III. Экономико-управленческие задачи преддипломной практики
Реализуя знания законов и закономерностей процессов и структур рыночной экономики, законов и принципов управления социально-экономическими организациями, системный, ситуационный и процессный подходы к менеджменту, методов систематизации и обработки экономико-управленческой информации, прежде всего экономического моделирования, студент в ходе преддипломной практики должен развить свои навыки выявления, постановки и решения в общественно-хозяйственных организациях (предприятиях) практических управленческо-экономических проблем.
Исходя из видения организации (предприятия) как общественно-хозяйственной системы (рыночного субъекта) с соответствующей внутренней и внешней средой, студент должен проанализировать эти аспекты организации (предприятия).
Прежде всего, организация (предприятие), на котором студент проходит преддипломную практику должно быть позиционировано им как управляемая социально-экономическая система (или подсистема), обладающая определенными внутренними ресурсами и выступающая в то же время в роли рыночного агента в конкурентной внешней среде.
Данный позиционный анализ целесообразно начать с общей характеристики (резюме) исследуемого объекта как социально-экономической системы и рыночного агента. Эта характеристика должна содержать объекта: его организационно-правовую форму, хозяйственно-правовое положение (самостоятельное предприятие, управляющая компания, подразделение корпорации), местоположение (адрес), краткую историческую справку, миссию, цели и ценности организации, характеристику хозяйственно-производственный комплекса, рыночную сферу (нишу) и направления современной бизнес-деятельности.
Определив рыночную нишу бизнес-деятельности организации, её производственно-хозяйственный потенциал (материально-технические ресурсы), численность и состав персонала (трудовые ресурсы), необходимо проанализировать систему управления организацией (предприятием), в котором студент проходит преддипломную практику. В ходе этого анализа он должен определить, опираясь на знания основ менеджмента и теории организации, особенности организационной структуры управления рассматриваемой компании, её вид - механистическая (иерархическая) или органическая (адаптационная) структура управления, а также ее тип – линейная, функциональная, линейно-штабная, линейно-функциональная, дивизионная структура или матричная, программно-целевая, проектная, бригадная структура, отметив ее сильные и слабые стороны в данном конкретном случае, перспективы развития. При этом, следует разобраться, какие информационные технологии управления используются в системе управления организацией (предприятием).
Опираясь на первичный позиционный в конкурентной рыночной среде и общий внутренний анализ исследуемой организации студенту необходимо выявить и сформулировать (поставить) актуальную для исследуемой организации экономико-управленческую проблему, согласовав ее с руководителем.
При этом следует учитывать, что согласно системному подходу в управлении проблемы могут быть общими (тотальными) для всей организации и частными (локальными) для соответствующих ее подразделений, внутренними (внутренней, ресурсной среды) и внешними (с учетом динамики внешней конкурентной среды). Организации могут рассматриваться в качестве закрытой системы (без связи с внешней рыночной средой) и в качестве открытой системы (во взаимосвязи с внешней рыночной средой). Отсюда проблемы могут быть оперативными (использования внутренних ресурсов) и стратегическими (адаптации к изменяющейся внешней конкурентной среде).
Управление организацией может быть как линейным, так и функциональным. Как следствие управленческие проблемы разделяются на линейные и функциональные. К линейным относятся проблемы организации и взаимодействия различных уровней управления компанией – топ-менеджмента, среднего менеджмента, первичного менеджмента.. К функциональным относятся проблемы, изучаемые функциональными менеджментами - инновационным, экологическим, международным, маркетингом, логистикой, управления персоналом, качеством, рисками и т.д.
В системе менеджмента организаций согласно теории «Х» и «Y» различаются производственно-экономические и организационно-мотивационные аспекты, то есть «забота» о деле (прибыли, экономической эффективности производства) и «забота» о персонале (социально-психологической устойчивости и способности адаптироваться персонала к изменяющейся рыночной среде). Поэтому и управленческие проблемы могут быть как проблемами типа «Х» (производственно-экономические, финансовые), так и типа «Y» (организационно-поведенческие, мотивационные).
Согласно системному анализу управленческие проблемы разделяются на классы, которые группируют проблемы в соответствии со степенью возможной, необходимой и достаточной глубины и широты их познания. В соответствии с этим подходом в наиболее общем виде все управленческие проблемы подразделяются на три типа - хорошо структурированные, неструктурированные и слабоструктурированные. Это в свою очередь определяет характер структуризации поставленной проблемы, специфику их моделирования и перспективы реализации их экономико-математического анализа.
Поставленная проблема может быть оперативной и стратегической, локальной и тотальной для компании в целом, линейной или функциональной (производственной, кадровой, маркетинговой, финансовой, логистической, и т.д.). Как следствие студент, согласовав программу преддипломной практики со своим руководителем, определяет специфику, масштабы и характер анализа внутренней и внешней среды исследуемой организации (предприятия), а затем - направление разработки необходимого экономико-управленческого решения.
