Критерии оценки выполнения СРС. 1. Тема №3:Основы фармакогенетики
6. График сдачи:2 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль:
Устный опрос.
Кредит №1
1. Тема №3:Основы фармакогенетики. Генетические механизмы индиви-дуальной чувствительности к лекарственным средствам. Особенности взаимодействия лекарственного вещества с системой мать - плацента – плод. Фармакотерапевтические средства в профилактике осложнений беременности. Терапия ранних и поздних токсикозов. Фармакотерапия в родах. Гипоксия плода в родах.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3.Задания:
1.Основы фармакогенетики.
2.Генетические механизмы индивидуальной чувствительности к лекарственным средствам.
3.Особенности взаимодействия лекарственного вещества с системой мать - плацента – плод.
4.Фармакотерапевтические средства в профилактике осложнений беременности.
5.Терапия ранних и поздних токсикозов. Фармакотерапия в родах. Гипоксия плода в родах.
4. Форма выполнения:
Выполнение тестовых заданий.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
6. График сдачи:3 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль:Устное собеседование, выпонение тестовых заданий.
Кредит №1
1. Тема №4:Возрастные аспекты клинической фармакологии (плод, период новорожденности, дети, пожилые люди). Особенности клинической фармакологии лекарственных средств, применяемых у беременных и у лактирующих женщин.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармако-экономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. Возрастные особенности клинической фармакологии у новорожденных, у детей.
2. Особенности клинической фармакологии у пожилых людей.
3. Особенности клинической фармакологии у беременных.
4. Особенности клинической фармакологии у кормящих женщин.
4. Форма выполнения:
Выполнение тестовых заданий.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
6. График сдачи:4 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль:
Задание №1
Применение какого препарата во время родов можег привести к угнетению дыхательного центра у новорожденного:
1. Новокаинамида. 2. Лидокаина 3. Дифенина. 4. Амиодарона. 5. Всех перечисленных
Задание №2
При использовании каких препаратов необходимо уменьшение суточной дозы у лиц пожилого и старческого возраста:
1.Антигипертензивных
2. Антиангинальных
3. Сердечных гликозидов
4. Антикоагулянтов и антиагрегантов.
5. Всех вышеперечисленных
Задание №3
Лицам пожилого и старческого возраста необходим прием следующих лекарственных препаратов:
1.Витаминов 2 Препаратов железа. 3.Препаратов кальция.
Задание №4
Больной С.. 68 лет. в течение 15 лет страдает сахарным диабетом 1 типа, по поводу которого получает инсулин в дозе 70 ЕД в сутки, что поддерживает уровень гликемии в пределах 7,5-8,6 ммоль/л. В последнее время отмечает повышение АД до 170/90-180/100 мм рт ст., в связи с чем лечащий врач назначил пропранолол в дозе 120 мг/сут Какие побочные эффекты следует ожидать при данной комбинации препаратов? Почему? Ваши рекомендации по поводу данного больного
Задание №5
Проведите коррекцию листа врачебных назначений у больного М., 85 лет, находящегося на стационарном лечении, выбрав наиболее рациональную терапию и скорректировав дозы лекарственных средств.
Диагноз: ИБС, постинфарктный кардиосклероз, острая левожелудочковая недостаточность, отек легких (АД 140/110 мм рт.ст.).
1. Sо1. Strophanthini 0,05% 1ml
Вводить в/в струйно на физ. р-ре 2 раза в сутки
2. Таb. Digitoxini 0,0001
По 1 табл. 2 раза в сутки
3. Sо1. Nitroglycerini 1% 2 ml
Вводить в/в капельно в 200 мл 10% р-ра глюкозы
4. Sо1. Рentamini 5% 1ml
По 1 мл в/м 1 раз в день
5. Sо1. Atenololi 0,05
По 1 табл. 1 раз в день
6. Sо1. Веnzohexonii 2,5% 1 ml
По 1 мл в/м 1 раз в день
7 Sо1. Morphini hydrochloridi 1% 1ml
По 0,5 мл в/м 2 раза в течение часа
8. Таb. Dichlothiazidi 0,025
По 1 табл. 1 раз в день
9. Prednisolonhemisuccinatis 0,025 pro injectionibus in ampull
Вводить в/в струйно в 5 мл изотонического р-ра натрия хлорида.
