Работы и подготовке к семинарам и практическому занятию

Изучение темы целесообразно начатьсвыяснения особенностей русской экономической мысли. Для этого необходимо познакомиться с тематикой работ российских экономистов, определить круг проблем, волновавших российское экономическое сообщество. Далее постарайтесь понять, почему выраженная социальная, практическая направленность,повышенная озабоченность моральными проблемами были спецификой русской экономической мысли.

Первый семинар посвящен изучению двух вопросов. При подготовке первого вопроса детально проработайте экономические воззрения М.И. Туган-Барановского. Обратите внимание на многосторонность и оригинальность разработанной им системы экономических взглядов. Особое внимание уделите теории стоимости и теории циклов и кризисов. Второй вопрос посвящен экономическим дискуссиям 1920-х гг. о природе планового хозяйства. Сравните взгляды «генетиков» и «телеологов» в дискуссиях о методах построения хозяйственных планов. Следует уяснить специфику политэкономии в 1920-30-е гг. С одной стороны, стоящие на классовых позициях большевики исходили из необходимости подчинения экономической науки интересам пролетариата, а с другой - именно в этот период российская наука имела достижения мирового уровня. Важно показать многообразие подходов к исследованию следующих проблем: соотношение плана и рынка, пути стабилизации финансов и производства, проведение структурных преобразований.

Самостоятельно прорабатывая данную тему, познакомьтесь с исследованиями Конъюнктурного института, особое внимание стоит уделить теоретическому наследию Евгения Слуцкого (теория потребительского спроса, исследования в области математического моделирования конъюнктуры).

Второй семинар посвящен анализу экономических концепций двух известных ученых, которые были репрессированы в 1930-е гг. Следует подробно изучить их взгляды, выявить значение их теоретического наследия.

Следующим шагом должно стать знакомство с первой в истории моделью экономического роста, разработанной Григорием Фельдманом. Далее выясните, в чем состоит сущность метода линейного программирования, предложенного Леонидом Канторовичем (Нобелевская премия по экономике 1975 г.) и экономической модели «затраты-выпуск», разработанную американским экономистом русского происхождения Василием Леонтьевым (Нобелевская премия по экономике 1973 г.).

При изучении политической экономии советского периода, необходимо помнить, что основной стержень обсуждений и споров разворачивался вокруг оценки роли рыночных отношений в политэкономии «государственного социализма». Выделите главные рубежи дискуссий по экономическим проблемам в послевоенный период.

Познакомьтесь с научным творчеством Евгения Варги (исследования основ монополизации производства, сферы обращения и потребления, проблемы трансформации капитализма в связи с влиянием мировой войны), Николая Вознесенского (организация хозяйственного расчета, рациональное размещение производительных сил, анализ специфики действия экономических законов), Александра Анчишкина (исследование проблем экономического роста, разработка Комплексной программы научно-технического прогресса).

В заключение целесообразно изучить тенденции в российской экономической науке на современном этапе.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему теоретическая и практическая линии в экономической мысли России первой половины XIX в. имели различную тематику?

2. Какие западные экономисты были популярны в России в начале XIX в.?

3. В чем заключалась теория цивилизации Г. Шторха?

4. Кто был автором первого русского учебника политэкономии и к какому из западных экономистов он был близок?

5. Какие основные направления и школы формировались в экономической мысли России во второй половине XIX - начале XX вв.?

6. В чем состоит практическая значимость теории больших циклов Н.Д. Кондратьева?

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме (часть 1 «Деловая игра» / под общ. ред. В.А.Черных, О.В. Саенко. М.: Изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.

2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.

3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.

4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Наши рекомендации