Перестройка управления государственными предприятиями в 1985-1991 годах
В начале 1980-х гг. мощный научно-технологический потенциал для развития экономики страны, созданный за послевоенный период, в значительной степени был исчерпан. Страна вступила в период застоя. Все усилия по совершенствованию управления народнохозяйственным комплексом страны, сохраняющие государственную форму собственности, централизованный план и большинство других основополагающих ценностей социализма, не дали ожидаемых результатов.
Многими учеными в печати стал подниматься вопрос: а возможна ли в принципе новая система управления в рамках существующей модели социализма. Наиболее заметными среди них были публикации Л.И. Абалкина, П.Г. Бунина, Н. Шмелева, Г.Х. Попова.
Условия для роста экономики страны были. В этот период СССР имел определенные успехи в экономике, в том числе в космической промышленности, военно-промышленном комплексе и т.д. Страна в основном обеспечивала себя на минимально допустимом уровне продуктами питания и товарами широкого потребления. Советский Союз обладал огромными природными богатствами.
Перестройка(1985-1991 гг.) была вызвана стремлением реформировать советскую экономику, вступившую в начале 80-х гг. в затяжной социально-экономический кризис.
Перестройка - совокупность политических и экономических перемен, происходивших в СССР в 1985—1991 гг.; общее название нового курса советского партийного руководства по реформированию социалистической системы
Этот период напрямую связан с именем генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, инициировавшего большие перемены во всех сферах жизни советского общества.
Перестройку условно можно разделить на три этапа:
Первый этап — период ускорения развития экономики (1985— 1986 гг.).
Второй этап — реформирование социализма в духе демократического социализма (1987— июнь1989 гг.).
Третий этап — заключительный, этап разрушения административно-командной системы управления экономикой и начало перехода к рыночным отношениям (июнь 1989-1991 гг.).
Первый этап (1985—1986 гг.).На этом этапе руководство страны исходило из того, что реформы должны реализовать огромные экономические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Для реализации этого направления предлагались вполне традиционные методы: активизация «человеческого фактора» (социалистическое соревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством), использование скрытых резервов (полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы), ускорение технического обновления предприятий, введение государственной приемки продукции, борьба с нетрудовыми доходами и т.п.
Какие-либо радикальные шаги в этот период не предпринимались. У государственного аппарата не было ни средств, ни особого желания менять систему планово-административного управления. Хозрасчет, введенный на предприятиях, носил половинчатый характер, а поэтому не способствовал повышению эффективности производства.
Политика ускорения не принесла ощутимых результатов. Добиться повышения темпов роста экономики не удалось. Антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета. Это повлекло за собой снижение расходов на социальную сферу и недовольство значительной части населения.
Второй этап (1987 — июнь 1989 гг.).Он характеризуется началом широкомасштабных реформ. По инициативе М.С. Горбачева известными советскими учеными-экономистами Л.И. Абалкиным, А.Г. Аганбегяном, П.Г. Буничеми др. была разработана научная концепция экономической реформы в СССР.
В концепции предусматривались следующие изменения:
• введение хозрасчета и самофинансирования предприятий;
• постепенное возрождение частного сектора экономики;
• более глубокая интеграция в мировой рынок;
• отказ государства от монополии на внешнюю торговлю;
• развитие арендных отношений на селе.
Предлагаемая экономическая реформа была очередной попыткой соединения плановых и рыночных механизмов управления экономикой.
Отдельные положения этой программы были реализованы. Так, в январе 1988 г. вступил в силу Закон СССР от 30 июня 1987 г № 7284-XI «О государственном предприятии (объединении)». В нем роль союзных министров сводилась к подготовке контрольных цифр и определению госзаказа для предприятий. Продукция, произведенная предприятиями сверх заказа, могла реализовываться ими по рыночным ценам. Однако этот Закон не дал желаемых результатов, поскольку предприятия столкнулись с проблемами сбыта своей продукции. Чтобы выжить, они стали активно бороться за госзаказ.
В 1988 г. был принят Закон от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР», который привел к созданию огромного числа различных кооперативов. Особенно активно они развивались в сфере торговли. Возникла сеть так называемых коммерческих магазинов, которые скупали государственные товары и перепродавали их по завышенным ценам. Из продажи исчезли дешевые товары ширпотреба, многие жизненно важные продукты питания. Для регулирования продажи продуктов питания правительство вынуждено было ввести так называемые талоны.
Принятый в 1989 г. Закон СССР от 2 апреля 1991 г. № 2079-1 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» привел к появлению социальных групп, владеющих средствами производства. Однако обострение экономических и социальных проблем вызывало различные формы протеста, в том числе в виде забастовок.
Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма провалилась.
Третий этап (июнь 1989—1991 гг.).В этот период происходит резкая дестабилизация обстановки в стране. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Хронический товарный дефицит достигает своей критической точки: пустые полки магазинов становятся символом этого этапа. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне. Основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение рыночной экономики капиталистического типа.
Летом 1990 г.. рабочая группа во главе с академиком Л.И. Абалкинымпо поручению правительства разработала экономическую антикризисную программу. В программе была заложена идея постепенности вхождения в рынок («сначала стабилизация, а потом рынок»). Вводить рынок предлагалось поэтапно, начиная с 1991 г. По-прежнему сохранялось сочетание государственного сектора и рыночных отношений. Программа не получила поддержки у руководства страны.