10. Sо1. Furosemidi 1% 2 ml
Вводить по 4 мл в/в струйно
Кредит №1
1. Тема №5:Понятие о симптомах и синдромах. Принципы диагностики заболеваний внутренних органов. Связь клинических проявлений заболеваний с патогенетическими механизмами развития заболевания и тяжестью состояния больного. Симптомы терминального состояния больного. Острые и хронические симптомы. Симптомы и синдромы сердечно-сосудистых заболеваний, болезней бронхолегочной системы, желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной зоны, заболеваний соединительной ткани, почек, эндокринных болезней, неврозов, депрессий, анемий. Заключительная занятие по теме: «Общие вопросы клинической фармакологии».
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. Понятие о симптомах и синдромах.
2. Принципы диагностики заболеваний внутренних органов.
Связь клинических проявлений заболеваний с патогенетическими механизмами развития заболевания и тяжестью состояния больного. Симптомы терминального состояния больного.
3.Острые и хронические симптомы.
4.Симптомы и синдромы сердечно-сосудистых заболеваний, болезней бронхолегочной системы, желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной зоны, заболеваний соединительной ткани, почек, эндокринных болезней, неврозов, депрессий, анемий.
4. Форма выполнения:
Решение ситуационных задач.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
6. График сдачи:5 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль:Устное собеседование, решение ситуационных задач.
Кредит №2
1. Тема №1: Основные принципы клинико- фармакологического подхода к выбору лекарственных средств, применяемых в неврологии (противосудорожные, снотворные, противопаркинсонические средства). Клиническая фармакология миорелаксантов. Поражения периферических нервов: невралгии, невриты, миастения. Фармакотерапия этих заболеваний. Воспалительные заболевания центральной нервной системы: менингиты, полиомиелит, энцефалиты, менингоэнцефалиты. Принципы их фармакотерапии.
2. Цель: научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. Клиническая фармакология противоэпилептических, снотворных, противопаркинсонических средств.
2. Поражения периферических нервов: невралгии, невриты, миастения. Фармакотерапия этих заболеваний.
3. Воспалительные заболевания центральной нервной системы: менингиты, полиомиелит, энцефалиты, менингоэнцефалиты. Принципы их фармакотерапии.
4.Форма выполнения:
Решение ситуационных задач.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
6. График сдачи:6 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль:
Задача №1
· У больного, принимающего галоперидол, возникли явления паркинсонизма. Каким противопаркинсоническим препаратом (наком, леводопа, бромокриптин, селегилин, тригексифенидил) следует воспользоваться для устранения лекарственного паркинсонизма?
Задача №2
· После применения хлорпромазина у больного развилась ортостатическая гипотензия. Каким прессорным средством (эпинефрин, фенилэфрин) следует воспользоваться для повышения артериального давления? Объясните выбор
Задача №3
· Больному шизофренией был назначен антипсихотический препарат, не вызывающий экстрапирамидных нарушений. Очередной анализ крови выявил у больного агранулоцитоз. Определите лекарственный препарат, назначенный больному.
Задача №4
· Пожилой пациент с глаукомой и аденомой предстательной железы доставлен в отделение с острым психомоторным возбуждением. Каким антипсихотическим препаратом (хлорпрома зин, галоперидол) следует воспользоваться для купирования психомоторного возбуждения? Объясните выбор.
Кредит №2
1. Тема №2:Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору лекарственных средств фармакотерапии критических состояний. Нарушения мозгового кровообращения. Ауторегуляция мозгового кровотока. Острые и хронические нарушения мозгового крово-обращения. Основные принципы лечения нарушений мозгового кровообращения. Средства, улучшающие мозговое кровообращение. Фармакотерапия мигрени.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармако-экономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. Нарушения мозгового кровообращения. Ауторегуляция мозгового кровотока.
2. Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения.
3. Основные принципы лечения нарушений мозгового кровообращения. Средства, улучшающие мозговое кровообращение.
4. Фармакотерапия мигрени.
4. Форма выполнения:
Подготовка реферата.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
6. График сдачи:7 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль:устное собеседование, защита реферата.
Кредит №2
1. Тема №3: Принципы фармакотерапии системных аутоиммуных воспалительных заболеваний. Клиническая фармакология противо-воспалительных иммунодепрессивных лекарственных средств и иммуномодуляторов. Клиническая фармакология противовоспали-тельных средств длительного действия (препаратов золота, хинолиновых препаратов, комплексонов). Клиническая фармакология структурно–модифицирующих препаратов (хондропротекторов).
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3.Задания:
1. Фармакотерапия системных аутоиммунных воспалительных заболеваний.
2. Клиническая фармакология иммунномодуляторов и противо-воспалительные иммуннодепрессивные лекарственные средства.
3. Клиническая фармакология противовоспалительных средств длительного действия (препаратов золота, хинолиновых препаратов, комплексонов).
4. Клиническая фармакология структурно–модифицирующих препаратов (хондропротекторов).
4. Форма выполнения:
Подготовка реферата.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
6. График сдачи:8 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль:устное собеседование, защита реферата.
Кредит №2
1. Тема №4: Основные симптомы и синдромы при сепсисе. Методы диагностики. Клинико-фармакологические принципы фармакотерапии сепсиса и септических состояний. Фармакотерапия инфекционных заболеваний и инвазий, кожных, венерических болезней, болезней ЛОР-органов, глаз.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. Синдромы и симптомы при сепсисе.
2. Фармакотерапия инфекционных заболеваний и инвазий.
3. Фармакотерапия кожных, венерических болезней.
4. Фармакотерапия болезней ЛОР-органов, глаз.
4. Форма выполнения:подготовка презентации.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
6. График сдачи СРС:9 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль: устное собеседование, презентация
Кредит №2
1. Тема №5: Туберкулез. Клинические формы туберкулеза органов дыхания. Осложнения туберкулеза. Принципы лечения туберкулеза. Химиотерапия. Клиническая фармакология противотуберкулезных препаратов.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармако-экономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. Туберкулез. Клинические формы туберкулеза органов дыхания.
2. Осложнения туберкулеза.
3. Принципы лечения туберкулеза. Химиотерапия.
4. Клиническая фармакология противотуберкулезных препаратов.
4. Форма выполнения:презентация.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
6. График сдачи:10 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль: устное собеседование, презентация.
Кредит №3
1. Тема №1:Недостаточность кровообращения: принципы фармако-терапии. Кардиотонические средства. Основные симптомы и синдромы при аритмиях. Методы диагностики. Клинико-фармакологические принципы. Фармакотерапии аритмий.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. Фармакотерапия недостаточность кровообращения.
2. Кардиотонические лекарственные средства.
3. Аритмия, симптомы, диагностика, фармакотерапия.
4. Форма выполнения:презентация.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
6. График сдачи:11 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль:
Ситуационная задача
Больная В., 58 лет, находится на стационарном лечении с диагнозом: ИБО, постинфарктный кардиосклероз, мерцательная аритмия, ХНК НБст. Назначено лечение дигоксином 0,5 мг/сут, гипотиазидом 100 мг/сут. На 7-й день лечения на фоне незначительного улучшения появились тошнота, рвота, диарея, бессонница. ЧСС и пульс - 54 в мин. АД - 120/70 мм рт. ст. Креатинин крови - 8О мкмоль/л, калий плазмы -3,7 ммоль/л, Л/а - 102 ммоль/л; ЭКГ - мерцательная аритмия, депрессия сегмента ST в V4 6, желудочковая экстрасистолия по типу тригеминии.
