Основные принципы функционирования рын-й экономики
Таблица 1.
Чем более высок урвень развития эконмики, тем весомее роль трансакционных издержек, и падает роль производственных.
Примеры ТС-издерки – издержки на посик информации, контроль за товарами, затраты на рекламу, контроль за персоналом (чтобы работники использовали рабочее время для работы, защита – камеры, включение их в акционеры и т.д.). Виды трансакционных издержек постоянно пополняются.
-Реклама
-переговоров
-судебные разбирательства
-контроль персонала.
Чем больше ТС-издержки, тем ниже объемы производства. Объем определятся эффективностью – кол-вом издержек на единицу продукции.
Провалы рынка (фиаско) – когда рынок неспособен производить нужные обществу товар. Как правило, бывает, когда становится невыгодно производить товар из-за объемов издержек, хотя и есть спрос. И тогда включается гос-во. Отсюда теневой рынок в России. Дефицит инвестиций – инвесторы не вкладываются в экономику с высокими трансакционными издержками. Коррупция тоже может входить в ТС – издержки.
Взятки – 15 5 ввп в России.
Издержки снижаются с помощью эффективности института. Это его инструмент. И рынлок- есть один из общественных институтов. Обеспечивает спонтанную координации на основе ценовых сигналов.
Условия возникновения рынка.
1. Общественное разделение труда
2. частная собственность на факторы произсодства.
Основные принципы функционирования рын-й экономики
Этапы рыночной экономики:
1. прстое товарное производство. Здесь собственники факторв и есть работники. Ремесленники, крестьяне, кустарное произ-во.
2. чистый капитализм (рынок свободной конкуренции). Производство основано на использовании НАЕМНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. Существует множество фирм. Конкуренция не ограничена, нет монополий. Наемный труд – основа. 18-19 века.
3. монополитический каптиализм. 20 век. Конкуренция ограничена. На рынке господствуют крупные компании. И подчиняют своему влиянию всех остальных.
4. Смешанная экономика (в наше время). В этом случае гос-во вмешивается:1. Госсетор (оборона и проч.) 2. Частные работают под непрямым контролем (налоги госзаказы, индикатиыное планирование). Гос-во имеет большую роль.
Черты Рыночной экономики:
1. Частная собственность. Индивид определяет судьбу имущества. Характер использования редмета.
2. Свобода предпринимательства и потребительского выбора. Смысл: предприниатель: что производить, а покупатель: у к
3. приоритет личного интереса. Максисмиизация полезности в разных видах.
4. конкуренция (есть борьбы фирм-производителей продукции за распределение между ними ограниченного платежеспособного спроса потребителей на доступных им сегментах рынка, (невидимая рука рынка – А. Смит).
5. рынок и цены – механизм саморегуляции. Рынок есть саморегулируемым институтом. Не нуждается во вмешательстве гос-ва. Смысл: рынок сам способен обеспечить баланс спроса и предложения на товары. Это происходит за счет механизма саморегуляции: А) частная собственность, Б) конкуренция, В) свободные цены (цены, устанавливаемые на основе спонтанного взаимодействия спроса и пре5дложения), Г) свобода потребителя и свобода предпринимателя. Рынок в итоге приводит к балансу.
6. социальное неравенство. Неравенство в доходах. Расслоение на бедных и богатых. Чем развитее рынок, тем больее расслоенное общество. Нерегулируемый рынок
7. рыночная направленность деятельности гос-ва. Ныне любая рыночная экономика (развитая) без гос. Регулирования. Смысл не в подмене рынка гос-вом, а компенсации негативных черт и фиаско рынка. Пример: сглаживание социального неравенства.
Рыночная экономика: противоречие между эффетивностью и социальной справедливости. Конфликт нельзя ращоешить, но можно сгладить.
Рынок стремится снизить издержки. Но рынок – высшая степень несправедливости. Погоня за эффективностью ведет к социальному неравенству. В идеале – каждый получает долю от ВП, соразмерную его вкладу в экономику. На деле все не так, но гос-во старается приблизить положение вещей к этому.
Пучок прав собственноти (Коуз), на:
1. право сладения
2. пользования
3. управление
4. на доход
5. продажа изменение изменеие
6. безопасность от экспроприации
7. завещаение и наследование
8. бессрочное обладание благом
9. запрещение использования во вред окружающим
10. взыскание (в уплату долга).
11. на возврат полномочий собственности.
Спецификация прав собственности
1. Четкое определение прав каждого его полномочий в отношении вещи.
2. Означает исключение свободного доступа к ресурсам для всех, кроме собственника
3. Проблема «размывания собственника». Требуется четкое представление конкретного собственника за конкретным имуществом.
Эффективный собственник – лицо (юр или физ), которое заинтересовано в повышении эффективности использования принадлежащих ему ресурсов.
Пример: есть земля. Эффективность: обработка, развитие производства, получение дохода и т.д.
СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
-Домохозяйки
-Фирмы
-Гос-во
-Заграницы
Рынки:
Рынок продуктов
Рынок ресурсов (факторов)
Финансовый рынок.
Взаимодействие всех этих субъектов и рынков – есть КРУГООБОРОТ товаров, продуктов, капиталов.
Таблица 2
Плюсы и минусы рыночной экономики
Плюсы:+
-Саморегуляция
-Эффективноераспредление ресурсов
-Экономическая свобода
-Интерес.
Минусы:-
-Самоподрыв механизмов регуляции при монополизации. Конкуренция ведет к монополии, конкуренция сама себя устраняет.
-Элементы неэффективности из-за кризисов и цикличности
-Социальное неравенство, неравномерность распределения.
СПРОС. ПОНЯТИЕ. ФАКТОРЫ
1. Спрос и предложения
2. Рыночное равновесие
3. Эластичность спроса и предложения
4. рыночное равновесие и государство.
Взаимодействие рыночного спроса и предложения формируют равновесную цену и равновесный объем продукции.
Понятие спроса:
Спрос есть готовность покупателей приобрести определенное количество данной продукции при данном уровне цен. Эмпирически было установлено, что существует закон спроса.
(КриваЯ спрса и преложения). Обратная зависимость между ценой и спросом. При прочих равных условиях (то есть абстрагируемся от прочих факторов, влияющих на спрос, они не меняются и постоянны).
Вывод: из закона следует:
На спрос влияют две группы факторов:
1. цена, ценовые факторы. Этот фактор вызывает изменение спроса в рамках одной и той же кривой спроса. Кривая спроса та же.
2. неценовые факторы. Основные: количество покупателей, доходы покупателей, мода, сезонность, наличие или отсутствие у данного товара заменителей (сабститутов). Далее: Инфляционные ожидания населения (если люди живут с ожиданием роста цен, спрос будет расти), чем ниже инфляция – тем меньше ажиотаж. Неценные факоры сдвигают линию Кривой.
Товары нормальные (спрос на него растет с ростом доходов потребителя) и инфериорные (заниженного качества) – товар, спрос на который падает с ростом доходов потребителя.
Особая группа товаров Киффена (ирландец).
Товар, спросм на который растет с падением доходов.
Это товары первой необходимости: товары продовольствия, лекартсва.