Определив специфику, масштабы и характер выявленной и поставленной экономико-управленческой проблемы, студент должен построить экономическую матрицу анализа конкурентной позиции организации в сложившейся проблемной ситуации и экономическую модель использования имеющихся ресурсов и факторов для решения поставленной управленческой проблемы.
3.3. С помощью экономической матрицы студент должен проанализировать конкурентные позиции управляемой организации на соответствующем рынке (рыночной нише), посредством системного исследования сильных и слабых сторон внутренней среды организации в ее взаимодействии с внешней рыночной конкурентной средой с ее возможностями и угрозами.
3.3.1. Анализ внутренней среды организации (предприятии) в соответствии с спецификой взятой проблемы должен осуществляться по следующим направлениям:
· организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;
· персонал организации: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
· производство организации: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т. п.;
· маркетинг организации: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
· финансы и учет организации: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.
Результатом анализ внутренней среды организации (предприятии) должно стать выявление ее сильных и слабых сторон как субъекта (агента) соответствующего сектора (ниши) рыночной экономики.
3.3.2. Анализ внешней (микроэкономической) среды прямого воздействия организации (предприятии) в соответствии с спецификой взятой проблемы должен осуществляться по следующим направлениям:
· Внешняя (микроэкономическая) среда прямого воздействиявключает факторы непосредственного влияния экономической конъюнктуры отраслевых рынков на деятельность организации.
· В общем плане внешняя среда прямого воздействиявыступает как определенный отраслевой рынок, отличающийся своей структурой (производственно-номенклатурной, пространственной, конкурентной) и характером динамичности (становление, расширение, стабилизация, сокращение).
· В непосредственном плане внешняя среда прямого воздействиявыступает как определенная деловая среда – потребители, поставщики, конкуренты, товары-заменители, государственные институты.
Результатом анализ внешней среды должно стать выявление ее возможностей и угроз, которые она несет организации (предприятию) как субъекту (агенту) соответствующего сектора (ниши) рыночной экономики.
3.3.3. Анализ внешней (макроэкономической) среды косвенного воздействия организации (предприятии) в соответствии с спецификой взятой проблемы должен осуществляться по следующим направлениям:
Внешняя среда косвенного воздействия– этоте факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но в той или иной степени влияют на ее функционирование, а именно:
· современное состояние мировой, национальной российской и региональной (Пермского края) экономики,
· научно-технический прогресс,
· общественно-политические процессы,
· социо-культурные процессы,
· природно-экологическая ситуация.
Особое внимание при этом должно быть уделено выяснению особенностей текущей общеэкономической конъюнктуры, специфики фазы текущего экономического цикла.
3.3.4. Исходя из выявленных сильных и слабых сторон внутренней среды организации (предприятии) как субъекта (агента) соответствующего сектора (ниши) рыночной экономики, возможностей и угроз внешней среды (рыночной экономики) необходимо:
· определить конкурентные преимущества, ключевые факторы успеха и стратегические перспективы анализируемой организации (предприятии).
· осуществить стратегическое позиционирование организации (предприятии) как субъекта (агента) соответствующего сектора (ниши) рыночной экономики.
· сформулировать общую и соответствующие конкурентные, функциональные и (или) отраслевые стратегии поведения организации (предприятии) на своей рыночной нише экономики.
Обобщение и систематизация сильных и слабых сторон внутренней среды организации (предприятии), её конкурентных преимуществ, ключевых факторов успеха и стратегических перспектив, возможностей и угроз внешней рыночной среды должны получить как факторно-логический (качественный), так и экономико-статистический (количественный) анализ.
Опираясь на результаты полученного позиционного анализа организации на рынке, студенту необходимо разработать экономическую модель использования имеющихся ресурсов и факторов для достижения поставленной цели и решения выявленной проблемы.
С помощью экономической модели студент должен определить проблемное поле, сформулировать цели решения – проблемный фокус (внутренние показатели), выявить ресурсы и факторы достижения цели и осуществления решения управленческой проблемы (внешние показатели), сформулировать целевые функциональные связи (желательно в виде экономико-математических уравнений или схем) использования имеющихся ресурсов и факторов для достижения поставленной цели и решения проблемы.
Опираясь на результаты матричного анализа конкурентных позиций организации и моделирования использования ресурсов для достижения поставленной цели, студенту необходимо разработать свой вариант решения выявленной экономической проблемы и оформить его в виде соответствующего плана, проекта, программы, схемы.
Разработанные студентом проектные или программные предложения должны получить соответствующее организационно-управленческое и экономико-расчетное обоснование, в основу которого должно быть заложено соответствующее управленческое решение как результат накопления, хранения и обработки экономической информации.
Эти экономико-управленческие разработки должны быть направлены на:
· повышение эффективного общего стратегического или оперативного управления организации (предприятия).
· проектирование или совершенствование функционирующей системы (подсистемы) функционального менеджмента организация - антикризисного, кадрового, финансового, маркетингового, логистического, инновационного и другого управления.
· совершенствование управления организацией (предприятием) в соответствии с тенденциями социально-экономического развития и динамики отраслевого рынка.