Тема: Теория спроса и предложения. Торговля
Тема: Общественное производство. Модели организации экономических систем.
Цель: Ознакомиться с базовыми экономическими понятиями – производство, факторы производства, экономические блага; определить экономическое значение категории «собственность», «экономическая модель».
Обсуждаемые вопросы:
1.Понятие общественного производства. Производительные силы и производственные отношения. Факторы производства.
2.Ресурсы производства: понятие и классификация. Проблема ограниченности ресурсов.
3.Экономические блага и их классификация.
4. Собственность как экономическая категория. Отношения собственности.
5.Приватизация собственности в России: проблемы, особенности, итоги.
6. Модели организации экономических систем. Рыночная модель экономики. Капитализм как экономическая модель.
7. Американская, японская, шведская, китайская модели экономики.
8. Модель экономического развития современной России.
Темы рефератов и докладов:
1. Взгляд представителей разных экономических школ на проблемы собственности.
2. Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике.
3. Формы и методы разгосударствления и приватизации.
Литература:
1. Райзберг, Б.А. Курс экономики: Учебник. М: Дрофа, 2004. – 315с.
2. Нуреев, М.Н. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов. М: Норма, 2008. – 576с.
3. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник. Киров: «АСА»,2005. – 832с.
4. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2007. – 444с.
Семинарское занятие №2
Тема: Рыночная организация хозяйства. Предприятие как экономический субъект.
Цель: Определить сущность и предпосылки возникновения товарного производства, товара, дененг; ознакомиться с понятием рынка с его законами. Определить значение предприятия в рыночной экономике; ознакомиться с основными организационно-правовыми формами предприятий.
Обсуждаемые вопросы:
1. Товар как основная категория рыночного хозяйства. Теории стоимости товара.
2. Теория цены товара. Виды цен и тарифов. Структура цены на примере цен отдельных товаров (хлеб, бензин, водка).
3. Деньги и их функции в рыночной экономике. Теории денег.
4. История российских денег (гривна, рубль, копейка, денежные реформы, эмиссия, инфляция).
5. История американского доллара, причины успеха американской валюты.
6. Сущность рынка и его функции. Роль рынка в общественном производстве.
7. Структура, виды и сегментация рынков. Инфраструктуры рынка.
8. Организационные формы предприятий и формы объединений предприятий (картели, концерны и другие формы). Фирма.
9. Понятие предпринимательства и его виды.
Темы рефератов и докладов:
1. Исторический процесс формирования рынка как экономического явления.
2. Место и роль предприятия (фирмы) в системе рыночных отношений.
3. Акционерные общества, картели, синдикаты, тресты, концерны, корпорации, холдинги, консорциумы.
4. Кругооборот ресурсов, благ и доходов в условиях рыночной экономики.
Литература:
1. Райзберг, Б.А. Курс экономики: Учебник. М: Дрофа, 2004. – 315с.
2. Нуреев, М.Н. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов. М:Норма, 2008. – 576с.
3. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник. Киров: «АСА»,2005. – 832с.
4. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2007. – 444с.
5. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд.–М.: ВЛАДОС, 2004. – 592 с.
Семинарское занятие №3
Тема: Теория спроса и предложения. Торговля
Цель: Ознакомиться с основными категориями экономической науки – спросом и предложением, их законами и факторами.
Обсуждаемые вопросы:
1. Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса. Функция спроса. Закон спроса. Детерминанты спроса.
2. Индивидуальное и рыночное предложение. Кривая предложения. Функция предложения. Закон предложения.
3. Неценовые факторы предложения. Равновесие спроса и предложения.
4. Эластичность спроса и предложения.
5. Торговля. Издержки обращения. Маркетинг.
6. Реклама, виды, способы рекламирования товаров и услуг. Значение рекламы в формировании спроса.
Темы рефератов и докладов:
1. Практическое значение теории эластичности.
2. Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования.
3. Развитие теории потребительского спроса.
4. Эластичность спроса и структура налогообложения.
5. Эластичность спроса и конкуренция производителей.
6. Место и роль спроса в общественном воспроизводстве.
Литература:
1. Нуреев, М.Н. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов. М:Норма, 2008. – 576с.
2. Райзберг, Б.А. Курс экономики: Учебник. М: Дрофа, 2004. – 315с.
3. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.
Семинарское занятие №4