Междунар валютно-кредитные и финан организ.

Общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации всемир хоз-ва.

К ним относятся: Банк международных расчетов, Междунар вал фонд, Всемирный банк, Междунар ассоциация развития, Междунар агентство по инвестиционным гарантиям и др., а также региональные банки развития. Деят-ть этих учреждений координируется спец учреждением ООН – экономическим советом, в рамках кот действуют 4 региональные комиссии по Европе, Африке, Азии и Лат.Америке. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамерикан банка развития. Международные финансовые институты возникли после 2 мир войны, кроме Банка международных расчетов (БМР, 1930). Эти межгосуд институты предоставл кредиты, разрабатыв принципы функционир мир валютной системы, осущ межгосуд регулирование междунар валютно-кредитных и финансовых отношений.

Причины их создания: 1. Усиление интернационализации хоз-ой жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы(транстац комп/банк). 2.Развитие межгосуд регулирования хоз связей. 3.Необход своеврем решения проблем нестабильности мир эк-ки.

38. Проблемы участия России в междунар валютно-кредитных и фин организациях.Интеграция (взаимопроникн хоз-в друг в друга) России в мировую эк-ку предполаг ее участие в межгосуд фин-ых институтах. В 1985 г. был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ (междунар вал фонд) и МБРР(Междунар банк реконструкции и развития). Запад не согласился на полномасштабное членство СССР в данных ор­ганизациях. Россия подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. С учетом требова­ний МВФ был разработан Меморандум об эк-ой поли­т Рос Фед. 27 апр 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России. После подписания Статей Соглашения МВФ , учредительных документов МБРР и МФК (Междунар фин корпорация) российскими представителями Россия официально стала участницей этих организаций.(1993 г.) Обязанности России как члена МВФ:Во-первых, устранен валютных огра­ничений, поддержание конвертируемости (св-во вал обмениваться между собой) нац-ых валют.

Во-вторых, Статья VIII требует от стран-членов не прибегать к множественности валютных курсов.

В-третьих, инф-ная открытость страны, предста­вление Фонду данных о своей эк-ке, пла­тежном балансе, золото-валютных резервах, допуск на свою тер представителей МВФ.

Осн проблемы взаимодействия Рос с МБРР связаны с реализацией финансируемых им проектов. Недостаточная эффективность проектов, реализуемых в России после кризиса 1998 г. за счет займов МБРР, оказала негативное влияние на двухсторонние отношения. Отмечалось резкое снижение объемов кредитования.В настоящее время РФ явл членом различных междунар валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми МФО(Междунар финан организ) на договорной основе. Сотрудничество осуществляется на различных уровнях:

1) ведущие мировые финансовые институты - МВФ и группа Всемирного банка; 2) ЕБРР(европ банк реконстр и разв) созданный спец для кредитования переходных экономик.

!!48. Эк-ая интеграция: сущность, предпосылки и цели

МЭИ (междунар эк-ая интеграция) – процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания нац хоз-ых систем, облад потенциалом саморазвития и саморегулирования.

Предпосылки интеграции: 1) развитие производительных сил в условиях НТР; 2) МРТ и функционирование ТНК (транснац комп) и МНК (многонац комп); 3) Эк-ая интеграция.

4) Интернационализ произв-ва и капитала;

Предпосылки: - сходство уровней эк-­го развития интегрирующихся стран; - территориальная близость государств; - общность эк-их и других проблем;

- демонстрационный эффект: в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положит сдвиги, оказывающие психологич воздействие на др страны;

- эффект домино (страны, кот оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок).

Особенности эк-ой интеграции, отличающие ее от др форм эк-го взаимод-ия стран: - Взаимопроникновение и переплетение нац производственных процессов;

- Широкое развитие международной специализации и кооперирования в производстве, НИР(науч-исслед раб) и технике на основе наиболее прогрессивных форм;

- Изменения в экономике стран-участниц; - Необходимость в целенаправленном регулировании интеграционного процесса;

Цели: - расшир размеров рынка, сокращ трансакционных

издержек; - решение задач торговой политики;

- поддержка молодых отраслей нац промышленности, т.к. для них возникает более широкий региональный рынок.

Наши рекомендации