Краткосрочный и долгосрочный периоды
Спрос. Закон спроса
Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя. Закон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость. Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене
Закон не действует в следующих случаях:
при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен; для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег; при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них являются цена на единицу блага в данный момент. Изменение цены (P) означает движение по кривой спроса (вверх-вниз).
Кроме цен на спрос влияют факторы: 1) изменение доходов потребителя (I); 2) изменение вкусов и предпочтений (Z); 3) ценовые и дефицитные ожидания (W); 4) колебание расходов на рекламу; 5) изменение цен товаров-субститутов (Psub) и комплементарных товаров (Pcom); 6) изменение количества покупателей (N); 7) прочие факторы (B).
4. Предложение. Закон предложения.
Предложение какого-либо товара или услуги – это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения – то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.
Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.
Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения. При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.
Факторы, оказывающие влияние на предложения: изменение цен на факторы производства; технический прогресс; сезонные изменения; налоги и субсидии; ожидания производителей; изменение цен на сопутствующие товары.
6. Взаимосвязь спроса и предложения.
Если спрос – это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение – это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Взаимосвязь, как видим, налицо. Объектом изучения в данном случае может стать как раз то количество благ X, при котором и спрос и предложение совпадут. Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции. Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой. Избыточный спрос или дефицит сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет 1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.
Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут 1) подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции и 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.
Равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. Равновесная цена – это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. При этом ни покупатели, ни продавцы не заинтересованы в изменении условий покупки-продажи данного товара. Следовательно, важнейшей характеристикой равновесного состояния рынка является его стабильность.
5. Неценовые факторы спроса и предложения.
Неценовые факторы спроса и предложения - факторы, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке, за исключением цен на товары, услуги.
Цены являются основным элементом рыночного механизма, влияющим на спрос. Но существуют еще несколько важнейших неценовых факторов, воздействующих на спрос.
Доход покупателей.Напр, увеличение денежных доходов потребителей означает повышение спроса.
Число потребителей. Т.к. рыночный спрос равен сумме спросов отдельных индивидуальных потребителей, увеличение их числа ведет к росту спроса.
Цена и полезность других товаров, в частности, взаимозаменяемых товаров (субститутов) и взаимодополняющих товаров (комплементов). Увеличение цены на субституты ведет к увеличению спроса на другой товар. Рост цен на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой товар.
Инфляционные ожидания. ожидание повышения цен увеличивает спрос.
Субъективные вкусы и предпочтения. На вкусы потребителей большое воздействие оказывает мода, реклама, семейное и социальное положение потребителей, их возраст, пол, национальные традиции
Выделяют следующие неценовые факторы предложения:
Цены экономических ресурсов. Увеличение цен на ресурсы приводит к росту затрат на производство и снижению предложения.
Степень использования достижений НТП. Именно НТП в наибольшей степени дает возможность снижения издержек производства, и, следовательно, увеличения предложения товаров (сдвига кривой предложения вправо вниз).
Цены на альтернативные товары. Чем больше производится одного товара, тем меньшее количество альтернативных товаров по причине ограниченности ресурсов может быть произведено.
Число продавцов. При прочих равных условиях рост числа продавцов увеличивает предложение. И наоборот, увеличение степени монополизации рынка сопровождается уменьшением количества продавцов, ростом цен и снижением объема выпуска.
Ожидания продавцов. Рост производства не всегда означает увеличение предложения. Если ожидается, что цены возрастут, то текущее предложение будет снижено, т. е. будет осуществляться задержка продажи с целью последующей реализации по более высокой цене.
Налоги и субсидии. Налоги предприниматели воспринимают как часть издержек производства. Поэтому рост налогов на производство приводит к уменьшению предложения товара на рынок, а их снижение – к росту предложения. Субсидии – это «налоги наоборот», это денежные средства, выплачиваемые государством производителям общественно значимых товаров (например, детского ассортимента, некоторых продовольственных товаров). За счет полученных субсидий собственные издержки производителя снижаются, поэтому предложение данного товара увеличивается.
7. Ценовая эластичность спроса.
Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают.
Ценовая эластичность определяется отношением изменения величины спроса (в процентах) к изменению цен (в процентах).
Эластичный спрос имеет место в тех случаях, когда ценовая эластичность больше 1: небольшие изменения в ценах приводят к большим изменениям в размерах спроса. При этом общий доход возрастает, когда цены снижаются, и уменьшается, когда цены растут. Неэластичный спрос имеет место в тех случаях, когда ценовая эластичность меньше 1: ценовые изменения незначительно влияют на объем спроса. Общий доход возрастает, когда цены повышаются, и падает, когда цены снижаются. Ценовая эластичность равна 1, когда изменения в ценах компенсируются изменениями в размере спроса, так что общий объем реализации остается постоянным.
