Территориальная организация общества.

Основным элементом территориальной структуры на макроуровне выступает экономический район. Он выделяется специализацией территориального разделения труда и имеет присущую только ему структуру хозяйства.

Деление территорий на регионы – районирование(необходимое в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития территориальных образований).

Обязательный признак экономического района – относительно законченная система воспроизводственного процесса.

11 крупных экономических регионов: Северный, Северо-западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-черноземный, Поволжский, Северо-Кавказкий, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Они не имеют органов управления.

7 федеральных округов: Центральный (Москва), Северо-западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск).

Субъекты РФ (83): 21 республика, 46 областей, 9 краев, 4 автономных округа, 2 города федерального значения, 1 автономная область.

Административно территориальное устройство – система территориальной организации государства, на основе которой действуют органы государственной власти и местного самоуправления.

Административно территориальное образование (АТО) в составе регионов – субъектов РФ, представляет собой относительно самостоятельные производственной территории единицу с собственной системой управления, с собственными закономерностями общественного производства, т.к. выделяются с у четом рационального размещения производительных сил, тесноты внутренних связей, территориальных особенностей (исторические, национальные, этнические).

Выделение АТО в составе субъектов РФ определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства, и направленно на обеспечение оперативности и эффективности территориального управления.

Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства.

Проблемные регионы – это не только субъекты федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов.

Признаки проблемных регионов:

1. Особая кризисность проявлений той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению страны, политической стабильности, экологическому равновесию.

2. Наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого, особо важного для национальной экономики.

3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны.

4. Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.

Признаки классификации проблемных регионов:

1. Уровень социально-экономического развития.

2. Динамичность развития.

3. Природно-географические условия.

Типы проблемных регионов:

Отсталые регионы.

Отсталые регионы – это регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны.

Низкая интенсивность хозяйственной деятельности, длительный застой, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности. Слабый научно-технический потенциал.

Государство может оказывать поддержку:

– в форме развития производственной инфраструктуры.

– стимулирование притока частных инвестиций.

– датирование предприятий.

Пока главный путь – саморазвитие региона на основе использования собственного потенциала, конкурентного преимущества.

2. Депрессивные регионы.

Депрессивные регионы – это территории, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Эти территории не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого организованной поддержки государства.

В конкретных общекризисных условиях России, определение пришлось бы распространить на все производственно-хозяйственные структуры и на все регионы. Поэтому в настоящее время Российским депрессивным регионам, которые могут претендовать на государственную поддержку следует считать только те в приделах, которых темпы спада производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставление социальных услуг и т.п. Выше как общероссийских, так и макро региональных.

Депрессивность должна оцениваться одновременно по 2 шкалам аномальных улучшений:

1. По отношению к др. регионам (по сравнению с др. территориями).

2. По сравнению со своим собственным прежним состоянием.

Кризисные регионы.

Кризисные регионы – это территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно политических конфликтов, взывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденные миграции населения, регионы в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.

В настоящее время выделяют 4 кризисных поля или пояса: Центральный, Южный, Уральский и Восточный.

Приграничные регионы – вид регионов нуждающихся в особом государственном регулировании.

Зона севера

70% территории России, 8% территории страны.

Общие черты.

Неблагоприятный климат, распространение вечной мерзлоты, неразвитая инфраструктура, удаленность от основных экономических культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокая стоимость жизни.

Комплексные мероприятия:организация комплексного завоза грузов; повышение надежности энергообеспечивания путем использования местных энергоресурсов; предотвращение стихийного оттока населения; создание условий для переселения в более благоприятные регионы избыточного населения; выполнение решения о компенсациях; нормализация межбюджетных отношений с целью обеспечения необходимых социальных расходов.

Наши рекомендации