А. Врач предположил развитие гликозидной интоксикации и поэтому решил изменить тактику лечения больной следующим образом:
1. уменьшить дозу дигоксина и добавить верошпирон;
2. отменить дигоксин;
3. назначить унитиол;
4. ввести панангин в/в;
5. ввести 10% раствор СaCI в/в;
6. назначить лидокаин в/в.
На фоне проводимых мероприятий через 3 дня исчезли явления гликозидной
интоксикации, нормализовался электролитный состав крови; ЧСС - 88 в мин., дефицит
пульса отсутствует, исчезла экстрасистолия. При УЗИ - резкое увеличение полостей
сердца.
Б. Выберите из ниже перечисленных эффективные и безопасные ЛС для
дополнительного лечения больной:
1. фуросемид+гипотиазид;
2. верошпирон;
3. гипотиазид+ панангин;
4. сердечные гликозиды+фуросемид;
5. периферические вазодилататоры+фуросемид;
строфантин в/в.
Кредит №3
1. Тема №2: Атеросклероз: современные ЛС, направленные на коррекцию липидного обмена. Сравнительная эффективность гиполипидемических средств. Методы биохимических и клинико-инструментальных исследований, позволяющих адекватно назначить противоатеросклеро-тическую терапию. Типы гиперлипидемий. Особенности выбора гиполипидемического средства в зависимости от типа гиперлипидемии. Эфферентные и сорбционные методы лечения.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. Атеросклероз: современные ЛС, направленные на коррекцию липидного обмена.
2. Сравнительная эффективность гиполипидемических средств.
3. Методы биохимических и клинико-инструментальных исследований, позволяющих адекватно назначить противоатеросклеротическую терапию.
4. Типы гиперлипидемий. Особенности выбора гиполипидемического средства в зависимости от типа гиперлипидемии. Эфферентные и сорбционные методы лечения.
4. Форма выполнения:презентация.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
6. График сдачи:12 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль:устное собеседование, презентация.
Кредит №3
1. Тема №3: Основные симптомы и синдромы при заболеваниях гепатобилиарной системы. Методы диагностики. Клинико- фармакологические принципы фармакотерапии заболеваний гепатобилиарной системы. Нарушения биоценоза кишечника. Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору лекарственных средств, восстанавливающих равновесие микрофлоры кишечника (пробиотики и эубиотики). Клиническая фармакология метаболических лекарственных средств.Витамины и родственные препараты. Ферментные препараты и ингибиторы ферментов. Аминокислоты. Принципы фармакотерапии метаболическими лекарственными средствами.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. Фармакотерапия с учетом функционального состояния печени и билиарной системы.
2. Нарушения биоценоза кишечника.
3. Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору лекарственных средств, восстанавливающих равновесие микрофлоры кишечника (пробиотики и эубиотики).
4. Витамины и родственные препараты.
5. Ферментные препараты.
4. Форма выполнения:портфолио.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
6. График сдачи:13 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль:портфолио.
Кредит №3
1. Тема №4:Основные симптомы и синдромы при анемиях и нарушениях гемостаза. Методы диагностики. Клинико- фармакологические принципы фармакотерапии анемий и нарушений гемостаза. ДВС-синдром: клиническая фармакология и принципы фармакотерапии. Фармакотерапия препаратами для парентерального питания. Плазмозамещающие и дезинтоксикационные растворы. Препараты, применяемые для коррекции для кислотно-основного состояния и ионного равновесия в организме.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. Клиническая фармакология препаратов применяемых при анемиях и нарушениях гемостаза.
2. Фармакотерапия ДВС – синдрома.
3. Фармакотерапия препаратов для парентерального питания.
4. Форма выполнения:портфолио.
5. Критерии оценки выполнения СРС:
6. График сдачи:14 неделя.