Наличие того или иного типа спроса основывается на двух критериях: доступности замен и важности потребности. Если потребитель считает, что существует множество аналогичных товаров и услуг, из которых можно сделать выбор, и нет срочности в совершении покупки, спрос является эластичным и значительно зависит от изменений в цене. Увеличение цен приведет к покупке заменителя или отложенной покупке. Снижение цен увеличит объем реализации, отвлечет покупателей от конкурентов или заставит их раньше совершить покупку. Высокоэластичной для многих потребителей является цена авиабилета при поездках на отдых. В тех случаях, когда потребители считают, что предложения фирмы уникальны или существует острая необходимость в совершении покупки, спрос неэластичен и изменения цены влияют на него незначительно. Ни увеличение, ни понижение цен не окажут существенного воздействия на спрос. К таким покупкам относятся предметы первой необходимости.
Ц.э.с. может быть индивидуальной и общей. Индивидуальная эластичность служит показателем соотношения динамики цены и сбыта продуктов одного конкретного производителя. Общая эластичность показывает реакцию всего рынка какого-либо товара на повышение или понижение цен. В зависимости от реакции спроса на изменения цен различают высокую и низкую эластичность спроса, неэластичный спрос и т.д.
8. Методика исчисления коэффициента ценовой эластичности спроса.
Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.
где ЕрD - эластичность спроса по цене; ΔQd - относительное изменение спроса (в процентах); ΔP - относительное изменение цены (в процентах).
где Q1 , Q0 - величина спроса до и после изменения цены;P1 , P0 - цена до и после изменения.
С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается. Чтобы избежать отрицательных чисел, значение ЕрD берут по модулю или вводят знак минус.
Спрос называют эластичным, когда Е > 1. Это означает, что спрос растет или падает быстрее цены. Когда Е < 1, спрос неэластичный (жесткий), т.е. спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены. Если Е = 1, то спрос единичной эластичности.
Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Е = 0, случай абсолютной неэластичности. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = ∞, случай абсолютной эластичности
9. Эластичность спроса по доходам населения
Эластичность спроса по доходу определяется соотношением между относительными изменениями объема спроса на товар и дохода потребителей: Еy = ΔQd / ΔY = (Q1–Q2) / (Q2+Q1) : (Y1- Y2)/ (Y2+Y1). Эластичность спроса по доходу для большинства товаров (товаров высшей категории) положительна, но может быть и отрицательной: когда увеличению дохода соответствует уменьшение купленного количества блага, что характерно для товаров низшей категории. Эластичность спроса по доходу может быть er ^ 1 в зависимости от того, будет ли относительное изменение спроса выше, равно или меньше относительного изменения дохода. В первом случае спрос называют эластичным. В третьем случае – жестким по отношению к доходу. Эластичность равна нулю, когда изменение дохода не влечет за собой какого-либо изменения спроса.
Коэффициент эластичности спроса по доходу позволяет прогнозировать, какие отрасли в будущем сумеют расширить свое производство, а какие будут вынуждены его сократить.
10. Перекрестная эластичность спроса
Перекрестная эластичность спроса - форма эластичность спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой (сходный по своим потребительским качествам) товар.
Если e ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j -того товара ведет к увеличению спроса на i -тый (например, различные виды топлива).
Если e ij < 0, то товары i и j называют взаимодополняющими, повышение цены j -того товара ведет к падению спроса на i -тый (например, автомашины и бензин).
Если e ij = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой (например, хлеб и цемент).
Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Если цена мяса снизится, спрос на кетчуп возрастет. Но если цена кетчупа повысится, то это вряд ли повлияет на спрос на мясо.
Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара. Некоторые экономисты используют перекрестную эластичность для определения отраслевой принадлежности различных производств. Они считают, что, чем выше коэффициент перекрестной эластичности двух товаров, тем с большим основанием их производство может быть отнесено к одной отрасли. Однако такая точка зрения не является общепринятой.
12. Связь между ценовой эластичностью и наклоном кривой спроса
Свойство ценовой эластичности спроса заключается в том, что внешний вид графика, а именно наклон кривой спроса, не может служить надежным основанием для суждения об эластичности последнего. Например, поскольку кривая спроса становится более крутой при относительно высоких ценах и более пологой при относительно низких ценах, постольку возникает искушение связать неэластичный спрос с высокими ценами и эластичный - с низкими. Однако это ошибочный вывод. Формула эластичности и показатель суммарного дохода свидетельствуют как раз об обратном. Наклон кривой спроса - его пологость или крутизна - зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с относительными, или процентными, изменениями цены и количества.
Когда спрос эластичен, уменьшение цены вызывает увеличение доходов. Когда спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает уменьшение доходов. Когда существует спрос с единичной эластичностью, доходы не изменяются при изменении цены.
13. Факторы, воздействующим на ценовую эластичность спроса.
Факторами ценовой эластичности спроса являются:
1. Наличие товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос, поскольку изменение цен на заменяющие и заменяемые товары всегда позволяет сделать выбор в сторону более дешевых. А отсутствие товаров-заменителей предопределяет абсолютную или относительную неэластичность спроса.
2. Значимость продукции для потребителя. Представляется целесообразным подразделять продукты на три группы: товары и услуги первой необходимости; регулярно используемые, но не являющиеся необходимыми; относящиеся к категории роскоши.
Следует иметь в виду что значимость одной и той же продукции различна для разных групп населения: социальных, территориальных, возрастных.