В этот период группа ученых по главе с академиком С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинскимподготовила альтернативную программу перехода к рыночной экономике, получившую название «500 дней». Многими учеными она рассматривалась также как «шоковая терапия».
Основные положения программы «500 дней»:
• масштабная приватизация государственной собственности за этот короткий срок;
• свободное рыночное ценообразование с параллельной индексацией заработных плат и социальных пособий;
• ограничение прав союзного центра по управлению экономикой.
Эта программа также была отвергнута. М.С. Горбачев предпочел программу экономических реформ, разработанную под руководством министра финансов СССР B.C. Павлова.Проект этой программы предусматривал осуществление жесткого государственного контроля при переходе к рынку.
Программа Павлова начала осуществляться с января 1991 г. В этот период неожиданно для граждан страны была проведена денежная реформа. Сбережения большинства трудящихся были обесценены. С тем чтобы остановить ажиотажный спрос в апреле 1991 г. были повышены розничные цены в 2-5 раз практически на все продовольственные и промышленные товары повседневного спроса. При этом заработная плата повышалась в среднем лишь на 20—30%. Повышение розничных цен привело к резкому снижению уровня жизни практически всех слоев населения страны и еще более усилило социальную напряженность в обществе.
Таким образом, вследствие отсутствия серьезного научного обоснования и опыта проведения подобных преобразований «перестройка»(1985—1991 гг.) не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической системы, но и еще больше его углубила. Ей суждено было стать последней в XX в. попыткой реформировать плановую административно-командную систему управления экономикой страны и отдельными предприятиями. На смену ей стала возрождаться рыночная экономика.
Коренным поворотом в переходе от планового управления экономикой к рыночному регулированию явились следующие меры:
• ликвидация Госплана и Госснаба СССР;
• либерализация цен;
• приватизация государственных предприятий;
• предоставление предприятиям полной хозяйственной и финансовой самостоятельности.
За короткий период в стране были созданы коммерческие банки, ранее принадлежащие государству предприятия — преобразованы в акционерные общества, проведена реорганизация колхозов и совхозов, было создано много новых коммерческих предприятий и организаций.
Принятые меры по реформированию управления народнохозяйственным комплексом страны ознаменовали собой завершение социалистического этапа развития, а вместе с этим завершился очередной этап эволюции управленческой мысли в России. Экономика страны постепенно начала приобретать признаки рыночной.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
1. Началом развития управления как науки в России можно считать первое десятилетие XX в. В этот период в стране зародилось движение на научную организацию труда. Благоприятные условия для развития научной мысли были созданы в стране новой экономической политикой (НЭП).
2. В 20-е гг. среди российских ученых обозначились две группы концепций управления: организационно-техническая и социальная. Такие видные российские ученые, как А.А.Богданов, А.К. Гастев, О.Е. Ерманский и др., отстаивали организационно-техническую концепцию, а П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский и др. развивали социальную концепцию управления.
3. Представители организационно-технического направления внесли заметный вклад в развитие теории организации, рациональной организации труда и производства на социалистическом предприятии. Представители социального направления концентрировали внимание на управлении персоналом. Они призывали не рассматривать людей в качестве «винтиков сложной машины» и разработали ряд положений по активизации человеческого фактора.
4. Политика «военного коммунизма», сталинская репрессия и Вторая мировая война надолго затормозили развитие науки управления в России. Заметное оживление управленческой мысли началось в годы реформ управления народным хозяйством. Основные идеи реформы 1965 г. по совершенствованию планирования и материального стимулирования работы промышленных предприятий были предложены профессором Е.Г. Либерманом. Реформа осуществлялась под руководством председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Основные принципы реформы: отказ от практики административных и волевых решений, повышение научного уровня управления экономикой, переход к экономическим методам управления, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и объединений, более широкое применение методов материального стимулирования.
5. Некоторый эффект реформы управления народнохозяйственным комплексом страны оказался кратковременным. Эта реформа с самого начала была обречена на провал, так как оставляла без изменений глубинные отношения производства — отношения собственности. В ней также были заложены несовместимые принципы: расширение прав предприятий и усиление централизации управления и т.п. В связи со сменой руководства в КПСС и правительстве страны большинство мероприятий, намеченных экономической реформой 1979 г., также оказались невыполненными.
6. С 1985 г. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева начинается новый этап реформирования управления экономикой страны под общим названием «перестройка». Перестройку условно можно разделить на три этапа: первый этап — период ускорения развития экономики (1985-1986 гг.); второй этап — реформирование социализма в духе демократического социализма (1987 — июнь 1989 гг.); третий этап — разрушение административно-командной системы управления экономикой и начало перехода к рыночным отношениям (июнь 1989-1991 гг.). Меры, осуществляемые в ходе первых двух этапов реформ, не дали ощутимых результатов. Попытка реформирования социалистической экономики провалилась.
7. На третьем этапе перестройки осуществлялись меры по переходу к рыночным отношениям. Ключевыми факторами этого процесса явились: либерализация цен; ликвидация Госплана и Госснаба СССР; предоставление предприятиям полной хозяйственной и финансовой самостоятельности; приватизация государственных предприятий.