7. Литература:
Основная:
Дополнительная:
8. Контроль:
1. Выберите симптомы, наиболее характерные для железодефицитной и пернициозной анемии:
Симптомы | Железодефицитная анемия | Пернициозная анемия |
1. Одышка 2. Шум в ушах 3. Сердцебиение 4. Повышение цветового показателя 5. Уменьшение количества лейкоцитов в крови 6. Уменьшение количества эритроцитов в крови 7. Уменьшение цветового показателя 8. Ломкость ногтей 9. Выпадение волос 10.Извращение вкуса 11.Красный, «лакированный» язык 12.Атрофия мышц 13.Полиневрит 14.Патологические формы эритроцитов в крови. |
Задача №1
Больному по поводу тромбофледита вен нижних конечностей были назначены неодикумарин и бутадион в средних терапевтических дозах. Через неделю в связи с простудным заболеванием он самостоятельно начал принимать тетрациклина гидрохлорид. Через 3 суток после этого он обратил внимание на наличие крови в моче. Объясните создавшуюся ситуацию. Ваши рекомендации?
А) Диагноз: Беременность 28 недель. Железодефицитная анемия (гемоглобин 84 г\л, эр.-3,0х1012\л, цветовой показатель 0,82).
1. Переливание одногрупной крови.
200 мл в\в капельно.
2. Rheopolyglucini 400 ml
В\в капельно 1 раз в 2 дня
3. Dragee Ferroplex
По 1 драже 3 раза в день
4. Sol. Acidi ascorbinici 5% -1 ml
По 1 мл в\м 2 раза в день
5. Tab Acidi folici 0,001
По 1 таб 2 раза в день
6. Sol.. Cyanocobalamini 0,05% -1,0 ml
По 1,0 мл в\м 3 раза в день
7. Sol.. Coffeini natrii benzoatis 10% -1 ml
По 1 мл в\м 2 раза в день
8. Ferrum-Lec 2 ml
По 2 мл в\м 1 раз в день
9. Tab. Calcii gluconatis 0,5
По 1 таб. 2 раза в день
10. Tab. Neroboli 0,005
По 1 таб 2 раза в день.
Кредит №3
1. Тема №5:ВИЧ и ВИЧ-ассоциированные болезни: проблемы диагностики и основные принципы профилактики и фармакотерапии.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. ВИЧ и ВИЧ-ассоциированные болезни
2. проблемы диагностики и основные принципы профилактики и фармакотерапии.
4.Форма выполнения: портфолио.
5. Критерии оценки и выполнения СРС:
Форма контроля | Оценка | Критерии оценки |
Подготовка и решение ситуа-ционных задач, подготовка и решение тестовых заданий, подго-товка и защита реферата, подго-товка презента-ций, составление кроссворда и сканворда, напи-сание глоссарий, эссе. | Отлично А (4,0; 95-100%); А- (3,67; 90-94%) | Активно участвовал в работе, проявил при этом оригинальное мышление, показал глубокое знание материала, использовал при обсуждении научные достижения других дисциплин |
Хорошо В+ (3,33; 85-89%); В (3,0; 80-84%) В- (2,67; 75-79%). | Активно участвовал в работе, показал знание материала, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом | |
Удовлетворительно С+ (2,33; 70-74%) С (2,0; 65-69%) С- (1,67; 60-64%) D+ (1,0; 50-54%) | При работе в группе был пассивен, допускал неточности и непринципиальные ошибки, испытыавл большие затруднения в систематизации материала | |
Неудовлетворительно F (0; 0-49%) | Не принимал участие в работе группы, отвечая на вопросы преподавателя, допускал принципиальные ошибки и неточности, не использовал при ответах научную терминологию. |
6. График сдачи:15 неделя.
7. Литература:
Основная:
1. Орманов Н.Ж., Орманова Л.Н.Фармакотерапия 1 и 2 том. Шымкент, 2012 г.
2. Орманов Н.Ж., Егизбаев М.К. Фармакотерапия в кардиологии, Шымкент, 2012г.
3. Орманов Н.Ж., Садырханова Г.Ж., Орманова Л.Н., Мусахова М.О., Фармакотерапия в пульмонологии, Шымкент, 2012г.
4. Орманов Н.Ж., Егизбаев М.К., Орманова Л.Н., Сарманова Н.М., Фармакотерапия в ревматологии, Шымкент, 2013г.