3. Удельный вес затрат на продукцию в расходах потребителя. Считается, что чем больше удельный вес затрат на какую-либо продукцию в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса.
4. Степень универсальности товара. Чем универсальнее товар, тем разнообразнее условия его использования, тем эластичнее спрос. При этом надо учитывать наличие специализированных товаров-заменителей и их способность в некотором наборе удовлетворять потребности покупателей. Тогда эластичность спроса универсального товара будет взаимосвязана с ценой заменяющих товаров.
5. Степень насыщения потребностей. Чем выше она, тем менее эластичен спрос. Здесь действует закон убывающей предельной полезности, связанный с понижением эластичности спроса. На стадии выведения на рынок нового товара и начального насыщения спроса его эластичность гораздо выше, поэтому даже незначительное снижение цены может вызвать существенный рост объема продажи товара.
6. Фактор времени. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном периоде, нежели в краткосрочном. Это связано и с действием психологического фактора – необходимо время для отказа потребителя от привычной ему продукции и перехода на новую. Кроме того, при росте цен на некоторые продукты и услуги требуется время для подбора новых, заменяющих вариантов. Поэтому на ближайшем этапе к повышению цены спрос мало эластичен. По мере удаления во времени от момента роста цены эластичность спроса на данную продукцию повышается.
14. Практическое значение показателя ценовой эластичности спроса
Эластичность спроса ПО цене – степень изменения величины спроса (ΔQd) на товар в результате изменения цены на него (Δр) при прочих равных условиях. Коэффициент ценовой эластичности спроса рассчитывается по следующей формуле: Ер= ΔQ/Δр 1. Анализ поведения потребителя. 2. определение ценовой политики фирмы.
3. определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующий их прибыль. 4. Выработка предприятий гос регулирования эк-ки и особенно политики занятости.
5. разработка стр-ры налогообложения. 6. прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены продуктов.
15. Эластичность предложения по цене.
Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:
Es = (процентное изменение объема предложения)/(процентное изменение цены)
Эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.
Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.
Выделяют три временных периода:
текущий период - производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;
короткий период - не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;
долгий период - достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.
Различают следующие формы эластичности предложения:
эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;
неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;
абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;
абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.
16. Эффект дохода и эффект замещения
Колебания спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Понижение цены товара увеличивает доход и позволяет расширить объем спроса.
Эффект замещения – доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других благ, ставших сравнительно дороже. При этом уровень реального дохода постоянен, т. е. уровень полезности потребляемого набора благ остался неизменным. Эффект замены при снижении цены всегда выражается в росте объема спроса на этот товар.
Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров эффект дохода и замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки. В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.
17. 18, Общая и предельная полезность.
Полезность – это степень удовлетворения потребителей, которое они получают при потр-нии товаров и услуг либо ведении какой-либо дят-ти.
Пол-сть – понятие субъективное, поэтому точному кол-венному определению она не поддаётся. Экономисты установили, что пол-сть обладает св-вом порядковой измеримости, с пом. кот. можно выяснить, уменьш-ся или увелич-ся степень удовлетворения потребителя, хотя саму степень удовлетворения точно определить нельзя.
Различают две формы полезности: совокупную и предельную. Совокупная полезность – общая пол-сть, получаемая в рез-те потребления всех единиц блага. Совокупн. пол-сть возрастает оп мере увеличения потребления, но не пропор-но объёму потр-ния, а затем постепенно затухает до нуля. Предельная пол-сть – добавочная пол-сть, прибавляемая каждой последней потреблённой единицей блага. Предельная полезность расчитывается вычитанием из последующего показателя общей полезности предыдущего. MU = TUn–TUn-1. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0.
Функция пол-сти – это ф-ция, показывающая убывание полезности блага с ростом его кол-ва:
U=f(Qi), где U – пол-сть блага; Qi – последов-ные количества блага. Единица измерения – ютиль - сугубо индивидуальна.
Т.о., пред. полезность обратно пропорц-на объёму потребления. Эту завис-ть отражает з-н убывающ. пред. полезности: по мере увеличения кол-ва потребляемого блага его пред. пол-сть сокращается.
Ценность товара (меновая ст-ть) опр-ся субъективн. представлениями о пред. пол-сти последн. единицы товара, имеющейся в вашем распоряжении. Поскольку пред. пол-сть блага по мере потребления снижается, то потребитель увеличивает объём покупок (объём спроса) лишь при снижении цены.
Пред. полезность товаров при их изобилии равна нулю. Однако более типичной ситуацией является ограниченность (дефицит) определённых товраов и услуг. Тогда возникает проблема предпочтения тех или иных потребностей, кот. могут быть удовлетворены с пом. ограниченного запаса благ.
Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.
Краткосрочный и долгосрочный периоды
Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т. д.).
Долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль – число функционирующих в ней фирм. Долгосрочный период – это период, в течение которого преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. В отличие от кратчайшего периода, в котором все факторы производства постоянны, и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть переменной, в долгосрочном периоде фирма может изменять все параметры производства. Разграничение трех периодов имеет важное значение для анализа издержек и особенностей поведения фирмы в условиях различных типов рыночных структур.