда и наличие конкуренции среди наемных работников.

Факторы второго уровня по разному проявляются на конкурентном и монопольном рынках.

С одной стороны, это происходит из-за политики работодателей в области найма работников и установления им заработной платы, а с другой стороны – из-за монопольных тенденций в области предложения труда и его оплаты, порождаемые действиями профсоюзов. В результате этих действий рыночное равновесие может быть нарушено.

Безработица и полная занятость

Рынок труда характеризуется показателями безработицы и полной занятости.

Безработица это социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.

В настоящее время выделяют следующие основные типы безработицы.

Добровольная безработица – связана с существованием людей, которые по какой либо причине не хотят работать.

Добровольная безработица приводит к уменьшению конкуренции на рынке труда.

Институциональная безработица ‑ связана с функционированием институтов рынка труда: отсутствие информации, пособие по безработице выше предлагаемой заработной платы.

Институциональная безработица способствует поддержанию высокого уровня заработной платы.

Фрикционная безработица – связана с поиском или ожиданием работы в ближайшем будущем.

Фрикционная безработица способствует переходу от низкооплачиваемой работы к высокооплачиваемой, а также повышает эффективность распределение трудовых ресурсов.

Структурная безработица ‑ связана с изменениями в потребительском спросе, а, соответственно, и в структуре совокупного спроса на рабочую силу.

Структурная безработица способствует миграции населения из одной страны в другую, а также повышению квалификации работников и смене профессии.

Наши рекомендации