5. Орманов Н.Ж., Орманов Т.Н., Садырханова Г.Ж., Фармакотерапия болезней органов пищеварения, Шымкент, 2013г.
6. Гузева В.И., Михайлов И.Б. Фармакотерапия нервных болезней у взрослых и детей. – М. Медицина 2002.
7. Шток В. Фармакотерапия в неврологии. – М. Медицина, 2005.
8. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г. Кукеса. – М.: Изд-во Моск. Мед. академия, 2008.
9. Клиническая фармакология . Национальное руководство + СД / под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г. Кукеса, В.И. Петрова, В.К. Лепахина, Л.Е. Зиганшиной. – М., «Геотар – Медиа», 2008.- 1000 с. Электронные ресурсы.
10. Клиническая фармакология. Консультант врача. Электронная информационно –образовательная система на СД.- М., «Геотар – Медиа», 2008.
11. Белоусов Ю.Б. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002.
12. Белоусов Ю.Б., с соавт Клиническая фармакология и фармакотерапия. – М.: Медицина, 2001.
Дополнительная:
1. Орманов Н.Ж., Орманова Л.Н. Фармакология кесте мен сызбада, Шымкент, 2011 жыл.
2. Орманов Т.Н. Дәрілердің өзара әсерлесуінің белсенділіктері,Шымкент, 2013 жыл.
3. Федюкович Н.И. Справочник по лекарственным препаратам. Минск, 2001.
4. Лепахин В.К. с соавт. Клиническая фармакология с международной номенклатурой лекарств. – М.: ГОЭТАР, 2002
5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология. – пер с англ. В 2-х т., М.: Медицина, 2002.
6. Середенин С.Б. Лекции по фармакогенетике. Учебное пособие. М., 2004.
7. Филипенко Н.Г., Поветкин С.В. Клиническая фармакология и фармакотерапия в таблицах, схемах и алгоритмах.- М., «Медицина», 2004-116 с.
8. Машковский М.Д. Лекарственные средства . пособие для врачей. М., 2005.
9. Крылова Ю.Ф. Взаимодействие лекарственных средств.М., 2005.
10. Волошин П.В., Тайцин В.И. Лечение сосудистых заболеваний головного и спинного мозга. – М., «МЕД-пресс-информ», 2005.
11. Дополнительное лекарственное обеспечение ( ДЛО) . Консультант врача. Электронно – информационная образовательная система для практикующих врачей на СД. Версия 2. – М., «Геотар – Медиа», 2007
12. Перевод с английского Левина О. Фармакотерапия в неврологии и психиатрии. М., 2007.
13. Левин О.С. Современные подходы к диагностике и лечению боли в спине. – Москва, 2008.
14. Клиническая фармакогенетика: уч. пособие / под ред. Н. П. Бочкова, В. Г. Кукеса – М, «Геотар-Медиа», 2007 – 248 с.
15. Ф.Леманн-Хокрн, А.Лудольф. Лечение заболеваний нервной системы. – Москва. МЕДпресс-информ. – М., 2004.
16. Штрибель Х.В. Терапия хронической боли. Практическое руководство. «ГЭО-ТАР - Медиа», 2006.
17. Эни С.Д., Койл Дж.Т. Фармакотерапия в неврологии и психиатрии. – М.: МИА, 2007.
18. Михайлов И.Б. Основы фармакотерапии детей и взрослых, руководство для врачей. М.: АСТ, СПб.: Сова, 2005.
19. Гудман Г., Гилман Г. Клдиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. – М.? «Практика», 2006г. – 1648с.
20. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса, А.К. Стародубцева /- М.: Изд.дом «ГЭОТАР-МЕД», 2006.-640с.
21. Белоусов Ю.Б., Гуревич К.Г. Клиническая фармакокинетика. – М.: Изд.дом «ГЭОТАР-МЕД», 2005.-288с.
22. Мартынов А.И., Мухин Н.А. Внутренние болезни.- М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005.
23. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2004.
8. Контроль:портфолио.